Для начала рассмотрим инсталляции в виде дверных массивов динамиков. В последнее время они встречаются очень часто и особенно популярны у начинающих любителей автозвука. Оно и понятно: громко, броско и сразу же вызывает непреодолимый зуд в виде желания немедленно распилить обивки собственных дверей и тоже понаставить себе динамиков по принципу «больше - значит круче». И многие поступают именно так, повторяя лишь внешнюю сторону и не сильно задумываясь о технических деталях и принципе работы всей этой системы. Но сейчас мы не будем говорить о таких «инсталляциях», а будем подразумевать, что акустика установлена грамотно - с должным креплением и организацией правильного акустического оформления, и посмотрим, как это работает.
Если вы когда-нибудь бывали на большом открытом концерте, то наверняка обращали внимание на большие колонки, составленные сразу из нескольких аудиомониторов. Так вот, если вернуться к автомобильному аудио, то дверные массивы динамиков работают по тому же самому принципу и представляют собой так называемые системы «дальнего поля», которые формируют «звуковой луч», «бьющий» на приличное расстояние и создающий солидный уровень громкости на некотором удалении от машины. «Озвучить поляну» такой системой - раз плюнуть. Так в чем же подвох?
Минусы есть, причем в нашем случае они могут оказаться весьма существенными. Для наглядности снова вернемся к концертным колонкам. Если организаторам концерта не наплевать на своих посетителей, то вокруг них всегда есть ограждение, которое не позволяет приблизиться к ним вплотную. И дело тут не только в опасной громкости (хотя это тоже одна из важных причин).
Формат автозвуковых соревнований SQL, принятый в EMMA в прошлом году в качестве эксперимента, судится именно так: судьи слушают обычный SQ-диск, но на расстоянии от автомобиля. Только так, а не внутри авто и не рядом с ним можно адекватно оценить качество звука такой системы | |
Если вам близко понятие "в автомобиле как дома", то и строить систему нужно по соответствующим принципам |
Кстати, замечали ли вы, что на любом концерте звукорежиссерский пульт всегда устанавливается на удалении от сцены? О причине теперь вы уже догадываетесь: расстояние до «точки прослушивания» в этом случае заметно больше, чем размеры самих мониторов, что минимизирует фазовые искажения. Недаром в акустике идеальным излучателем всегда является точечный, т.е. имеющий маленькие размеры. В общем, завешиваешь динамиками всю дверь - готовься к тому, что слушать можно будет только на расстоянии. Ну а все, кто говорит: «Я езжу, и мне и так норм», - что ж, ребята, просто вы не слышали действительно хорошего.
Вариант 1. Динамиков много, и они везде.
+ Можно получить высокую громкость при озвучивании открытого пространства. +100500 баллов к уровню понтов.
- Сильнейшие фазовые искажения в "ближнем поле": несогласованность звучания разных частотных диапазонов, резкость, риск уже к среднему возрасту остаться глухим
РЕЙТИНГ
Звучание в машине: 1
Звучание рядом с машиной (<5-7 м ): 3
Звучание на расстоянии от машины (больше 5-7 м): 5
Вывод:
Это системы "дальнего поля" - вариант подходит только для работы на открытое пространство с открытыми дверями и абсолютно не подходит, если вы собираетесь слушать систему в машине
Теперь перейдем к системам, которые строятся по классическим принципам, проверенным годами и опытом. И главный из этих принципов - устанавливаем передние динамики как можно дальше от слушателя и при необходимости добавляем тыловую «подзвучку». Главная задача такого подхода - создать правильное звуковое поле внутри автомобиля.
В 95 случаях из 100 классическая установка динамиков оказывается вполне достаточной | |
Если нужен большой запас по громкости, но при этом в салоне автомобиля, а не за его пределами, можно рассмотреть вариант установки вдвоенной акустики |
«Правильное» в данном случае для каждого свое: для кого-то это получение впечатления от присутствия на живом концерте где-то в средних рядах зала или площадки, с правильной фронтальной звуковой сценой и общей звуковой атмосферой, а для кого-то - впечатление от присутствия в ночном клубе с равномерно окружающим звуком. В обоих случаях цели можно добиться именно такой, классической установкой динамиков, а никак не дверными массивами, когда один будет играть под локтем, другой под коленкой, да еще и какой-нибудь рупорный «свисток» под плечом будет лезть в уши... «Окружающего» звука, ручаюсь, не получите, а получите «разваленный» звук. И в теории, и на практике, проверено.
Но что делать, если все же хочется получить достаточно громкую систему, но при этом чтобы ее можно было слушать и в машине?
Вариант 2. Классическая установка динамиков.
+ Можно получить звучание, сравнимое с хорошей домашней системой, с качественным саундом, равномерной звуковой сценой или "окружающим" звучанием (смотря что для вас в приоритете).
- Если вы собираетесь "озвучивать поляну", то громкости будет недостаточно
РЕЙТИНГ
Звучание в машине: 5
Звучание рядом с машиной (<5-7 м ): 3
Звучание на расстоянии от машины (больше 5-7 м): 1
Вывод:
Это классика автозвука - системы "ближнего поля", проверенные временем или опытом. Выбирайте этот вариант, если большую часть времени вы проводите в машине, а не около нее.
Тут есть компромиссный вариант: ставим динамики по все тем же принципам, что и для обычной SQ-системы (динамики как можно ближе друг к другу и отодвигаем как можно дальше вперед), но не один комплект, а сдвоенный или строенный.
Конечно, тут тоже есть свои подводные камни, ведь мы получим чуть больше фазовых искажений, чем в обычной «одинарной» системе, но еще вполне умеренные и не такие фатальные для наших ушей, как в первом случае. Мы сохраним возможность получить нужный характер звукового поля - с фронтальной сценой или равномерный «звук вокруг» - и возможность легко поработать на небольшую «поляну».
Вариант 3. Классика со сдвоенными или строенными комплектами акустики.
+ Все достоинства классической установки плюс возможность получить более высокую громкость.
-Фазовые искажения чуть выше, чем в обычном классическом варианте, хотя еще и не такие дикие, как в первой версии
РЕЙТИНГ
Звучание в машине: 4
Звучание рядом с машиной (<5-7 м ): 5
Звучание на расстоянии от машины (больше 5-7 м): 3
Вывод:
По сути, получается универсальная система: хорошо работает в ближнем поле (в салоне автомобиля) и может при необходимости озвучить небольшую тусу
В общем, определяйтесь с вашими желаниями, выбирайте правильный вариант и не забывайте, перефразируя известную пословицу, что уши лучше беречь смолоду.
Источник: журнал "Тюнинг автомобилей" (при участии Car&Music), декабрь 2013
Сбалансированные 8 дюймов. Тест 8-дюймовых компонентных акустических систем Alpine S2-S80C