История длинная. Первые Mille появились ни мало, ни много – в 2001 году. Для того (а в чём-то – не только для того) времени это был букет инноваций. Сохранились фотодокументы, ветераны могут повздыхать, молодёжь – поудивляться.
Мидбас HV 1600 серии Mille первого поколения. Двухволновой подвес, двухуровневая компенсация индуктивности, в общем, для 2001 года – космический корабль. | Сабвуфер Mille Air того же поколения с дополнительной центрирующей шайбой поверх диффузора. |
Второе поколение появилось в 2005 году, букет – ещё пышнее. Тогда впервые была применена геометрия диффузоров V-Cone. Произносится «Ву-Коне», потому что по-итальянски, другие народы этой конструкции так и не освоили.
Замечено? Оценено? А как же: «Сабвуфер года», теперь уже – в конкурсе EISA.
И, наконец, теперь настал черёд третьего поколения. Обозначив его цифрой 3 в индексах моделей, итальянцы дали новой серии и собственное имя: Legend. И она этого более чем заслуживает: всё, что было наработано в предшествующих поколениях, было или использовано, или усовершенствовано, а чаще – и то, и другое. Всё, от киля до клотика.
Пойдём от киля, в соответствии с флотской логикой. Киль — основа и опора всего, это в акустике – магнитная система. Уже во втором поколении Mille был совершён переход на редкоземельные магниты. Высокое ферритовое кольцо уступило место относительно тонкому, но куда более сильно намагниченному неодимовому.
В сабвуферах (пока о них) третьего, «легендарного» поколения магнит переехал с периферии системы в её центр, то есть оказался внутри звуковой катушки. С ожидаемыми последствиями в виде уменьшения рассеяния магнитного потока.
ML 2000.3 Legend – меньший из двух сабвуферов в серии (8 дюймов, как нетрудно догадаться). Второй – десятидюймовый, у обоих диаметр звуковой катушки – 100 мм, а сама катушка – предмет ещё одного изобретения. | Обычным порядком звуковая катушка была бы намотана в два слоя на каркас, всегда так делали. Однако в этом случае у нижнего слоя витков условия охлаждения хуже, чем у верхнего. И итальянцы решили: а пусть оба будут верхние… |
Звуковая катушка «легендарных» Mille.3. Намотана одновременно снаружи и внутри каркаса. Не спрашивайте, как. Так они нам и сказали… | Медный стакан, применённый в Mille второго поколения. Работает как часы, но вот в чём проблема: чтобы его разместить, зазор приходится делать шире, чем можно было бы, а это снижает эффективность использования магнита. |
Есть ещё один нежелательный эффект, сопровождающий работу системы привода динамика, с которым разработчики компонентов Mille ведут последовательную борьбу во всех поколениях. Это – паразитная индуктивность звуковой катушки. Сама по себе индуктивность особенно не мешает, беда в том, что она изменяется при перемещении звуковой катушки в зазоре, создавая нелинейность в форме второй гармоники. И чем больше индуктивность, тем больше по абсолютной величине она будет меняться. Средство борьбы здесь известно: короткозамкнутые кольца (они же – кольца Фарадея) в том или ином конструктивном оформлении. Вот в оформлении и было сказано новое слово.
Что сделали хитроумные италийцы в третьем поколении Mille? А вот: вынесли кольцо за пределы зазора, одновременно увеличив площадь его сечения. | Такая же система подавления индуктивности применена в мидбасовых головках: алюминиевое кольцо ниже зазора – вот оно, здесь его роль ещё важнее, чем для сабвуферов. |
Геометрия V-Cone – это не декор. Именно с её помощью удалось оптимизировать характеристики дисперсии диффузора, не прибегая к установке фазовыравнивающей «пули» в центре (они были лишь у перового поколения), а значит – сохранить максимальную площадь излучающей поверхности ( а это — чувствительность) и повысить верхнюю граничную частоту, ведь там работает именно центральная часть диффузора.
В третьем поколении Mille формой образующей V-Cone занялись вновь, поставив на службу этому делу исследовательской комплекс Klippel, и добились ещё более внушительных результатов.
Klippel – необсуждаемо главная, а по сути – не имеющая аналогов система исследования поведения динамиков и проектирования их на базе полученных результатов. Это – мощный комплекс пространственной лазерной сканирующей виброметрии, позволяющий собрать информацию о поведении любой точки любого узла динамика в любой момент времени. |
Одно из приложений чуда техники: оптимизация дисперсии динамика.
В гамме мидбас Mille.3 два динамика (есть третий, но о нём – позже): ML 1650.3 – это, понятно, калибра 165 мм; и ML 1800.3, где калибр – 180 мм. Так вот даже у 180-миллиметрового при излучении по оси или под небольшим углом АЧХ идёт ровно до 6 кГц, то есть никаких препятствий для работы крупного мидбаса в двухполосной системе не предвидится.ML 1650.3 – меньший из двух мидбасов типового ряда новейшего поколения. | Если не рассмотрели на разрезе динамика – вот ключевой фрагмент покрупнее. |
Ватерлинией в нашей аналогии будет подвес диффузора. Ну что там, казалось бы, такого? А вот как раз там и «такое». Подвес (он же – гофр) – один из основных источников нелинейности излучающей системы. Второй – магнитная система. Про неё уже говорили. Ещё об одном – паразитных деформациях диффузора, конструкторы позаботились, создавая геометрию V-Cone. А с подвесом в третьем поколении Mille поступили так: разработали конструкцию Boundary Free, минимизирующую краевые эффекты, иными словами – нелинейность деформации гофра в месте изменения знака его кривизны.
А это — иллюстрация из исследований напряжённо-деформированного состояния подвеса при работе. Сухой остаток: линейность удалось существенно повысить, на этот раз не ценой многоволновой формы, как было во втором поколении, что помогло сохранить полезную излучающую поверхность
Условно говоря, выше ватерлинии – средние и верхние частоты в их чистом, сосредоточенном виде. В серии Mille.3 есть среднечастотник (кто бы сомневался). Весьма нетривиальный (кто бы сомневался).
Анатомия среднечастотника ML 700.3. Тот же «бескраевой» подвес, позволивший, помимо прочего, увеличить эффективный диаметр излучающей поверхности с 60 до 65 мм при прежних габаритах, медный короткозамкнутый «стакан» вернулся на керн, магнитного поля здесь хватит, а подавление индуктивности должно быть бескомпромиссным. | ML 280.3. Конструкторы ответственно, под протокол, заявляют: есть новый рекорд для 28-миллиметровых куполов. |
Они же, впрочем, рекомендуют и использование ML 700.3 в роли СЧ-звена классической трёхполоски. В этом случае в игру вступает модернизированная пищалка по имени ML 280.3.
Здесь ещё раз ревизовали характеристики, перемоделировали тыловую камеру и добились того, что пищалка с 28-миллиметровым мягким куполом играет до 28 кГц. В материалах компании особо подчёркивается, что это verified (в смысле – верняк) и ставит новый рекорд для куполов такого калибра. Конструкция пищалки характерна, в числе прочего, и почти полным отсутствием пластиковых деталей: металлическое всё, от корпуса до защитных дуг.
ML 280.3 так, как она будет выглядеть в системе.
В наш век космических технологий, «Клиппелей» и метода конечных элементов, оказывается, есть место подвигу и для конструкторов пассивных кроссоверов. Для компонентов третьего поколения разработан специализированный кроссовер MLCX 2 TW.3. Он предназначен для работы в двухполосных системах с мидбасовым звеном в виде ML 1650.3 или же ML 1800.3 и пищалкой ML 280.3. Сейчас все делают поканалку? Да не вопрос, говорят конструкторы: одним движением переключателя кроссовер конфигурируется для биампинга. «Тогда зачем?» — спросит иной. «А вы попробуйте» — отвечают ему по-итальянски.
Компоненты для MLCX 2 TW.3 выбирали с особой придирчивостью, например, в цепи твитера резисторы – только безындукционные, чтобы не пострадала рекордная верхняя частотная граница.
Вот, что позволяет MLCX 2 TW.3, будь то биампинг или не биампинг. Раздельные переключатели меняют добротность фильтров вблизи частоты раздела, позволяя оптимизировать условия работы в этой, наиболее капризной, зоне. | А ещё, смотрите, вот что: помимо обычного аттенюатора твитера предусмотрена возможность коррекции его АЧХ на самых верхних частотах, под конкретные условия, в которых твитер оказался в системе (углы, расстояния, звукопоглощение…). |
MLK 700.3: СЧ, ВЧ и кроссовер, оптимизированный для 2,5-полосной системы. Что он умеет? Сейчас посмотрим. | Частота раздела, как положено для трёх полос, выбрана повыше, чем для двух, 4,5 кГц, уровень твитера регулируется, а самое интересное – есть возможность корректировать АЧХ среднечастотника в критичной для слуха полосе от 400 Гц до частоты раздела. |
Что у нас находится выше птиц, которые выше клотика? Бескрайний космос и мировое пространство. Его тоже поставили на службу «Легенде». Компоненты Mille.3 участвуют в глобальной программе eID (Elettromedia Identification Document).
Такой логотип корпоративного цвета означает: этот компонент – предмет персональной заботы компании-производителя. | Вот как-то так это происходит по легенде: сканируем QR-код и отправляем информацию в мировое пространство. |
Источник: журнал Автозвук, 03/2015. Евгений Крутов
Сбалансированные 8 дюймов. Тест 8-дюймовых компонентных акустических систем Alpine S2-S80C