Автомобиль – тоже правильный, осталось установить в нём правильную аудиосистему – чтобы и бас был плотный, и высоких в меру, и середина не орала, и сцена была на месте. И чтоб на соревнования по качеству звучания не стыдно было выехать. В общем – наш человек.
Тип системы: аудио
Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
Источник: OEM
Процессор: Audison Bit One
Усилители: Helix A4, A2
Акустика: Helix C 1T, C 2M, C 6B
Сабвуфер: Morel Ultimo SW12
Добиться хорошей звуковой сцены и тонального баланса в автомобилях с высокой посадкой водителя реально только при достаточно низкой частоте раздела с мидбасом. Другими словами – только в рамках трёхполосной акустики. Двухполосные системы с широкополосными СЧ-ВЧ излучателями популярными не стали. Основная причина – экзотические излучатели, необходимость их тщательной ориентации и вытекающая из этого сложность косметической интеграции. Поэтому изначально остановились на каноническом трёхполосном фронте, с одной лишь экзотической деталью: купольным СЧ-звеном, теперь такие становятся редкостью.
Одним из требований к звучанию будущей системы был хороший фронтальный бас, поэтому акустику выбрали Helix серии Competition. Раз уж решено соревноваться, то пусть и компоненты носят соответствующее имя.
Мидбас Helix C 6B оснащён композитным диффузором из природного волокна – сизаля. Это то, из чего уже 400 лет делают самые крепкие корабельные канаты. В данном случае канатный материал играет роль силового наполнителя в композите, где связующее – тщательно подобранный эластомер.
Реализовать в полной мере неординарный басовый потенциал C 6B можно лишь в правильном акустическом оформлении. Для этого в двери выстроили закрытый ящик объёмом 7,5 л. | Потом, когда усиленную облицовку вернули на место, дверь вернула себе заводскую внешность. |
И среднечастотник, и пищалка установлены в треугольнике зеркала на месте штатной «цыкалки». С диффузорным среднечастотником такой трюк бы не вышел. | В окончательном виде всё опять выглядит как заводское. |
Позволю себе лирическое техническое отступление, ибо это важно. Идея поставить высокочастотный дроссель в цепь нагрузки родилась в середине 70-х, когда полоса рабочих частот транзисторных усилителей выросла с 15 кГц до 100 и выше. Присутствующие в выходном сигнале усилителя высшие гармоники (в одном из современных усилителей мы их недавно насчитали до двадцатой) попадают в область ультразвука и сами по себе не слышны. Но, взаимодействуя между собой и с нагрузкой, они порождают разностные частоты, попадающие в звуковой диапазон. Да, уровень этих интермодуляционных призвуков ничтожный, но наш слух очень избирателен, и сразу отмечает звучание как «мутное». А дроссель просто отсекает источник искажений, не затрагивая музыкальный сигнал. Схема несколько лет успешно применялась в усилителях всех ценовых категорий, потом так же успешно была забыта – маркетологи посчитали эту деталь лишней и целые поколения усилителей упустили возможность звучать лучше, чем они это делали. Маркетолог – враг звука №1, не перестаём в этом убеждаться.
Среднечастотник и пищалку обслуживает четырёхканальный Helix A4 Competition, а пара двухканальных Helix A2 Competition обслуживает мидбасы и сабвуфер – до него мы скоро доберёмся.
Для установки усилителей и процессора изготовили «этажерку» облегченной конструкции. Ни грамма лишнего материала, пусть даже это всего лишь фанера… | Усилители установлены «стоя», рядом – процессор Audison bit One. |
Helix почти не виден… | А теперь не виден совсем. |
Головка Morel Ultimo SW-12 в закрытом корпусе объёмом 25 л. | Облицовка установлена на место. |
Как будто так и было. | Доступ к инструменту сохранён. |
Багажник полностью сохранил функциональность.
SQ
Звуковая сцена не слишком высокая, чуть выше торпедо – зато равномерная по ширине и высоте, что при установке динамиков в штатные места встречается, мягко говоря, не часто. Глубина сцены хорошая, бас передний и чёткий. Тональный баланс даже как-то не «по-роковому» нейтральный: аккуратно приподнятый НЧ край диапазона и мягкая, но не заглушённая середина.
RTA
Приборная АЧХ тоже очень ровная, без экстремизма на басах, они не выпирают из общего спектра, а сливаются с нижней серединой. На верхнем конце диапазона налицо плавный спад АЧХ, характерный для шёлковых твитеров. Изготовители утверждают, что C 1T играют до 25 кГц, но это наверняка не инженеры-разработчики, а опять отдел маркетинга, где не вполне понимают: шёлковые пищалки мы любим и ставим не ради экзотического ультразвука, а потому что играют хорошо…
Студия: Fat-Tony. Руководитель проекта: Антон Габов
Источник: журнал Автозвук, 07/2016. Автор: Анатолий Шихатов.
Решение для "ленивого" апгрейда штаток. Тест компактных «подседельных» сабвуферов Focal ISUB Active и Focal ISUB Active 2.1 со встроенным 2-канальным усилителем