Опыт не дал немцам ошибиться, X5 по-прежнему не пылится на дилерских площадках, оттого экземпляр без аудиоподготовки пришлось ждать даже дольше обычного, но оно того стоило. Конвейер, пусть даже первый в мире, с идеей звука несовместим абсолютно. Так что BMW колёсной формулы «4 х 4» поступил в установочные боксы студии X-Techno Styling с простой заглушкой на месте головного устройства и выводом информации бортового компьютера прямо на приборный щиток, без отдельной ЖК-панели.
На место заглушки поместили те устройства, с которых у нас, в мобильном звуке, всё начинается, причём независимо от количества ведущих колёс. В первую очередь это, конечно же, CD-ресивер в облике McIntosh MX406, а во вторую, факультативную — указатель уровня MPM4000 той же марки, широко известной в наших нешироких кругах своим консервативным дизайном. У консерватизма есть и иное имя — классика схемотехники и дизайна, отработанная на домашних компонентах, а классика требует последовательности при выборе музыкальных жанров. Жанры в исходном техническом задании были заданы по-макинтошевски лаконично и исчерпывающе: сыграет Queen — сыграет и всё остальное.
Указатель уровня сблокирован вместе с источником в единую двухдиновую панель, сопряженную с обводами заводского отверстия торпедо при помощи фальшпанели из стеклопластика. Электрически указатель никак не связан с CD-ресивером, кабели питания не в счёт, а сигнал на вход поступает с фронтальных выходов усилителя мощности, о котором разговор чуть позже.
Среди компонентов классического дизайна есть и 6-дисковый чейнджер MCD4000, который оптическим кабелем, устойчивым ко всем известным помехам (кроме разве что механического разрыва), подключён к цифро-аналоговому преобразователю головного устройства. Помехоустойчивость в Х5 нужна не про запас: чейнджер смонтирован в специальной выемке сабвуферного ящика за спинкой заднего дивана, путь сигнала до CD-ресивера неблизкий, а источников электромагнитных полей по дороге много. Несмотря на географическую близость, физический контакт чейнджера с источником низкочастотных вибраций в виде двух суббасовых «десяток» отсутствует, ящик саба зафиксирован на силовых конструкциях кузова, а чейнджер вертикально укреплён на отдельной монтажной панели на уровне верхней кромки дивана.
Всё как положено, в центре и на виду стоят звуковые компоненты, а служебной информации место на щитке приборов | |
Освободив производителя BMW X5 от обязанностей по аудиоподготовке, установщики были готовы к массовым работам по дополнительной, музыкальной шумоизоляции и вибродемпфированию автомобиля. Двери и багажный отсек, как места, наиболее близкие к динамикам, а значит, и наиболее чувствительные к повышенным уровням звукового давления, подверглись обработке материалами соответствующего назначения.
В передних дверях, стоя на фанерных проставках, честно отрабатывают свой бюджет фронтальные мидбасы Dynaudio, а пищалки подают голос из «угловых» дверных сеточек, которые скрывают работу ВЧ-динамиков в режиме полуотражения от лобового стекла, с поворотом оси излучения немного вверх и на точку чуть ниже внутрисалонного зеркала. Задние двери, тоже оснащённые проставками, предоставляют свой акустический экран тыловым мидбасам аналогичного фронту калибра. Пищалки интегрированы в обшивку ближе к передним углам дверей, а их защитные сетки и кольца окрашены в цвет дверной обивки.
Внушительный усилитель McIntosh покоится даже не на подиуме, а скорее, на пьедестале, установленном «на весу» в багажном отсеке. Подвеска пьедестала позволила упростить эксплуатацию машины (доступ к запаске, свободный пол багажника) и получить некоторые акустические бонусы. Массивный короб по совместительству выполняет обязанности акустического оформления суббасовых динамиков типа ЗЯ общим объёмом 35 л. Конструкция выполнена из 24-миллиметровой фанеры без каких-либо дополнительных улучшений внутренней поверхности. Динамики смонтированы на нижней плоскости ящика и смотрят диффузорами точно в пол, расстояние до которого составляет примерно 15 см. По наблюдениям установщиков, такой вариант монтажа является одним из тех, что позволяют скорректировать горку передаточной характеристики салона в суббасовой области. Во втором варианте динамики устанавливаются тоже горизонтально, но диффузорами в потолок.
Шестиканальный монстр с повышенным током покоя требует внимательного отношения к бортовой энергетике, поэтому музыкальные потребители запитаны с помощью отдельного аккумулятора Optima модели 1000 CA. Он установлен в левом заднем крыле X5 и подключён к генератору через специальный коммутатор, позволяющий предохранить стартерный источник от недопустимого разряда.
А разрядить музыкальную батарею во время прослушивания было с чего. Хотя «NAIM Sampler», прямо скажем, и не изобилует композициями, адекватными по энергетике классическому року, мы решили посмотреть на возможности системы со всех сторон. Мягкое и вместе с тем как будто воздушное звучание, без намёка на привязку (1-й трек), слышимый, но ненавязчивый шум аналоговой мастер-ленты (2-й), очень хорошая микродинамика (5-й), медь без назойливого выпячивания (6-й), тонкий шелест щёточек (7-й), чёткий, быстрый бас (10-й), внятная передача бубна на фоне энергичных басовых пассажей (12-й) — результат если не выдающийся, то очень достойный. Но в своей стихии система оказалась при первых звуках «A Kind of Magic» с альбома Queen «Greatest Hits II», который был заряжен в чейнджер. А 3-я дорожка диска, «Radio GA GA», просто покорила, есть повод вызвать дебютанта рубрики, X 4 X (X-Techno Styling for X5), на бис. Кстати, ждём, скоро будет тоже BMW, но... всему своё время, а то без сюрпризов жить скучно.
Концепция классической аудиосистемы «источник — усилитель — акустика» не терпит вмешательства эквалайзеров любого рода, но если бы они были, корректировать АЧХ пришлось бы лишь в двух точках: для устранения локального резонанса на 125 Гц высотой около 5 дБ и сглаживания горба на 800 — 1000 Гц (4,5 дБ).
ТИП СИСТЕМЫ: аудио
СОСТАВ: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
ИСТОЧНИКИ: McIntosh MX406, MCD4000
УСИЛИТЕЛЬ: McIntosh MC4000M
АКУСТИКА: Dynaudio System 240
САБВУФЕРЫ: Polk Audio db104
СТУДИЯ: X-Techno Styling
Источник: журнал Автозвук, 11/2004
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro