Сабы входят в линейку Prima, в Elettromedia её главную концепцию определяют так: максимально качественный звук при минимальном вмешательстве в автомобиль. Так что вполне логично, что сабы имеют плоскую конструкцию и рассчитаны на установку в очень компактные корпуса.
На настоящий момент в линейке имеются 8-дюймовая модель (в исполнениях с одинарной и двойной звуковыми катушками) и 10-дюймовая модель с двойной звуковой катушкой. Плюс три пассивные корпусные модели на этих же динамиках. Правда, буквально на днях итальянцы анонсировали ещё одну модель модель – APS 10 S4S с одной звуковой катушкой и, соответственно, корпусной вариант на этом же динамике. Так что вскоре линейка должна расшириться ещё.
Кстати, не могу обойти вниманием ещё два крайне необычных сабвуфера в этой же линейке Prima, только на этот раз уже активных (Audison APBX 8 AS и APBX 10 AS). Интересны они тем, что в них используются специальные динамики с ультранизким импедансом (всего 0,16 Ом) и рассчитанные исключительно для них усилители D-класса без традиционных импульсных блоков питания, но с так называемой технологией Step Up. Концепция получила название He-Li, что расшифровывается как High Efficiency / Low Impedance.
Но вернёмся к нашим сабам, их тоже обычными никак не назовёшь, и в них тоже много интересного. У меня в руках оказались 10-дюймовый динамик Audison APS 10 D с импедансом 4+4 Ом и построенный на нём же корпусной сабвуфер Audison APBX 10 DS.
Диффузор и центральный колпак динамика имеют сложную форму, вся эта конструкция на деле оказалась неожиданно жёсткой. По крайней мере, деформировать её руками просто так не получается.
Вот как это выглядит в разрезе, у Elettromedia на этот счёт, как всегда, есть куча поясняющих картинок:
Материал диффузора – прессованная целлюлоза, но, подозреваю, без хитрых добавок в пульпу не обошлось, от традиционной бумаги такой жёсткости добиться сложновато.
Корзина динамика стальная штампованная. Для обеспечения достаточного механического хода диффузора "лапы" пришлось сделать выгнутыми. На нижней стороне фланца имеется уплотнительное кольцо из мягкого вспененного полимера. Нажимные клеммы развёрнуты так, что провода расходятся по касательной, а не торчат от динамика в стороны. Вроде бы очевидная мелочь, но почему-то многие производители не задумываются о том, что монтаж так получается намного удобнее.
Осевого отверстия в магнитной системе нет, это сделано намеренно, чтобы динамик можно было ставить в плоские корпуса вплотную к задней стенке. Охлаждение звуковой катушки (она здесь имеет диаметр 60 мм или 2.36 дюйма) организовано через окна под фланцем центрирующей шайбы.
Судя по виднеющейся через них обмотке, линейный ход диффузора вполне соответствует указанному в описании – порядка 11 мм (или 22 мм от края до края). Нормальное среднестатистическое значение для SQ-динамика даже без скидки на то, что он имеет плоскую конструкцию.
Механический ход, разумеется, намного больше. Откровенно говоря, двигая диффузор руками, мне вообще не удалось "достать" предела хода, подвижка может смещаться настолько, насколько это вообще позволяют подвесы, а не другие элементы конструкции.
С параметрами динамика разберусь чуть позже, пока же оценю корпусной вариант – Audison APBX 10 DS. Размеры корпуса в плане составляют всего 47,2 х 33,4 см, а высота – какие-то смешные 12 см, не считая гриля.
Ничто не мешает установить саб вертикально, но при горизонтальном расположении появляется ещё одна интересная возможность – менять характер баса, просто разворачивая его динамиком вверх или вниз. Во втором случае пол багажника будет являться акустической нагрузкой для динамика. Эта фича получила название 2 Sides / 2 Sounds. Для разных вариантов установки в комплекте идут ножки-уголки высотой около 2,5 см с липучками для зацепления к ковровому покрытию багажника.
Под заглушками на верхней стороне самого корпуса скрываются вживлённые гайки с резьбой, к которым как раз и крепятся ножки.
Немного забегая вперёд, скажу, проверил эту фичу на деле. При такой компоновке бас действительно получается более глубоким, больше соответствующим 12-дюймовому динамику, что для компактной плоской конструкции получается даже немного неожиданно. Очень интересный эффект.
На нижней стороне корпуса под карпетом тоже прощупываются отверстия с резьбой, их можно использовать, если появится необходимость приподнять саб над плоскостью при его обычной установке динамиком вверх.
Терминалы подключения кабелей содержат в себе традиционные нажимные клеммы и 4-контактную Molex-фишку. Последняя имеет двойное предназначение. Если подключать саб через клеммы, через эту фишку обмотки звуковой катушки коммутируются параллельно, и тогда общий импеданс сабвуфера становится равным 2 Ом.
Если же подключать катушки раздельно, каждую к своему каналу усиления, на этот случай в комплекте идёт "хвост" проводов. Каталог Audison рекомендует такое подключение, например, к усилителям Prima в некоторых конфигурациях.
Поскольку снять динамик у меня физически не получилось (допускаю, он зафиксирован на корпусе не только винтами), заглянуть внутрь корпуса получилось только сняв клеммную колодку.
Сам корпус выполнен из МДФ. Толщина стенок не гигантская, но при таких размерах и пропорциях её оказалось достаточно, чтобы корпус не "звенел" при работе. Хотя на простукивание задней стенки подозрения поначалу всё же имелись.
Внутри корпуса присутствует слегка распушённый синтепон с относительно жёсткими волокнами, но полноценным заполнением я бы это не назвал – просто небольшой слой в несколько сантиметров по задней стенке. Зная тщательность подхода к проектированию в Elettromedia, полагаю, он там появился не просто так, а что-то всё же корректирует.
Кстати, в корпусной модели нажимные клеммы на самом динамике заменены обычными площадками, к которым провода просто подпаиваются. На мой взгляд, это рационально, да и в плане надёжности пайку можно считать только плюсом.
Измерения
Как всегда для продуктов Elettromedia, точность указанных в описании характеристик достойна уважения. С учётом не совсем полной размятости динамика попадание практически идеальное.
Заявленные / фактические параметры Audison APS 10 D:
- Fs (собственная резонансная частота) – 27 Гц / 28 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 41 л / 40 л
- Qms (механическая добротность) – 4,7 / 6,5
- Qes (электрическая добротность) – 0,58 / 0,61
- Qts (полная добротность) – 0,52 / 0,56
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 170 г / 169 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 10,4 Тл м / 10,2 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,2 Ом / 2,2 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,0 дБ / 83,3 дБ
Пробую смоделировать оформление. Описание рекомендует единственный вариант – 12-литровый закрытый ящик, обещая результирующую добротность Qtc=0,97. Получается совсем компактно, хотя добротность навскидку выглядит высоковатой.
Поиграв с параметрами, пришёл к выводу, что динамик не боится установки и в более просторный корпус – классическая баттерворторвская добротность 0,707 достигается в объёме, переваливающем за 30 литров. Правда, добираться до этой отметки я бы не стал – теряется преимущество плоской конструкции, да и возрастание хода диффузора в большом объёме ни к чему. Разумный максимум для этого динамика – 20-25 литров.
- Красная АЧХ – ЗЯ 12 литров (расчётная Qtc=0,97)
- Синяя АЧХ – ЗЯ 20 литров (расчётная Qtc=0,82)
Теперь снова возвращусь к корпусному варианту Audison APBX 10 DS. Он как раз выполнен по рекомендациям и имеет внутренний объём те самые 12 литров. Измеренная добротность и резонансная частота оказались близки к расчётным (Qtc=0,99 и Fc=53 Гц).
Снял АЧХ корпусного сабвуфера в ближнем поле. Ниже 60 Гц начинается спад, который идеально соответствует теории сабвуферостроения – 12 дБ/октава для ЗЯ.
Кстати, напомню – именно с отметки 60-80 Гц (в зависимости от размеров автомобиля) начинается подъём передаточной функции салона. В теории – как раз с теми-же самыми 12 дБ/октава. На практике – с понижением частоты будут ощущаться разного рода потери, но в диапазоне самого информативного баса в машине всё равно получится идеально ровная АЧХ. Это одна из причин, почему ЗЯ считается одним из самых удачных решений для автомобильных SQ систем.
Заодно оценил и искажения. Учитывая, что динамик зажат корпусом "по самое некуда", получилось неплохо. Не идеально, но порой даже традиционные конструкции ведут себя намного хуже. Так что по этой части – на пределе, но всё же зачёт.
Проба в деле и выводы
Не удержался и поездил несколько дней с корпусным APBX 10 DS в своей машине, чтобы полнее попробовать работу саба и сделать практические выводы. Во-первых, любители развалить машину негробасом идут лесом, для этого есть сабвуферы попроще и погрубее. Но это было и так понятно с самого начала. Во-вторых, их противоположность, ортодоксальные аудиофилы, которые с закатыванием глаз ловят эфемерные звуковые флюиды, тоже найдут к чему придраться. Но это особая категория любителей, которым и без того вечно не угодишь.
Но для 80% музыкальных жанров Prima работает как надо и, что лично мне очень понравилось, не уступает в перегрузочной способности полноразмерным сабвуферам в том же калибре. А поэкспериментировав с установкой динамиком в пол можно получить и более серьёзный по глубине бас. Более того, можно даже пошалить с громкостью. Одним словом, "Приму" можно смело рекомендовать в нормальные системы на каждый день.
А ещё обращу внимание на одно свойство динамиков – они не критичны к объёму корпуса и будут работать хоть в 12 литрах, хоть в 25. Учитывая их "плоскую" конструкцию, получается отличный вариант для стеллсов, ведь при их изготовлении не всегда удаётся предугадать конечный объём. Так что, как говорится, в любой непонятной ситуации бери Audison Prima.
Плюсы
Малая монтажная глубина динамика
Большой механический ход диффузора
Способность работать в компактных корпусах
Лояльность к выбору объёма корпуса
Неожиданно высокая перегрузочная способность
Минусы
Любителям "негробаса" лучше подобрать другой сабвуфер
https://carmus.ru/content/318
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro