Это мраморные скульптуры не нуждаются в улучшении и обновлении. А для аппаратуры, даже такой совершенной и дорогой, как Alpine F#1 Status, апгрейд всегда возможен и почти всегда нужен. Ведь тут как в спорте: хочешь быть лучшим — тренируйся и тренируйся, а если устал, то снова потренируйся...
Сразу успокоим тех избранных, кто на днях стал обладателем «статусных» источника и процессора и потратил на это дело немалые, что уж тут скрывать, деньги: к валерьянке бросаться не надо. Апгрейд коснулся серии в целом, то есть построенное не сносили и не перепланировали, а достраивали. Самое главное — CD-тюнер CDA-7990R и «мультимедийный менеджер» PXA-H900 — пока сохраняют за собой статус скульптур из поздней античности и не претерпели ровно никаких изменений. Зато появились новые компоненты с лейблом F#1 Status System. На них и посмотрим, как предполагает рубрика, en face.
Но для начала — совсем немного истории. Впервые аппаратура под названием F#1 Status System засветилась еще в 2000 году на Парижском автосалоне. И уже там фирма дала понять, что F#1 Status — не просто серия, а новая марка Alpine Electronics, Но по-настоящему удивить жадную до нововведений автозвуковую общественность японцам удалось уже после окончания празднования нового 2001 года, на выставке в Лас-Вегасе. Туда алпайновцы привезли, как и каждый год, очередную порцию новинок. Но они дружно померкли на фоне всего двух новых устройств, уже упомянутых CDA-7990R и PXA-H900. Издалека — ничего особенного. Симпатичная магнитолка и еще что-то на нее похожее с металлическим ящичком. Но вблизи, и особенно при прослушивании, любому сразу становилось понятно, на какую высоту решила вознестись Alpine — туда, куда другие компании идут годами и даже десятилетиями: невероятные показатели, фантастические возможности...
В конце года CDA-7990R и PXA-H900 получают от ассоциации автозвуковой прессы ECAP, высшего судьи в мире мобильной электроники тех лет, сразу две почетные награды «Инновация года» и «Аудиопроцессор года», и обе — за компоненты марки F#1 Status. В последовавшие за этим два года F#1 Status System присоединяет к главным наградам еще с полдюжины других, помельче, не считая сотен восторженных или просто хороших рецензий в специализированной прессе.
Собственно, всего три технических особенности сделали эти компоненты столь известными во всем мире car audio. Первая — из области High End. Использование выносного преобразователя питания и отборных, «с именем», компонентов в звуковом тракте, применение транспортного механизма, способного воспроизводить диски с минимальным уровнем ошибок считывания, установка высокоточных мультибитовых ЦАП и т.д. Все это уже мы неоднократно проходили, а потому это удивляло не сильно. Но были еще две технические особенности — из области высшей математики и цифровой обработки.
Благодаря адаптивной частотной коррекции F#1 Status System способна на недостижимую для иных систем точность выравнивания фазовых и частотных характеристик излучателей в салоне. А благодаря автоматической временной коррекции, которая вводит задержку в сигнал излучателей таким образом, чтобы суммарный отклик от всей системы приходил к слушателю одновременно, F#1 Status System за несколько минут решает проблемы когерентности звукового излучения в салоне, которые вручную или иными методами можно решать очень долго (в лучшем случае) или никогда (в худшем).
Когда первый восторг по поводу инноваций утих, возник резонный вопрос: а в связке с какими компонентами можно ожидать от F#1 Status наилучших результатов? Тогда, пару лет назад, Alpine не замедлила с ответом. Дескать, у нас имеется шикарный выдвигающийся монитор TME-M790, уже выпускаются усилители MRV-F409, а совместно с одной именитой скандинавской компанией готовятся трехполосные компонентные системы SPX-F17Т и двухполосные SPX-F13M.
Но, как видно теперь, компания решила сделать еще более «статусные» компоненты для всей системы. Чтобы, как ни парадоксально это звучит, пополнить экспозицию зала поздней античности методом апгрейда.
Итак, по порядку. Взглянем на новый и единственный в линейке F#1 Status System усилитель MRV-F900. Вопрос, почему единственный? Контр-вопрос: а зачем разные? В жизни можно обойтись самым простым, если выбрать самое лучшее. Всего-то и надо, чтобы усилитель был бескомпромиссно мощным, линейным, с безукоризненным (а не почти безукоризненным) контролем нагрузки. Теперь этого надо взять столько, сколько надо: один или три, или пять — и строить систему.
MRV-F900 имеет формат наиболее универсальный — четыре канала, конфигурируемые в 4-х, 3-х, и 2-канальный режим. Соединенный мостом, выдает 400 Вт RMS в два канала на 4-омную нагрузку. В 4-канальном режиме — по 100 Вт RMS. Не скажем, что эти параметры приводят в полное изумление, но показательно еще и то, что на нагрузку в 2 Ом MRV-F900 отдает ровно вдвое больше, 4 х 200 Вт RMS, и это однозначно характеризует источник питания аппарата, от которого, как мы знаем, зависит очень много в звучании вообще, а в динамических его характеристиках — в особенности.
Медное шасси, патентованной конструкции тороидальный трансформатор, раздельные контуры питания для предварительного и выходного каскадов, блоки конденсаторов по 10000 мкФ — в источнике питания этого аппарата без внимания не оставлено ничего.
Кроме усилителя в линейке появилось два новых комплекта акустических систем с заявленной (а для этой марки это означает — гарантированной) допустимой мощностью 200 Вт RMS. В трехполосный компонентный набор SPX-Z18T, с полосой частот от 35 Гц и до 60(!) кГц, входят динамики калибра 180, 100 и 39 мм, а также кроссоверы, допускающие независимое би- или три-вайринговое подключение. И есть набор структурно проще: двухполосные SPX-Z15M с драйверами размером 125 и 39 мм.
Басовики имеют длинноходовый подвес, алюминиевую корзину и звуковую катушку, навитую алюминиевым проводом на прочный и легкий сердечник из фибергласа. Конструкция магнитопровода у этого драйвера достаточно замысловата, разработчики пошли на это для оптимизации геометрии магнитного поля и снижения до минимума нелинейных и динамических искажений. Для выполнения заявки по тепловой мощности у мидбасовых головок предусмотрено многоканальное охлаждение звуковых катушек, что делает головки похожими на слегка уменьшенные сабвуферы.
Среднечастотники анфас и в профиль чем-то похожи на басовики — и у тех, и у других алюминиевая корзина, внушительная окантовка диффузора и характерные спиралевидные ребра жесткости на излучающей поверхности. Но по конструкции эти динамики уже заметно различаются. Так, в 125-миллиметровом драйвере используется компактная неодимовая магнитная система с увеличенной звуковой катушкой.
Самые необычные компоненты акустики F#1 Status System — высокочастотники. В них роль излучателя выполняет не сферический купол, как обычно, а кольцевая диафрагма, которая заметно больше стандартных 19-ти или 25-миллиметровых пищалок. Диафрагма сделана из ткани и вручную покрыта неким составом-пропиткой, разумеется — ноу-хау фирмы. Центр кольца-излучателя занимает неподвижный фазосогласующий элемент (выточен из алюминия), а окружает подвес алюминиевый корпус диаметром 85 мм, которому также придана непростая форма.
Есть еще несколько любопытных фактов о новых высокочастотниках Alpine. Катушка навита из алюминиевого провода на алюминиевое кольцо — увеличенный диаметр заставил инженеров посадить подвижный элемент на строгую диету. Но зато большая площадь поверхности кольца позволила обойтись без охлаждения ее ферромагнитной жидкостью.
Чем это лучше? Ведь совсем недавно (да и поныне) фирмы — изготовители акустики приводят жидкостное охлаждение ВЧ-головок как плюс конструкции. Плюс, но в смысле неизбежного компромисса между теплостойкостью и качеством звучания. Спросите звукооператоров-ветеранов, которым приходилось когда-то работать на мониторах с сухими пищалками, а после пришлось переключиться на те, что задемпфированы ферромагнитной жидкостью. В адрес последних у них найдется немало нехороших комментариев, более того, есть случаи, когда слухачи-профессионалы разбирают пищалки и ликвидируют феррожидкость внутри. Так что к новым пищалкам F#1 Status System даже у самых придирчивых, наверно, не возникнет претензий. Равно как и ко всей системе целиком. Античность не сразу и не вдруг, но надолго...
Источник: журнал Автозвук, 12/2003. Артур Соколов
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)