Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Усилитель Boston GT-40. Стратегия и тактика

    Любопытная штука - акустика. Это прикладная дисциплина, которая всегда стояла немного особняком от остальных разделов техники, ответственных за звуковоспроизведение. Находясь на стыке механики, электроники и электротехники, она использует методы одной, другой и третьей. Преобразование Лапласа, метод электромеханических аналогий, теория фильтров и трансформаторов. Мало? Тогда берите ещё теорию длинных линий и антенн...
    Поэтому если электронщик широкого профиля может с большим или меньшим успехом заниматься разработкой усилителей, активных фильтров и эквалайзеров, то в акустику он, скорее всего, соваться не станет. То же, в общем, относится и к разработчикам электроакустических преобразователей (то есть динамиков и микрофонов) - им бы со своими задачами разобраться. А рыночная стратегия диктует другое. Маркетологи учат, что если раскрученный брэнд захватывает смежные области техники, то прибыли возрастают, вызывая всеобщее удовлетворение и ощущение незаменимости тех самых маркетологов. (Кстати, этому постулату рынка прямо противоречит существование «АвтоВАЗа», выпускающего только легковые автомобили категории C по европейской классификации.) Какую тактику используют нынче производители для проникновения в смежный сегмент рынка? К примеру, производитель хорошо известных усилителей для car audio размещает заказ на акустику (правильнее сказать, громкоговорители без акустического оформления, но и так понятно) на предприятии, освоившем выпуск соответствующей продукции. Хорошо, когда по своему техническому заданию, а то ведь, бывает, вообще по принципу «вы там зарифмуйте как-нибудь». Так и получаются «инкубаторские» динамики, различающиеся наклейкой и цветом диффузора, или усилители, разные по форме, но неотличимые по содержанию. Возможно, для потребителя это и неплохо, выбор-то растёт, но ведь дурят же нашего брата! И потом, я никогда не поверю, что производитель OEM-продукции будет её делать так же хорошо, как под собственным священным знаменем.
    Поэтому основания для настороженности при встрече с новинкой были, не скрою. Boston Acoustics, это ясно даже из названия, до наступления XXI века занималась только акустикой, но вот в прошлом году вывела на рынок дебютную линейку из семи моделей усилителей. В неё входят пятиканальник, две «четвёрки», остальные модели - двухканальные. Сегодня нам выпало свести знакомство с четырёхканальным усилителем Boston GT-40.
    Размерами аппарат, прямо скажем, не подавляет, что при нешуточных, в общем, заявках по максимальной мощности сразу наводит на мысль об использовании вентилятора. (Согласно наставлению, GT-40 развивает 2 х 230 Вт при попарном включении каналов мостом на нагрузку 2 Ом.) Качество изготовления корпусных деталей выше всяких похвал, дизайн сдержанный, породистый, легко запоминающийся и в то же время не скучный. Неплохо в одной дизайнерской разработке получить такое сочетание, согласитесь. Несомненная находка дизайнеров - это «обращённая» выштамповка с логотипом фирмы на одном из торцев. Все остальное во внешнем оформлении усилителя так или иначе подчинено интересам инсталляционной целесообразности и эргономике, в той мере, в какой эта дисциплина имеет касательство к усилителям. Монтажные «лапы» свободно перемещаются в направляющих пазах основания, как делается во многих итальянских усилителях. Решение отличное, такая конструкция позволяет ставить крепёж не туда, куда пришлось, а туда, где удобнее. Позже мы узнали, что «Бостоны» действительно производятся на родине Данте и Челентано, и не согласиться с таким выбором страны-изготовителя трудно. Уж что-что, а усилители итальянцы делают по первому классу. То же относится и к обуви, это вам подтвердит любой американец, при всем их from sea to shining sea...
    Boston укомплектован двумя клеммами-«лопатками» для дистанционного управления включением около входных гнезд, специально под межблочники с проводом remote.

    Все органы управления расположены наверху, удобно, просторно, обозначены ясно и логично. Вся панель управления (вместе в контактными узлами) закрывается крышкой.
    Все настройки, как и винты сильноточных зажимов, закрыты крышкой с двумя винтами, в длинной стенке корпуса видны только входы-выходы. Защита от постороннего вмешательства - безусловная. Входные гнёзда заглублены внутрь корпуса, и это правильно, разве что сильно хай-эндовые штекеры RCA с диаметром корпуса больше 13 мм могут и не войти. Силовые зажимы принимают кабель до 8 мм, акустические - до 5,5 мм в диаметре. Интересно, что Boston укомплектован двумя клеммами-«лопатками» для дистанционного управления включением. Они размещены около входных гнезд двух групп каналов. Значит, при установке с использованием специального car audio межблочника с проводом включения можно выбирать, по какому шнуру пойдет сигнал на remote, и не разводить лишней путаницы проводов около усилителя. Очень удобны переключатели, поскольку разработчики не поленились сделать для них дополнительные движки с плоскими направляющими, - они не позволяют перекосить «клюв» переключателя. Вообще, внимание к мелочам (казалось бы) косвенно, но довольно достоверно характеризует инженерный уровень разработки. Известно ведь по жизни: как человек шнурки на ботинках завязывает, так он и все остальное делает.
    Эргономика. Если можно так выразиться. Все органы управления расположены наверху, расположены удобно, просторно, обозначены ясно и логично. По окончании присоединительной и настроечной деятельности вся панель управления (вместе в контактными узлами) закрывается крышкой, так что ничего и никогда с настройками и соединениями произойти уже не должно.
    Усилитель может работать как с четырьмя, так и с двумя входами (используются, как обычно, входы Front). Каналы Rear будут работать и с одним входом. В этой паре каналов можно подключить как фильтр ВЧ (HP), так и НЧ (LP), во фронтальной - только HP. Получается, что «напрямую» GT-40 не станет «сотрудничать» с двумя сабвуферами. Учитывая высокий токовый потенциал (способность работать на 2 Ом мостом), это можно, конечно, счесть недостатком, но только если вредничать. Поскольку типичная сфера применения четырёхканальников - «фронт + тыл» или «фронт + сабвуфер», для этого все сделано просто оптимально. Диапазон регулирования фильтров, согласно спецификации, от 20 до 350 Гц для фронта и от 50 до 350 Гц для тыла. При этом у фильтров ВЧ во фронтальной паре каналов может регулироваться добротность (от 0,707 до 1,2). Нововведение более чем полезное, не столько ради выравнивания АЧХ в области раздела - она будет меняться незначительно, сколько для подбора на слух оптимальной суммарной переходной характеристики. Она-то от добротности фильтра зависит сильно. Кроме того, вспомните, в каждом групповом тесте акустики у нас встречаются мидбасы с полной добротностью 0,4 - 0,6, мы тогда отмечаем, что такой мидбас лучше устанавливать в закрытый ящик, чтобы её повысить. Вот тут высокодобротный фильтр придётся очень кстати: уровень мидбасовой отдачи повысится без смещения резонансной частоты. В качестве опции можно использовать дистанционный регулятор уровня каналов Rear (Subwoofer level) - гнездо для его подключения находится под крышкой рядом с входными гнёздами. Используется не гнездо телефонного типа (которое де-факто стало стандартом), а 9-контактная «гребёнка». Так что сюда подойдёт только «родной» регулятор от Boston.
    Вот, собственно, и всё, что можно увидеть глазами. Но очень рекомендую посмотреть, что показали приборы.

    Boston GT-40
    Максимальная мощность (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 66,8/113
    Максимальная мощность (12,6 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 50,4/88,5
    Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,012/0,012
    Коэффициент нелинейных искажений (4 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,030/0,032
    Входная чувствительность, В 0,2/6,3
    Отношение сигнал/шум, дБА 104,5
    Переходное затухание, дБ (Л-П/Ф-Т) 64/71
    Диапазон частот, Гц (+0,5/-1дБ) 14 - 66000
    Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 60

    Габаритные размеры, мм 357 х 196 х 56

    Изготовитель специфицировал показатели выходной мощности при напряжении питания 14,4 В и (по нормам IASCA) 12,6 В, так что мы решили проверить те и другие. Наши измерения аккуратно превосходят заявки на 11 - 12%, и это комплимент не нам, а дотошности изготовителя. Приращение мощности на двухомной нагрузке составляет 68 - 77%, значит, источник питания сделан на совесть. Уровень нелинейных искажений от импеданса нагрузки не зависит, и это косвенно характеризует качество выходных каскадов. Мы даже решили проверить эти показатели на более высокой частоте (там искажения почти у всех усилителей возрастают, иногда существенно), и результаты можно увидеть в той же таблице. Диапазон регулирования чувствительности достаточен для работы с любыми головными устройствами. Шумы низкие (-90 дБ без взвешивающего фильтра). Переходное затухание не рекордное, но более чем приемлемое. АЧХ усилителя имеет небольшой подъём, достигающий +0,4 дБ на 20 кГц, который, впрочем, можно только измерить, но не услышать. Кстати, мы всегда частотный диапазон усилителей меряем по профессиональным нормам, по уровню -1 дБ. По -3 дБ получили 9 - 98000 Гц, а в наставлении сказано: 10 - 95000. Точность попадания можете оценить сами, и опять с комплиментами не к нам. Скорость нарастания выходного сигнала оказалась на пределе измерительных возможностей, просто вот так: «вжжик!». Точнее - существенно выше 55 В/мкс. Столь быстродействующий усилитель (к тому же немного перекорректированный по верхам) оказался, самым удивительным образом, предельно устойчивым: на емкостной нагрузке ток возрастает лишь на 20%, а частоту ВЧ-колебаний невозможно определить, поскольку это и не колебания, а лишь их следы.
    Графики частотных характеристик фильтров показывают, что диапазон регулирования совпадает с заявкой лишь отчасти. То есть верхняя граница всех фильтров и вправду 350 ±10 Гц. А вот нижняя, которая для каналов Rear должна составить 50 Гц, в действительности точно такая же, как в каналах Front, то есть около 25 Гц. Нормально, запас карман не трет, только не доверяйте чересчур разметке потенциометра в каналах Rear. Добротность фильтра ВЧ в каналах фронта соответствует заявке, всплеск на АЧХ высотой 1,6 дБ - это и есть Q = 1,2, проверьте по учебнику.

    МЁД & ДЁГОТЬ

    Настороженность, а еще больше (чего уж там) злорадное предвкушение возможности пройтись насчет сапожников и пирожников, после знакомства с дебютом Boston в дисциплине «Усилители» развеялись не то что без следа - без воспоминания. Готовился дебют долго, первый прототип, даже еще макет усилителя, был показан в Лас-Вегасе довольно давно. И он явно удался.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    ЧТО
    Четырёхканальный усилитель
    КТО
    Boston GT-40
    ПОЧЕМ
    $359
    ЭТО - ПЛЮС
    Исключительно удачные дизайн
    и конструкция
    Высокие технические характеристики
    Высокое быстродействие
    Высокая устойчивость на «тяжёлой» нагрузке
    ЭТО - МИНУС
    К чему бы тут придраться, а?..
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Можно два? Второй для приятеля...
    РЕЙТИНГ
    Мощность 8
    Технические характеристики 9
    Оснащенность 8
    Фильтры 9
    Удобство установки 9
    Итог 43

    Источник: журнал Автозвук, 02/2003. Петр Хохлов, измерения Юрий Евтушенко
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa