Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Анфас. Eton-2004. Открытия и приключения

    Весна в Москве — это не только почки, ручьи и переобувание автомобиля. Это, с той же неотвратимостью, презентации ведущими производителями car audio новых модельных рядов своей техники. В этом году такое представление новинок провели и люди из ETON. Но сделали это не так, как другие. Что не удивляет. Они все делают не как другие...
    Разница в следующем: обычно главную роль в представлении продукта играют стратеги компании. Те, кто отвечает за продажи, маркетинг, корпоративный стиль и региональную стратегию. В результате тот, кто пришел их послушать, много узнает о том, что предлагает фирма, но почти ничего — о том, как это сделано. Обычно при любом общественном строе, пока боссы путешествуют, инженеры-разработчики разрабатывают и присматривают за лавкой. Обычно. Но ETON любит делать не как все.
    Вместе с топ-менеджментом германской компании в Москву взяли и одного из разработчиков нынешнего поколения акустики ETON. И появилась редкая возможность узнать не только «что», но и «как», причем — из первых уст.

    Доступная серия Pro, продвинутая RS и топовая Discovery/Adventure: три составные части модельного ряда 2004 года. Точнее — три с половиной...
    Discovery/Adventure — это сферические диффузоры из патентованного Hexacone, литые рамы уменьшенной глубины и немало других технологических новаций.
    Узлы подвижной системы Discovery/Adventure — образец упорной и планомерной борьбы со всеми видами искажений.
    Когда пищалка CX280 превращается в CX280V, к собственно ВЧ-динамику прибавляется акустическое оформление transmission line. Выход линии наружу — через кольцевые щели вокруг купола.
    У пищалок RS — свое акустическое оформление, в виде заглушенной камеры, сообщающейся с подкупольным объемом через отверстия по кругу.
    Новая серия RS использует литые корзины, сходные с теми, что у Discovery/Adventure и совершенно новаторский материал диффузора на основе вспененного акрила.
    Роль конвейера на ETON выполняет роботизированная линия. Автоматизирован даже процесс выходного акустического контроля призвуков (внизу).
    Обычно и подобные семинары, и подобные публикации начинают неизменным, как на профсоюзном собрании: «Фирма такая-то существует с такого-то года и за это время проявила себя», и пошло-поехало. Давайте, для порядка и сохранения традиций, по-быстрому, с какого и как себя проявила. С 1983-го, мы, значит, пропустили 20-летний юбилей, пусть с опозданием, но поздравляем. Проявила себя в первую очередь как компания, работающая на другие компании и другие имена. То есть выпускающая только динамики, как таковые, а уже другие из них в течение двух десятилетий делают домашнюю акустику и ставят на ней, понятно, свою марку. На рынке car audio сравнительно недавно, хотя в car audio (без рынка) — дольше. Непонятно? Сейчас...
    Задолго до того, как акустика ETON стала разрабатываться и продаваться как автомобильная, наиболее продвинутые эксперты и чемпионы соревнований самого высокого разбора строили свои системы на головках ETON, предназначавшихся для других целей. Я одного такого знаю лично — это Альберто Лопес, у которого в машине мидбасовая акустика была реализована на 5-дюймовых «домашних» головках ETON и играла с 45 Гц.
    В отличие от домашней сферы, где типаж акустики у ETON был относительно стабильным, в car audio фирма экспериментировала и искала много. Мы помним «обращенные» компонентники NCS и последовавшие за ними «жанровые» серии Classic, Swing, Pop. Помним и немало удивившую акустику Discovery («АЗ» №2/2003). Тогда у нас осталось немало вопросов без ответа, в основном формата «Как это удалось?». Время задать их вновь, только не себе, а разработчикам, наконец пришло.
    С этого года содержание и структура модельного ряда очерчены предельно четко. Серий акустики (мы здесь не будем касаться сабвуферов и усилителей, это отдельная тема) три с половиной. «Полуторная» серия — топовая. В ней компонентная акустика одного калибра, 6,5 дюйма, трех существенно разных, но при этом почти не различимых внешне моделей: Discovery, Adventure 1 и Adventure 2. В конструкции мидбасов топовой серии фирма решила отказаться от обращенных схем с полимерной корзиной, как у NCS, несмотря на то, что у них установочную высоту удавалось сделать небольшой, а за это ETON борется заядло, считая, что высококачественная акустика не обязана становиться источником мигрени на этапе установки, более того, именно для высококачественной надо обеспечить наибольшую свободу установочного маневра, она того стоит. Устраивало разработчиков и то, как в «обращенках» происходило базирование диффузора: на большом радиусе, что служило залогом линейного перемещения. Но обращенная конструкция с легкой корзиной создавала проблемы, связанные с повышенными требованиями к жесткости диффузородержателя и его опорной поверхности при монтаже, проблемы, хорошо известные установщикам. В новых «топах» пошли по другому пути, заимствовав из прошлой, весьма удачной разработки ключевые элементы. Корзины стали литые из легкого сплава, магнитная система — внешняя, но диффузор — по-прежнему сферический из запатентованного сотового композита Hexacone, и опирается он на центрирующую шайбу не в месте крепления звуковой катушки, а «этажом выше», что уменьшает высоту динамика и улучшает стабильность его базирования, но реализуется только при сверхжестком (не просто жестком, а сверх, не меньше) диффузоре. И звуковые катушки, памятуя положительный опыт с NCS, увеличенные, диаметром 32 мм.
    Невидимые снаружи различия между Discovery и Adventure становятся хорошо видны на графиках коэффициента гармоник. Вверху — Adventure. Внизу — Discovery.
    Хитрости с пищалками позволили существенно расширить диапазон неискаженного излучения и выровнять АЧХ в рабочей полосе.
    Необычна, несмотря на традиционную компоновку, и магнитная система Discovery/Adventure. Центральный магнитопровод профилирован не только в месте сопряжения с задней шайбой магнитной системы, но и на переднем конце, который находится внутри звуковой катушки. Профиль выбран как обеспечивающий одновременно требуемую линейность магнитного поля и устраняющий вихревые явления при «продувании» диффузором воздуха через отверстие вентиляции в магнитной системе.
    Рассказывавший обо всем этом д-р инж. Хауфф, один из главных разработчиков акустики ETON, дал наконец внятное объяснение, в чем же принципиальная разница между мидбасовыми головками Discovery и Adventure, ведь внешне они совершенно неразличимы, а по цене различимы, и даже легко. Оказалось вот что. У Discovery более длинная звуковая катушка, а в промежутке между магнитопроводами установлено отсутствующее у Adventure шунтирующее алюминиевое кольцо. Оба эти отличия Discovery должны были бы привести к заметному снижению чувствительности при одновременном улучшении линейности. Падение чувствительности предотвратили тем, что в Discovery используется другой состав феррита, а эффект, оказанный усложнением магнитной системы на нелинейные искажения, был проиллюстрирован графиками, где ясно видно, насколько снизилось содержание гармоник, особенно — критической третьей. Иллюстрацией того, как трепетно д-р Хауфф со товарищи относятся к линейности компонентов подвижной системы, может служить такой пример: в мидбасах Discovery, как и полагается в современных головках, подвод проводов к звуковой катушке выполнен в виде вплетенных в центрирующую шайбу плоских проводников. Так вот, чтобы не нарушать симметрию деформации шайбы, жесткость которой с одной стороны стала больше, на противоположном радиусе вплели, но никуда не подключили копию подводящих проводов.
    Другие источники ценовых различий компонентов-близнецов — составные части кроссовера и пищалки. Кроссоверы у Discovery используют катушку, намотанную не проволокой, а изолированной медной фольгой, а пищалки — вообще уникальные, в свое время на тесте нас поставившие в тупик.
    28-миллиметровая купольная пищалка, которой комплектуется Discovery, отличается от такой же, входящей в комплект Adventure... акустическим оформлением. Собственно модуль с магнитом, подвесом и куполом — один и тот же. Но в модели CX280V корпус пищалки образует акустическое оформление, известное как transmission line. Такой тип оформления изредка применяют в басовой акустике, потому что громоздкое оно выходит неимоверно. Но это — на басах. А на верхних частотах все получается миниатюрно и остроумно. Отверстия по кругу на нижней стороне пищалки — это первая часть линии передачи. Полость внутри корпуса, заполненная звукопоглотителем — вторая. И последняя — отверстия, окружающие защитную сетку купола на лицевой стороне пищалки. Результат такого нешаблонного решения — исключительно линейная работа пищалки на частотах вблизи и ниже (намного ниже) частоты основного механического резонанса купола. Мы тогда еще, в феврале 2003-го, не могли никак понять, как может пищалка с резонансной частотой 370 Гц играть до 20 с лишним. Теперь вот выяснилось: 370 Гц — это нижний, акустический резонанс, как бы обозначающий окончание работ в transmission line.
    Вторая серия — совсем новая, ее еще в каталогах нет. Серия RS — это уже два типоразмера мидбасов, 5 и 6 дюймов, с положенными десятыми, это тоже литые рамы, но материал диффузора — иной. Здесь нельзя не заметить, что при выборе материала для диффузоров ETON аккуратнейшим образом обходит тот, который так любят использовать все остальные, полипропилен. Это, для элитных серий, во всяком случае — табу.
    Д-р инж. Хауфф пояснил генезис нового материала. На ETON считают, что если уж отказываться от целлюлозы как материала для изготовления конуса диффузора, то отказываться имеет смысл в пользу материала с радикально иными свойствами. Hexacone топовых моделей — один из них. У целлюлозного диффузора из нижней линейки Pro масса составляет около 10 г, у Discovery — чуть больше 6 г (без звуковой катушки, только диффузор), жесткость — на порядок выше. Материал диффузора в серии RS занимает и по жесткости, и по массе промежуточное положение. Масса — примерно 7,5 г. А суть материала такова. Это тоже трехслойный композит, с внешними слоями из стеклоткани, а внутренним — из совсем нового материала — вспененного акрила. Оргстекла, по сути дела.
    Пищалки, разработанные для RS, тоже не так чтобы совсем уж простые. Купола у них меньше, чем у Discovery/Adventure, 26 мм вместо 28, иной и тип акустического оформления. Как, опять? Ну, здесь все менее экзотично. Просто в пищалках CX260 предусмотрена задняя нагрузочная камера со звукопоглотителем. Какие обычно делаются в пищалках для домашних акустических систем, но для которых столь же обычно не находится места в автомобильных компактных конструкциях. Сообщение подкупольного пространства с акустической камерой — по отработанной на Discovery схеме, через серию отверстий по периферии.
    Наиболее демократичная серия ETON образца 2004 года под названием Pro (интересный подход: Pro — это для ETON начальный уровень...) по конструкции более традиционна: диффузор целлюлозный, корзина штампованная, пищалка — без акустических подробностей. Это очень похоже на то, как делает динамики большинство производителей. По сравнению с «Открытиями» и «Приключениями» (1 и 2) даже странно. Но, в конце концов, имеет право фирма хоть что-нибудь делать обычным, тривиальным способом. Хотя бы для разнообразия...

    Источник: журнал Автозвук, 05/2004. Андрей Елютин
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Eton CX 280 V
    Eton CX 280 V
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa