Что делать, чтобы, выводя на суд потребителей новые головные устройства, не стоять на месте, а стало быть — не откатываться назад? Особенно, заметим, когда речь идёт не о мультимедийно-экранно-навигационном комбайне, а о классическом по виду и всем признакам CD-ресивере?
Для начала, чтобы не катиться назад, надо посмотреть: а вперёд — это, собственно, куда? Ответ был ясен всем, кто «в теме», уже давно. Катиться надо в сторону: а) расширения функционала, б) повышения удобства, в) улучшения качества звука. Но одно дело — понимать, другое — делать. Пойдём по порядку, посмотрим, какие дополнительные функции появились на вооружении головных устройств с 2004 года. Научившись читать «компрессию», они научились читать и тэги, в них (и то не везде) получил прописку декодер AAC. Многие научились общению с внешним миром по каналу BT. Понемногу расширяются возможности звуковых регулировок, аппараты с простым регулятором тембра становятся редкостью. Но всё равно — скромно и никак уж не сравнимо с изменениями функционала смартфонов, которые за то же время овладели (с нуля, заметьте) профессиями плеера, фото/видеокамеры, навигационного устройства и научились выходить в Интернет.
Удобство пользования. Можно (и нужно) оптимизировать пользовательский интерфейс (как графику, так и логику), наращивать частоту опроса кнопок и быстродействие управляющего процессора. Но до тех пор, пока функции головного устройства будут определяться программой процессора (то есть всегда), по степени прозрачности пользовательского интерфейса ему ни за что не достичь высот, скажем, приёмника «Урал-Авто»: нажал кнопку «УКВ» — получил FM, нажал «СВ» — и получил MW. И не говорите, что вам проще пройтись по многоуровневому меню, нежели нажать на пару «железных» кнопок.
Звучание. Можно, конечно, исходить ностальгией по золотым годам компакт-диска, вспоминать, как звучали аппараты из тех времён. А можно и принять как данность, что возврата не будет, что человечество издревле платит качеством звучания за удобство и универсальность. Список можно начать с перехода от магнитофонных катушек к кассетам, а можно продлить и дальше вглубь времён. Или мириться не надо?
Получается, что по всем пунктам (от «а» до «в») мы в настоящее время имеем сплошные вопросы. И, что интересно, новое головное устройство Alpine CDE-178BT даёт на них вполне читаемые ответы.
Функционал. Во-первых, в аппарате, который по меркам Alpine относится к средней ценовой категории, применён звуковой процессор, по возможностям не так уж сильно уступающий топовым моделям Alpine. Такой же есть в родственной бездисковой модели iDE-178BT. Обратите внимание на правописание: буква «i» — маленькая, она теперь ценится выше заглавной... Чуть позже окажется, что регистр для этой буквы имеет вообще принципиальное значение. Впрочем, я отвлёкся. Во-вторых же — вот что. Известно, что самые умелые устройства современности — смартфоны. Пользуясь этим, новые «головы» Alpine готовы к всё более тесному общению с ними, поручают им решение некоторых задач, а на себя берут тяготы управления некоторыми функциями. В частности, если подключён «яблочный гаджет» с установленным приложением «vTuner for Alpine», то с ресивера можно управлять приёмом тысяч интернет-радиостанций, причём делать это не сложнее, чем пользоваться обычным приёмником. Ещё одна необычная вещь, в которой ресивер берётся помочь смартфону — это оповещение (звуком и текстом на дисплее) о том, что вам пришло Facebook-сообщение. Нестандартная идея, но фанаты цукерберговской сети оценят.
Что касается удобства пользования, то тут у Alpine всегда были стабильно высокие позиции. Но, как было сказано, «кто стоит на месте...». Есть сведения, что к разработчикам поступали сигналы от рядовых, не замеченных на площадках соревнований, пользователей, что им трудно настроить уже трёхполосный параметрик. А тут параметрик на 9 полос, для вставших в тупик перед трёхполосным этот — вообще дело безнадёжное, а ещё не дошли до временной коррекции. Однако если подключить к CDE-178BT смартфон (это может быть как Apple iPhone, так и Android-аппарат; первый нужно подключать USB-кабелем, а второй — по Bluetooth), то при настройке звукового процессора на экране плеера вы увидите такой же пользовательский интерфейс, как на дисплее мультимедийных «голов». То есть вы делаете всё то же, но «говорите» с аппаратом на языке, начинающемся с маленькой буквы «i», которым владельцы «техники века» владеют в совершенстве. Но и это не всё. Свою настройку вы можете «спасти» на облачном сервисе Alpine (он-то и называется TuneIt, с заглавной «I»), а потом в любой момент её востребовать. Вообще говоря, TuneIt — это даже не сервис, а нечто вроде узкоспециализированной социальной сети, где после регистрации вы можете подыскать настройку под ваш тип автомобиля/акустики/личных предпочтений, можете поискать среди работ «старых мастеров» или экспертов Alpine или просто ориентироваться по рейтингу тех или иных настроек: что понравилось тысячам до вас, может понравиться и вам. Там же можете общаться с «коллегами» по сопутствующим вопросам, в общем — социальная сеть, как и было сказано. И еще: если в плеере реализовано голосовое управление, то команды могут передаваться и через канал связи по USB, используется тот же микрофон, что и для BT.
Интересно, что вход Aux спрятан на заднюю панель и при этом реализован гнездом Mini-jack (3,5 мм). Для подключения к кнопкам на руле предусмотрены даже два интерфейса. Резистивное управление можно подключать напрямую (оно программируется) — владельцы относительно недорогих (ну или во всяком случае понятных) авто это, несомненно, оценят. Для подключения к цифровому управлению понадобится соответствующий адаптер. Меню настроек содержит 7 страниц и помещается в 3 уровнях — для процессорного устройства это редкое качество. В новом поколении Alpine русский пользовательский интерфейс стал полновесным и не вызывающим замечаний лингвистического характера. Это, кстати, относится и к модели UTE-72BT из теста прошлого номера: моя вина, что не нашёл, как переключиться на родной и уважаемый мной язык Акунина и Пелевина. Извинения приняты? Тогда идём дальше...
Для коррекции формы АЧХ служит 9-полосный параметрик. Эквалайзер такой же, как в модели ICS-X7 (см. нынешний номер), то есть — по три значения добротности в любой полосе и около 35 доступных значений частот — как минимум через 1/3 октавы, на верхах и того чаще. Отдельно и минуя выход в меню, регулируется тембр, потом посмотрим, как он работает. Временная задержка в каждом из шести каналов вводится в диапазоне до 9,9 мс с шагом 0,1 мс (можно вводить и в сантиметрах, если круглые числа вам не нравятся — получите шаг 3,8 см).
Во всех каналах можно задействовать фильтры: во фронтальных и тыловых — ФВЧ, в сабвуферных — ФНЧ, частота среза любого из фильтров изменяется от 20 до 200 Гц с шагом 1/3 октавы, крутизна выбирается от 6 до 24 дБ/окт. Чего нельзя (а жаль) — учинить полосовой режим, скажем, для фронтальной поканалки.
Восемь секунд требуется ЧМ-тюнеру для заполнения банка пресетов шестью станциями по убыванию мощности. При воспроизведении файлов с USB выводятся подряд все папки нижнего уровня, что, в общем, не очень удобно. Тут же и после папок — файлы из корневой директории. Скорость поиска 20-кратная. При подключении айпода поддерживается семь рубрик (Songs, Albums...), в их числе и новый вариант компоновки файлов: Genius Mix. На CD браузер тоже работает, выводится список номеров треков или (при наличии CD-текста) список названий. Скорость поиска здесь даже 40-кратная (так что находить нужные места на тестовых дисках мне так толком и не удавалось).
ЗВУК
CD. Сибилянты мужского вокала аккуратные, ясные и при этом лёгкие, прямо какие-то аналоговые. Собранность на самых низких нотах тоже на высоте. Интонации порой кажутся нарочитыми, но, вероятно, это лишь следствие на редкость детальной подачи голосов. Даже специфическая дикция Алана Парсонса из первого трека диска «Telarc Sampler» воспринимается как должное. Контрабас мощный и чётко очерченный, бас-гитара воспринимается не как ритмический, а как полноценный музыкальный инструмент, хотя атака всё же чуть сдержанная. Рояль подробен и музыкален, почти как живой. Середина прозрачная, даже голографичная, при прослушивании скрипок возникает ощущение присутствия в студии. В звучании маракасов удаётся обнаружить неведомые доселе нюансы. Бубну несколько недостаёт «тела».
Mp3. По контрасту с CD потеря прозрачности в записях с битрейтом 128 Кбит/с довольно заметна. Задник сцены отодвинут, почти утрачен, но второй вокальный план держится на своём месте, да и поверху динамика как будто не ограничена. Вокал весьма живой, задорный, как и рояль, почти лишённый рукотворных послеударных «хвостов». На басах атака не столь свободная, впрочем, она соответствует битрейту. Бубен, понятно, звучит проще, чем в оригинале (на CD), но во времени он оформлен должным образом. Барабаны напористые, но без форсажа, ударная динамика трактуется довольно правильно.
- Лицевая панель снимается безукоризненно, в лучших традициях. А в её постановке надо немного потренироваться
- Кнопки слева от дисплея затейливы по форме, однако вполне эргономичны
- Кнопочки под дисплеем могли быть немного выше
- Благодаря присутствию резинового ободка энкодер довольно удобен
Alpine CDE-178BT, cерийный №1D12325
ЧМ-тюнер
Диапазон CCIR
Чувствительность, мкВ 0,75
Полоса частот (-3 дБ), Гц 20 — 15200
Отношение сигнал/шум, дБА 71,2
Вход Aux
Полоса частот (-1 дБ), Гц 22 — 22600
CD-проигрыватель
Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц), дБ -0,5/-0,3
Отношение сигнал/шум, дБА 109,5
Линейность ЦАП (0/-90 дБ), дБ +0/-0,2
Уровень сигнала на линейном выходе, В 4,00
Аудиосекция
Выходная мощность, Вт RMS (КНИ = 1%) 15,9
Интерфейс
Линейные выходы | 3х2 |
Интерфейсные шины | USB, Display |
Слоты для твердотельной памяти | - |
Интерфейс адаптера рулевых кнопок | + |
Диск | CD-DA, mp3, WMA, AAC |
USB | mp3, WMA, AAC |
Bluetooth | + | |
CD-текст | + | |
Тэги | + | |
Кириллица | + | |
Число пресетов тюнера | ЧМ | 18 |
АМ | 12 | |
RDS-функции | CT | + |
Поиск PTY | 29 | |
Ожидание PTY | News | |
Сервисные функции | Включение диском | + |
Пассивная выгрузка | + | |
Спрятать диск | + | |
Дополнительные режимы воспроизведения | Повтор | + |
Случайная последовательность | + | |
Сканирование | - |
Как известно, аналоговые фильтры (активные или пассивные) по своему поведению являются БИХ-фильтрами — у них переходному процессу не предшествуют колебания. В Сети попадаются утверждения, что БИХ-фильтры дают звучание более высокого качества, нежели КИХ-фильтры. Обратные утверждения мне не попадались ни разу, да и мы в этом убеждались не раз и не три. Только в подавляющем большинстве современных цифровых систем упорно используют КИХ-фильтры.
Мы уже неоднократно проверяли характеристики алпайновского параметрика, поэтому здесь перечислять значения центральных частот не будем. Ограничимся лишь утверждением, что точность исполнения достаточно высокая. Регулятор тембра на самом деле — тоже часть параметрика. Bass — это вторая полоса, Treble — предпоследняя, восьмая. Центральная частота и добротность регуляторов Bass и Treble определяется при настройке эквалайзера, а собственно регулятор тембра управляет только подъёмом или спадом.
Для фильтров НЧ и ВЧ мы приводим характеристики для верхнего предела частоты среза (а то кривые уйдут за поле графика) при всех четырёх из возможных значений крутизны спада. Обратите внимание: частота среза для фильтров первого и второго порядка определяется по уровню -3 дБ, а для фильтров более высоких порядков — по -6 дБ, знать об этой особенности при настройке небесполезно.
Современные звуковые процессоры работают с разрядностью 24 бита, на то же указывает и весьма высокое отношение сигнал/шум. Соответственно, алгоритмы пересчёта данных 16/44,1 в 24/48 могут быть корректными в большей или меньшей степени. С целью прояснить ситуацию мы предприняли измерение линейности ЦАП (точнее, всего тракта преобразования данных — из цифры в цифру и из цифры в аналог). Показатель +0/-0,2 был бы высоким даже для отдельного ЦАПа, а для двойного преобразования это исключительный результат. Значит, лишние биты просто добавляются к данным снизу, при уровнях менее -90 дБ, и никак не влияют на динамические соотношения в самом сигнале. Вот и говорите потом, что качество звука не измеряется инструментально...
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
CD-ресивер
КТО
Alpine CDE-178BT
ПОЧЕМ
11450 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Глубокая интеграция со смартфонами
Участвует в социальной сети
Широкий набор звуковых регулировок
Аудиофильское звучание
Трансивер BT
Может работать с кнопками на руле
Русский пользовательский интерфейс
ЭТО — МИНУС
Не читает WAV с USB
ОДНИМ СЛОВОМ...
Сразу три шага. Все — вперёд
РЕЙТИНГ
Радио 9
CD 9
Оснащённость 9
Эргономика 8
Звук CD 9
Звук mp3 9
Итог 8,83
Источник: журнал Автозвук, 08/2013. Роберт ГАСАНОВ
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro