Тема встречи такая: у Alpine, признанного ветерана мобильной мультимедиа, уже некоторое время назад появились головные устройства, основанные на новой (дабы избежать слова «модной») концепции — медиаресиверы, в большей степени рассчитывающие на услуги внешних устройств, нежели на жужжащие внутри диски с данными или медиафайлами. Первоосновой для них стали «головы» обычной архитектуры, которых ветеран понастроил немало. Примерно в это же (в масштабах истории) время другой производитель, ранее (в тех же исторических масштабах) в выпуске головных устройств не замеченный, взялся за ту же концепцию, но на свой лад. Это — сделавший себе имя на технике беспроводной связи французский производитель Parrot.
Разница в подходах объясняется происхождением техники. Alpine, взяв за основу уже сделанное и доведённое, дополняет мультимедийные устройства новыми функциями, программными, а то и аппаратными подробностями. Parrot свою аппаратуру создавал «с чистого листа», на базе открытой платформы и неограниченного доступа к программно реализуемым функциям, в основе которых, разумеется, ОС Android и прилагающийся к ней механизм распространения приложений (Android Market, Google Play, называйте как хотите). Вкратце об этом подходе было в «Анфасе» прошлого номера, если пропустили — загляните, это полезно, поскольку даёт представление обо всей гамме устройств Parrot ASTEROID.
Сегодня же у нас встречаются (заметьте, по инициативе молодёжи, а не ветерана) два мультимедийных головных устройства одинакового физического формата: Alpine ICS-X7 (существующее параллельно с ICS-X8, оснащённой и DVD-транспортом) и самый крупный из «Астероидов» по имени Smart, тоже 2DIN, диск как носитель информации французская компания не признавала никогда. Пусть встретятся, а мы посмотрим...
Выступление ветерана
Alpine ICS-X7
В стремлении упростить (и сделать более доступной) данную модель авторы разработки избавили её от выхода видео, нам такое решение представляется небесспорным, тем более что цена вопроса, по нашим представлениям, не астрономическая. Внешний BT-микрофон выглядит довольно солидно. При работе с айподом видеосигнал подаётся на вход, обозначенный как Aux 3. Если ваш плеер видео не воспроизводит, можно переконфигурировать этот вход, тогда он становится вторым AV-входом. Кроме тех шин, которые упомянуты в таблице, аппарат снабжён ещё одной, обозначенной как Navi. Согласно инструкции, она «не используется» — на момент подготовки данного материала ничего не было известно о существовании навигационных систем Alpine с соответствующим интерфейсом, и вообще, как было сказано, концепция здесь иная.
Навигация, выход в Сеть и прочее становится доступным при подключении смартфона по системе MirrorLink. В связке с Alpine могут работать не только аппараты Nokia с ОС Symbian, с чего эта программа стартовала, но и ряд Android-аппаратов, в частности, Samsung Galaxy S3 и самый свежий флагман Sony — Xperia Z. После загрузки в смартфон соответствующего приложения (к примеру, Nokia Car Mode) большинство приложений, установленных в «мобиле», будут доступны и в аппарате Alpine. Здесь и навигация, и плеер, Интернет-радио (и браузер, само собой). Вот только воспроизведение видео не функционально — по шине USB видео не передаётся.
Среди многочисленных языков пользовательского интерфейса предусмотрен и русский. В меню настроек четыре страницы, и трёх уровней хватило даже для настроек параметрического эквалайзера. Столь мощная система звуковых настроек нам уже встречалась прежде, но не в медиаресивере. Диапазон центральных частот 9-полосного параметрического эквалайзера от 20 Гц до 20 кГц, шаг в основном через 1/3 октавы, но в высокочастотном диапазоне есть и дополнительные значения. Мы, конечно, проверили не все, но где проверили, точность исполнения достойная: 19,6/24,8/31,1/39,2/49,5/62,1 Гц … 8,83/10,0/12,0/15,7/19,5 кГц. По части удобства один минус: перейти, скажем, от 20-й полосы к 19-й можно, лишь перебрав их все. Частоты среза фильтров (устанавливаются независимо для всех пар каналов) — от 25 до 200 Гц с шагом 1/3 октавы и крутизной (по измерениям) 5,8/11,7/17,8/23,6 дБ/окт. для фильтра НЧ и 6,4/11,5/15,5/20,6 дБ/окт. для фильтра ВЧ. Полезно знать, что для фильтров третьего и четвёртого порядка система устанавливает частоту среза по уровню -6 дБ. Для каждого из шести каналов регулируется временная задержка: шаг 0,1 мс, диапазон до 9,9 мс.
Шесть наиболее мощных станций ЧМ-диапазона заносятся в память тюнера за 18 секунд. При воспроизведении файлов с USB работает современный браузер с выводом папок по уровням. Ускоренный поиск по видео 12-кратный, по звуковым файлам система разгоняется до 40-кратной (!) скорости. Файлы MPEG4 читаются все, включая и старинный формат DivX 2.0. При работе с айподом различаются семь «рубрикаторов» файлов аудио и шесть — файлов видео.
- Кнопки довольно практичны, хотя работа с ними не создаёт ощущения «праздника эргономики», как бывало прежде
- Назначение трёх кнопок справа зависит от выбранного источника
- Диммер автоматический по засветке рамки дисплея либо ручной из меню
- Предусмотрена пассивная защита от кражи в виде 4-значного кода
- Левая кнопка может принимать один из пяти цветов
- Для подсветки дисплея предусмотрены те же пять цветов плюс чёрно-белый вариант
ЗВУК
Мужской вокал в формате WAV (источник — iPod) должным образом собран, интонации аккуратные и отчётливые. Голосам лишь слегка недостаёт подвижности на середине. Так же не хватает подвижности и женскому вокалу, зато и холода в голосах нет. Масштаб рояля выдержан как надо образом, динамика передаётся уверенно, хотя напор порой кажется излишним. Ноты средних октав, возможно, простоваты. Движениям скрипок побольше бы полёта. Маракасы чистые и в достаточной мере подробные. Бубен суховат — но это узнаваемый почерк айпода. Рельеф струны бас-гитары передаётся так, как и должен. Контрабас большой и глубокий.
Теперь USB. Динамика барабанов в mp3 (320 Кбит/с) выдержана безукоризненно. Ударная медь чуть осторожная, её динамика зависит от напора барабанов. Задник сцены слегка отодвинут назад. Воздуха в средних планах маловато, но на то она и компрессия. Рояль довольно подробен, однако не свободен от послеударных артефактов. Мужской вокал субъективно воспринимается более целостно, чем с айпода. Контрабас не такой густой, но столь же чётко очерченный. Женский вокал звучит чуть холоднее, но середина здесь более открытая. Маракасы передаются близко к оригиналу.
ВИДЕО
Дисплей на редкость (хотя для Alpine это как раз не редкость) яркий и высококонтрастный. Все регулировки картинки осуществляются в диапазоне от 0 до ±15. Мы установили контраст на +3, насыщенность на -2, остальные настройки можно и не трогать. Предусмотрено три режима представления кадра. В Wide широкая картинка растянута по горизонтали на 8% — в соответствии с геометрией дисплея. В Normal изображение обычного формата (к примеру, от ТВ-тюнера) воспроизводится без геометрических искажений. Наконец, в Cinema картинка будет растянута по вертикали (!) на 18%, и обрезана на 35% по высоте, этот режим оставим для экстремалов. Передаются три градации чёрного и одна — белого. Центр изображения сдвинут на 1,5% вверх. Качество цветовых переходов в NTSC очень высокое, в европейской системе всё обыкновенно. В контрастных цветных переходах незначительная окантовка по набросу яркости. Горизонтальные линии мелкой сетки выглядят тоньше горизонтальных. Разнояркость белого поля 13%, показатель не рекордный, но очень приличный. Красный цвет отображается как слегка малиновый. У лиц в NTSC лёгкий розовый оттенок, в PAL оттенок более заметен.
Интерфейс
Выходы
Звук, аналоговые 3 х 2
Звук, цифровой -
Видео -
Входы
AV 2*
V (Camera) +
Интерфейсные шины* USB, Display
Слоты для твердотельной памяти -
Интерфейс адаптера рулевых кнопок +
*См. текст.
Функциональные возможности
Формат файлов | Аудио | mp3, WMA, AAC |
Видео | MPEG4 | |
Bluetooth | + | |
Кириллица | + | |
Число пресетов тюнера | ЧМ | 18 |
АМ | 12 | |
RDS-функции | CT | + |
Поиск PTY | 29 | |
Ожидание PTY | News | |
Дополнительные режимы воспроизведения | Повтор | + |
Случайная последовательность | + | |
Сканирование | - |
Ответное слово молодёжи
Parrot ASTEROID Smart
В семействе ASTEROID ныне четыре «брата», двое из которых (Mini и Tablet), отличаются нетрадиционной компоновкой, ещё один (Classic) — однодиновый, Smart — самый крупный и насыщенный. Все «Астероиды» изначально создавались для работы под ОС Android. Основное программное обеспечение «сидит» на SD-карте, которая уже установлена в аппарат. На 8-гигабайтной карте при этом остаётся более чем достаточно места для установки пользовательских приложений или загрузки файлов. Микрофон, разумеется, общий для BT и системы обработки голосовых команд (это ещё одна необсуждаемо сильная сторона Parrot, связанная с основной специализацией — разработкой систем hands free) — сдвоенный, с системой отстройки от помех. Гнёзд USB на задней панели — целых четыре, одно жёстко зарезервировано под iPod/iPhone/iPad, там и ток зарядки повышен. Ещё одно будет занято модемом для выхода в Сеть. Впрочем, в Интернет можно выйти и по «ветеранской» схеме, через смартфон, подключённый по USB или Bluetooth. В описании ASTEROID Smart сказано, что система не накладывает ограничений на объём памяти накопителя USB, однако файловую систему NTFS она не воспринимает, так что терабайтник подключить не удастся. Кроме всего прочего, ASTEROID Smart оснащён интерфейсом Wi-Fi.
Как уже говорилось (и ещё будет сказано), в своих возможностях и выполняемых функциях ASTEROID основывается на загруженных в него приложениях, выбранных пользователем или разработчиком. Первые — это необъятный ассортимент Google Play. Вторые — рекомендованные разработчиками версии (ассортимент объятный), сведённые на специализированный ресурс ASTEROID Market. Как бы иллюстрируя это положение, на нашем экземпляре ASTEROID Smart оказались установлены две навигационные системы. Одна — рекомендованная версия iGO Primo с ASTEROID Market, кстати, чуть ли не единственное там небесплатное приложение. Второе — отсутствующее на «спецрынке», но востребованное на российских «направлениях» «Navitel Навигатор». Где его взять — знает и ребёнок.
На главной странице меню 10 икон, соответствующих крупным категориям функций. Например, чтобы выбрать источник сигнала, надо войти в раздел «Музыка». Тут каждый источник прописан уже отдельно, в том числе интернет-радио TuneIn и онлайн-медиатека Deezer, эти приложения грузятся с ASTEROID Market, как и многие другие небезынтересные, скажем, цифровое потоковое телевидение. Нынче многие ТВ-каналы дублируют эфирные шедевры по сети, и если битрейт выше 350 Кбит/с, то даже можно смотреть.
Пользовательский интерфейс поначалу производит самое выгодное впечатление, одна только возможность пальцем задавать частоту среза фильтра или рисовать на экране желаемую АЧХ эквалайзера чего стоит. Но, как оказалось, управлять громкостью совсем не так просто, как хотелось бы, из-за намеренно введённой программистами задержки на изменение уровня, а настройки эквалайзера таят в себе подводные камни. Когда один из регуляторов включён на максимум, то и в другой полосе (у нас это происходило на 1 кГц) может самопроизвольно установиться максимальный подъём, плоды этого побочного эффекта нашли отражение на приведённых примерах АЧХ эквалайзера. Измеренные центральные частоты эквалайзера составили 59,9/152/383 Гц, 0,958/2,41/6,10/15,6 кГц. Крутизна спада фильтра НЧ 19 дБ/окт., диапазон перестройки частоты среза от 51 до 230 Гц. Как показали измерения, частотная характеристика аппарата на низких частотах даже при отключении всего и вся имеет значительный спад, это уже не приложение, это — «железо». Вернее, алюминий переходных конденсаторов. Поверху на частоте 20 кГц спад тоже серьёзный, как часто бывает у цифровой техники, но 16 кГц воспроизводятся с уровнем -0,9 дБ, так что здесь всё не так трагично.
За 80 секунд ЧМ-тюнер обнаружил 42 станции. Заносить станции в память и редактировать список не так удобно, как у аппаратов старой школы, есть предположение, что для такой инновационной команды разработчиков, как у Parrot, древняя технология аналогового вещания не главное, зато здесь они оказались свободны от стереотипа «по шесть пресетов на диапазон», которому по традиции следуют «старые мастера».
С накопителя USB считываются только файлы Audio, с SD — также и видео (разные программы). Браузер работает с USB почти как с айподом, поддерживает семь категорий разбивки файлов, надо лишь найти прогу для подготовки данных, которая содержит такие возможности. Если категорий нет, выводится список файлов подряд, без разделения по папкам. Быстрый поиск идёт с 30-кратной скоростью. При подключении айпода файлы подразделяются по пяти категориям. Файлы видео воспроизводятся двумя приложениями, во всяком случае, именно эти два были установлены в нашем экземпляре. Одно из них («Галерея»/«Фильмы») читает только MPEG4 в контейнере H264 и может выдавать сигнал на AV-выход, при этом отключая внутренний канал. Второе приложение — широко известный благодаря своей всеядности плеер VLC, в данном случае, правда, адаптированный таким образом, что читаются только файлы MPEG4 в разных контейнерах. Расширенная программа опытов с «Астероидом» и его VLC показала: плеер может читать файлы MPEG1 (.DAT) и MPEG2 (.VOB), если вы предварительно поменяете им расширение на .MPG. Однако в любом случае VLC не даёт сигнал на AV-выход. Получается как бы недокументированный двухзонный режим: «Фильмы» — на внешний монитор, VLC — на свой.
ЗВУК
Мужской вокал при воспроизведении с айпода (WAV) проявляет преувеличенное внимание к мелочам. Голос кажется приближенным, а работа дыхательного аппарата артиста как бы форсирована. Женскому вокалу недостаёт тепла и «округлости». У рояля верхние ноты простоваты. Рельеф бас-гитары сглажен более обычного, атака чёткая и стабильная. Бубен жестковат и не конца музыкален. Ударная медь довольно красива, хотя создаётся ощущение, что она переливается за пределы сцены. Рок-музыка звучит напористо и динамично, но басовой основы отчётливо не хватает. Даже рабочим барабанам недостаёт объёма, а уж «бочка» узнаётся далеко не с ходу.
Тылы сцены в mp3 (на USB) находятся на своём законном месте. Второй план порой стремится занять лидирующие позиции. Поверху динамика почти не ограничена. Даже теснота в средних планах не слишком заметна. Звучание рояля слитное, с тщательно проработанной динамикой (это, напомню, максимальный битрейт 320 Кбит/с), артефакты малозаметны, лишь ноты басовых октав порой отступают куда-то вдаль. Субъективно басов больше, чем в WAV (так проявилась сжатая общая динамика), хотя, конечно, о глубоком басе можно говорить лишь при изрядном запасе оптимизма. Маракасы похожи на себя, лишь остроты им немного не хватает.
ВИДЕО
Яркость дисплея не слишком высокая, но с контрастностью проблем нет, дисплей передаёт глубокий чёрный цвет (по две градации чёрного и белого). Регулировок параметров картинки не предусмотрено. Есть несколько режимов представления кадра, ни в одном из них изображение не обрезается. Режим «По вертикали» воспроизводит картинку обычного формата без геометрических искажений. В режиме «По горизонтали» результат точно такой же, как при выборе режима «Оптимально», картинка широкого формата отображается с растяжением на 6%, продиктованным форматом части дисплея, отведённой под изображение. При воспроизведении сигнала с AV-входа формат компромиссный, так что «обычная» (4:3) картинка будет растянута по горизонтали на 17%, а «широкая» (16:9) — сжата в том же направлении на 8%. Центр изображения смёщён на 0,5% вправо и на 1,3% вверх. Чёткость цветовых переходов номинально не выше средней, но субъективно они кажутся более однородными (по меньшей мере, в PAL), нежели у многих «коллег». Разнояркость белого поля достигает 25%. Горизонтальные линии мелкой сетки ещё тоньше, чем у первого участника, но тут надо учесть, что в создании видеоизображения участвуют не все пиксели матрицы. Красный цвет выглядит на редкость естественно, пурпурный кажется зеленоватым. Соответственно, лица «тестовых» девушек имеют лёгкий сиреневый оттенок.
- Вертикальная деталь слева от дисплея — съёмная кнопочная станция. Кнопки закрыты упругой пластиковой пластиной
- 12 мм ширины дисплея отведено под виртуальные кнопки
- Диммер автоматический (по включению габаритов) или ручной, или по времени суток
- Глубина корпуса вполовину меньше обычной
Интерфейс
Выходы
Звук, аналоговые 3 х 2 + 2
Звук, цифровой -*
Видео 1*
Входы
AV 1 + Aux
V (Camera) +
Интерфейсные шины 4 x USB
Слоты для твердотельной памяти SD
Интерфейс адаптера рулевых кнопок +
*См. текст.
Функциональные возможности
Формат файлов | Аудио | mp3, WMA, AAC, WAV etc. * |
Видео | MPEG1/2/4 etc.* | |
Bluetooth | + | |
Кириллица | + | |
Число пресетов тюнера | ЧМ | >40 |
АМ | >40 | |
RDS-функции | CT | + |
Поиск PTY | + | |
Ожидание PTY | + | |
Дополнительные режимы воспроизведения | Повтор | + |
Случайная последовательность | + | |
Сканирование | - |
Когда всё выставлено «в ноль», АЧХ «Астероида» не становится неколебимой горизонталью, налицо спад на верхних частотах и, что уж совсем – на нижних, сигнал с частотой 100 Гц ослаблен на 3 дБ. Работа эквалайзера не обошлась без сюрпризов: при установке усиления на некоторых полосах в максимум усиление в других самопроизвольно устанавливалось в такое же положение. У нас это произошло (и показано на графике) на частотах 2,5 и 16 кГц, вызвавших подъём на 1 кГц
РЕЗЮМЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
КТО ВЫСТУПАЛ
Alpine ICS-X7
ГОНОРАР ЗА ВЫСТУПЛЕНИЕ
24900 руб.
С ЧЕМ СОГЛАСНЫ
BT-трансивер
Может работать с кнопками на руле
Система Mirror Link
Мощные звуковые настройки
Декодер AAC
Высокое качество дисплея
С ЧЕМ НЕ СОГЛАСНЫ
Нет выхода видео
Универсален лишь в связке со смартфоном
ОДНИМ СЛОВОМ...
Залог успеха — собственный опыт плюс помощники извне
РЕЗЮМЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
КТО ВЫСТУПАЛ
Parrot ASTEROID Smart
ГОНОРАР ЗА ВЫСТУПЛЕНИЕ
29950 руб.
С ЧЕМ СОГЛАСНЫ
Съёмный фрагмент панели
BT-трансивер
Может работать с кнопками на руле
Выход Micro-HDMI
Встроенная навигация
Открытый список приложений
Комплектный 3G-модем
Wi-Fi-интерфейс
Потенциально неограниченная форматная совместимость
С ЧЕМ НЕ СОГЛАСНЫ
Некоторые недоработки в управлении
От айпода принимает только аудио
Упрощённый браузер на USB
Нет дополнительных режимов на айподе
«Телефонный» бас
Нет регулировок картинки
ОДНИМ СЛОВОМ...
Скажите, что надо — всё сам сделаю
ОБСУЖДЕНИЕ ИТОГОВ ВСТРЕЧИ
Нормально поговорили, и без скандала. Если смотреть на технические параметры, то превосходство первого участника кажется подавляющим, «не стареют душой, всегда в строю», подставьте по усмотрению. Представитель молодого поколения по многим параметрам показал достойные результаты, просто у ветерана они были ещё выше. Досадным исключением стала ширина частотного диапазона (в особенности по входу Aux), это, к сожалению, свойства тракта, а не прошивки, обновить непросто.
Ораторское мастерство участников встречи
Параметр | Ветеран | Победитель | Молодежь |
ЧМ-тюнер | |||
Диапазон | CCIR | CCIR | |
Чувствительность, мкВ | 0,9 | > | 0,75 |
Полоса частот (-3 дБ), Гц | 18 — 15200 | < | 123 — 12300 |
Вход Aux | |||
Полоса частот (-1 дБ), Гц | 15 — 20700 | < | 174 — 9740 |
Аудио (iPod) | |||
Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц), дБ | -0,5/-0,7 | < | -11,5/-7,7 |
Отношение сигнал-шум, дБА | 100,2 | < | 95 |
Переходное затухание (1 кГц), дБ | 87,5 | <> | 87,5 |
Уровень сигнала на линейном выходе, В | 2,15 | <> | 2,15 |
Видео (дисплей) | |||
Формат | 1,92:1 | 1,90:1 | |
Количество пикселей | 800х480 | <> | 800х480 |
Диагональ изображения, мм | 175 | < | 143 (155)* |
Контрастность | 345:1 | < | 220:1 |
Разрешающая способность (4 : 3/16 : 9), твл | 400/440 | < | 380/430 |
Разрешение по цвету (NTSC/PAL), твл | 400/285 | < | 230/275 |
Яркость, кд/м2 | 413 | < | 256 |
Угол обзора по горизонтали, град. | ±35 | < | ±30 |
Угол обзора по вертикали, град. | +20/-15 | <> | +25/-10 |
Аудиосекция | |||
Выходная мощность (КНИ = 1%), Вт RMS | 16,0 | > | 16,8 |
Тема | Ветеран | Исход дебатов | Молодежь |
Интерфейс | 8 | > | 9 |
Оснащённость | 8 | > | 10 |
Удобство управления | 9 | < | 7 |
Технические характеристики | 9 | < | 8 |
Дисплей | 9 | < | 8 |
Аудио (WAV/mp3) | 8/9 | < | 7/8 |
Итог | 8,58 | < | 8,25 |
С другой стороны, при наличии хорошего помощника (того же «Самсунга» с «Андроидом») Alpine справится со многими из подобных задач, хотя не так изящно и более хлопотно. Резюме встречи будет таким: представитель юного поколения Parrot умеет (уже или потенциально) почти всё. Ветеран Alpine — меньше, но каждую отдельную задачу решает лучше, и даже с учётом предельно высокой оснащённости аппарата Parrot Alpine всё же выигрывает у него по удобству управления, по качеству звучания и видео. Он и выходит победителем наших дебатов. Вот только присвоить звание «Лидера» медиаресиверу, к которому нельзя подключить внешний монитор, я лично не решусь. Если у главного иное видение — пусть поправит, но моё предложение — дать Alpine звание «Фаворита», а Parrot — «Рекомендацию», к которой советую внимательно отнестись всех, чьё влечение к новым технологиям взаимно.
Источник: журнал Автозвук, 08/2013. Роберт Гасанов
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)