Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Focal DSA 500 RT. Сны обо всем

    Снятся людям новые автомобили, при определённом пробеге старого — часто снятся, по себе знаю. Что хорошо у этих снов — они сбываются, хоть иногда и в кредит.
    Прекращаются ли после этого сновидения? Лишь на некоторое время. Людям со здоровой психикой и позитивным жизненным настроем вскоре начинает сниться аудиосистема, достойная предмета более ранних видений. Эти сны бывают сильно цветными, трудными для пересказа за завтраком и длятся не один день. Сначала снится головное устройство, потом усилители, сабвуфер, потом в царство Морфея является процессор, чтобы уж сон, так сон...
    А потом (тоже бывает) может присниться и кошмар. Ещё толком не прокуренный салон разобран «до бобров», повсюду разновеликими кучками лежат саморезы, провода и электроинструмент, карман жжёт проездной на все виды транспорта, которыми предстоит пользоваться не одну неделю... Ужас, короче. Некоторых это не пугает, мы их знаем по рубрике «Арена», но недавно писали о феноменальном открытии британских учёных. Оказывается, не все владельцы автомобилей видят установку аудиосистемы как последовательность выклеивания углепластиковых подиумов, сварки приборных рам аргоном и изготовления новой приборной панели с рулевым колесом по центру. Трудно поверить, что не все, я знаю, но британские учёные не врут, это им строго запрещено.
    Может ли присниться всё сразу, одним кусочком и без кошмарного сиквела? До недавних пор считалось, что не может. Теперь — может. Не случайно в подзаголовке указано название модели, которой посвящён этот материал, но не указана категория техники. Что есть Focal DSA 500 RT? Сабвуфер? Да, похоже. Активный сабвуфер (то есть сабвуфер + сабвуферный усилитель)? Тоже похоже, если повернуть нужным боком. А зачем клемм так много? Потому что там есть ещё двухканальный усилитель фронта, формула удлиняется (сабвуфер + сабвуферный усилитель + усилитель фронта). А теперь из царства Морфея в реальный мир выходит ещё и полнофункциональный цифровой звуковой процессор и забирается туда же, доводя формулу продукта до беспрецедентной длины.
    Это была инвентаризация предметов сновидения. Что это же означает в смысле идеологии? Новая система ставится в машину, потому что: 1) нет баса; 2) хилый, без динамики звук фронтальной акустики; 3) допекают дефекты тонального баланса, и нечем их поправить; 4) нет звуковой сцены, потому что её не может быть. Ответы на все эти вызовы — здесь, в одной коробке.
    Что это же означает в смысле технологии? Самое простое, что можно сделать: оставить на месте все компоненты штатной аудиосистемы, к «голове» подключить вот этот самый DSA 500 RT, с него забрать усиленный сигнал на штатную фронтальную акустику, получив нормальную систему «фронт + сабвуфер». Причём — процессорную, с эквалайзером и задержками. Более разумным было бы, разумеется, фронтальную акустику тоже заменить, это рекомендуется делать, даже если не планируется вообще больше ничего, а уж в этих обстоятельствах — и подавно. Если что, «голова» может быть и афтермаркетом: входы у устройства есть всякие — RCA и уровня громкоговорителей с автовключением. Можно оставить тыловую акустику, пусть работает от головного устройства, но это, кстати, мы чуть позже проверим: можно или не можно, здесь есть одна тонкость. А пока, если с идеологией и технологией всё понятно, изучим образец безымянной категории техники подробно.
    Коротко — о составляющих многофункционального устройства. Регуляторов уровня два — аналоговый установочный для всей системы на панели встроенного усилителя и цифровой (как выяснилось) регулятор уровня сабвуфера в выносном пульте управления. Реакция на цифровую регулировку несколько запаздывает, торопиться не надо. На корпусе пульта расположен разъём mini-USB для подключения компьютера. Этот ход мы особенно оценили: при подключении ноута для настройки не надо тянуть USB-кабель в багажник, всё здесь, под рукой.
    В усилителе предусмотрены все стандартные виды защиты — от КЗ, перегрузки, перегрева, перемены полярности. Фронтальные каналы допускают работу с нагрузкой 2 Ом. Кстати, при продолжительном тесте на нагрузку 2 Ом сработала тепловая защита, так что мы проверили два утверждения изготовителя за один присест.
    Сабвуфер — бандпасс на основе длинноходовой (видно по гофру) головки калибра 6 х 9 дюймов. Головка установлена на горизонтальной перегородке, образующей нижнюю (закрытую) камеру акустического оформления. Верхняя (с портом) — это как раз та, где крышка на винтах.

    ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

    Для прослушивания в помещении сигнал сняли непосредственно с выходов CD-проигрывателя Bryston BCD-1, положившись на собственный регулятор усиления как на регулятор громкости. Вполне хватило, кстати. На выходы фронтального усилителя повесили домашние акустические системы Monitor Audio, к точке прослушивания протянули провод с дистанционным регулятором, в него воткнули короткий USB-хвост от ноутбука, чтобы поиграть с настройками процессора.
    Вволю наигравшись, пришли к выводу: для большинства типичных случаев возможностей процессора хватает. Частотная и временная коррекции дают заметный эффект, корректировка звукового поля и согласование с сабвуфером выполняются без труда. Реакция на вносимые изменения практически моментальная.
    Включение компрессии несколько повышает средний уровень громкости, но качество звучания лучше оценивать в условиях реального автомобиля, так что ограничимся лишь констатацией факта: она работает. Оценить должным образом работу экспандера не позволили широкий динамический диапазон и высокое качество имеющихся записей. Повышение порога срабатывания давало такой эффект: самые тихие места просто вырезались, этакий «аудиогеноцид». Но при работе с изначально «шумными» источниками сигнала, например, штатными ГУ с подключением по высокому уровню, эта функция может оказаться очень полезной.
    Качество звучания широкополосных каналов оказалось весьма (если честно — неожиданно) высоким, пусть и не на уровне хай-энда. Тональный баланс отличный, передача тембров и локализация инструментов — на очень достойном уровне. Превосходная макродинамика, атака сигнала и громкие оркестровые пассажи подаются уверенно и без слышимых искажений. Поначалу показалось, что задние планы завуалированы больше обычного, выяснилось, что компрессия осталась установленной по умолчанию, то есть не в ноль, когда её (ненужную в условиях комнаты для прослушивания, но, возможно, полезную в автомобиле на ходу) отключили, микродинамика заметно нормализовалась.
    Качество звучания сабвуфера понравилось. Несмотря на не самый музыкальный вариант акустического оформления, гулких призвуков не было, сабик хорошо справляется с порученным ему делом. Безумного инфрабаса, конечно, нет, но остальное — на крепкую четвёрку, даже с плюсом.

    • Корпус трапециевидного сечения, небольшой высоты. Материал — MDF с отделкой карпетом. Сабвуфер можно прислонить к спинке заднего сиденья, в стенке корпуса ниже усилителя предусмотрена выемка под провода
    • На верхней стенке хорошо замаскированный лючок для доступа к динамику, мы, конечно, открутили и посмотрели, что там
    • На боковой стенке — порт с пластиковым обрамлением
    • Конструкция усилительного модуля утоплена в корпус, рёбра охлаждения символические
    • Два предохранителя по 15 А
    • Винтовая колодка питания, включения и громкоговорителей под вилочки шириной до 9 мм
    • Разъём RG-45 для подключения дистанционного управления
    • Регулировка общего уровня
    • Входы высокого уровня
    • Линейные входы RCA
    • Линейные выходы RCA


    Стартовая страница интерфейса (установку софта пропускаем, ничего необычного). Наверху — пресеты, они хранятся в памяти устройства, или же можно сбросить на компьютер (и загрузить с него, разумеется). Четвёртый пресет на этой картинке — тот, который мы сохранили после опытов с сабвуфером в салоне, потом покажем. Главный и единственный кроссовер перестраивается либо движками, либо стрелочками у окна с цифрами, либо путём тупого впечатывания нужных цифр. Пределы регулировки: сабсоник — от 20 до 60 Гц, ФНЧ сабвуфера — 80 — 200 Гц, ФВЧ фронта 45 — 300 Гц. Усиление устанавливается от 0 до -40 дБ
    Если тронуть любую из нумерованных точек в окне с «целевой» АЧХ, включится интерфейс эквалайзера(работает на все каналы). Полос — семь, любая ставится куда угодно (от 20 Гц до 20 кГц) и в любом порядке, видите, у нас с третьей по шестую перепутаны — и ничего. Любой полосой можно управлять несколькими способами: просто перетаскивать точку по экрану (по частоте и усилению); вбивать цифры в нужные окошки (по всем параметрам, включая добротность); действовать виртуальными движками и рукоятками, последнее даётся не сразу, их надо не крутить, а, щёлкнув по нужной, двигать мышью вверх или вниз. Усиление по полосам регулируется от -12 до + 12 дБ, добротность — от 0,4 до 12,0. Шаг всюду — в соответствии в разрядностью числе в окошках: добротность — через одну сотую, усиление — через десятую, частота — через герц
    Интерфейс управления задержками — эталон наглядности. Когда вы оперируете движками правого или левого каналов, символ акустики в выбранном канале с ростом задержки удаляется от оси, а красное пятно, обозначающее центр звуковой сцены, смещается в противоположную сторону, как это происходит на самом деле. Пределы регулировки задержки фронтальных каналов щедрые, до 20 мс (это почти 7 метров), для сабвуфера — необъяснимо щедрые (до 130 мс, а это — 45 метров), но, поскольку шаг всюду 0,1 мс, щедрость идёт не в ущерб точности. Здесь же можно одним щелчком мыши поменять полярность сабвуфера
    Редкая, почти уникальная функция — управление динамическим диапазоном. Во фронтальных каналах можно задействовать компрессор (ограничение амплитуды наиболее сильных сигналов) или экспандер (ослабление наиболее низких сигналов). В сабвуферном канале — только компрессор, но с более широкими пределами регулировки диапазона и степени компрессии
    И наконец, пресет регулировок можно формировать не только собственными силами, на сайте Focal навалом готовых, рассортированных по марке-модели машины, рейтингу популярности и пр. А можно (как показано здесь) забросить на сайт свой вариант, глядишь, кому понравится...

    Усилитель

    Максимальная мощность (14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 79/109
    Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,022/0,043
    Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом/2 Ом), % 0,026/0,032
    Входная чувствительность, В 0,16 — >11
    Отношение сигнал/шум*, дБА 84
    *По стандарту CEA-2006, то есть относительно 1 Вт выходной мощности.

    Сабвуфер
    Тип оформления БП
    Головка 6 х 9 ''
    Полоса пропускания (акустическая) 45 — 140 Гц

    Общее
    Входная чувствительность, В 2 — 5/0,4 — 10
    Габариты (Ш х В х Г), мм 600 x 210 x 310
    Ток покоя, А 0,9

    Усилитель-то, посмотрите, очень даже. Видно, что класс D (цифровые «хвосты» на микромощности и общий силуэт кривых), но искажения на 4-омной нагрузке (наиболее вероятной) в широком диапазоне выходной мощности остаются вблизи отметки 0,02%, на 2-омной нагрузке они выше, но и 0,04% — это, знаете ли, не повод рвать на себе волосы. Мощность на обеих типовых нагрузках вполне достойная, даже, можно сказать, выше типового значения
    Временная задержка в одном из фронтальных каналов. Максимальное значение 20 мс, иного не ожидали, важнее здесь другое — минимальное значение. Дело в том, что, если совместно с DSA 500 RT включить штатные тыловые динамики «от головы», чрезмерное значение начальной (минимальной) задержки фронта может исказить общую картину. В описании DSA 500 RT разработчики не случайно написали «Low latency» (то есть малое время начальной задержки). Она оказалась равна 1,1 мс, это означает: тыловые излучатели виртуально сместятся на 400 мм. Невелика беда...
    Фильтры кроссовера — 2-го порядка, пределы регулировки частот среза — как обещано, за одним исключением: нижний предел ФВЧ фронтальных каналов у нас получился не 45 Гц, а ближе к 55 Гц
    Результаты измерения сабвуфера в салоне автомобиля в максимально широкой и самой узкой полосе ФНЧ кроссовера. Как можно заключить, верхняя частотная граница определяется не фильтром, а характеристиками бандпассного оформления и в любом случае не вылезет за 100 Гц, ну, может, с небольшим

    Образцы корректирующих кривых эквалайзера: на 1 кГц с разной добротностью, одна и та же (!) полоса эквалайзера на разных местах оси частот, ниже — кривая, показывающая взаимодействие двух полос, установленных на близких (меньше октавы) частотах. Всё грамотно и без сюрпризов
    Неравномерность АЧХ сабвуфера нам показалась великоватой, и мы решили попробовать подправить её эквалайзером, зря он, что ли, там предусмотрен. Результаты настройки на скорую руку (минут за 10) — перед вами. А настройка эквалайзера — как раз та, что была изображена в окне интерфейса чуть раньше
    Вот что пряталось под крышкой

    • Ручка регулировки уровня сабвуфера маркирована -9, 0, +9 дБ
    • Индикатор статуса системы, при неполадках часто мигает
    • С тыльной стороны — разъёмы RG-45 и mini-USB


    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    ЧТО
    Многофункциональное устройство
    КТО
    Focal DSA 500 RT
    ПОЧЕМ
    27952 руб.
    ЭТО — ПЛЮС
    Компактный сабвуфер
    Качественный усилитель фронта
    Развитый цифровой процессор
    Исключительное удобство установки
    ЭТО — МИНУС
    Ограниченный диапазон суббаса
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Сон в руку. Вернее — в багажник
    РЕЙТИНГ
    Для таких устройств ещё не разработан

    Источник: журнал Автозвук, 09/2013. Валерий Ким
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Focal Performance DSA 500 RT
    Focal Performance DSA 500 RT
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa