Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! CD-тюнер Alpine F#1 Status. Участие в первенстве

    Азартная штука спорт. Он, как наша жизнь в миниатюре, предполагает полную самоотдачу и неуклонное движение к заветной цели. «А как же олимпийский принцип (главное не победа, а участие)», – возразят мне. А очень просто: вначале, может быть, участие и главное, но в процессе этого участия цели меняются, и вы уже стремитесь к победе, пусть на первых порах и не над всеми. Иначе вам в спорте делать нечего.Гонки «Формулы-1» – один из самых азартных видов спорта, а для участников – самый бескомпромиссный и, кстати, самый дорогой. Конечно, далеко не все команды-участники имеют равные шансы на победу, но сама принадлежность к «Формуле-1» означает членство в очень элитарном клубе. Слабаков здесь не бывает.
    Наверное, такого рода соображениями руководствовались стратеги Alpine, снабдив свою новую разработку именем собственным. Есть у нее, конечно, и цифробуквенный индекс, соответствующий фирменной системе обозначений: CDA-7990R, из которого явствует, что перед нами CD-тюнер (вторая цифра не восьмерка, как у ресиверов, а девятка) с системой RDS и управлением чейнджером по шине Ai-NET. Впрочем, как станет ясно из последующего, такая характеристика не говорит почти ничего. Это примерно то же самое, если бы об автомобиле сказать, что он с двигателем воздушного охлаждения и заднемоторной компоновкой. Под это определение «Порше» и «Запорожец» подходят одинаково. Во избежание подобных недоразумений алпайновцы снабдили это головное устройство именем F#1 Status и тем сразу раскрыли свои намерения. Аппарат бескомпромиссный и знаменует собой не только вступление в элитарный клуб самых-самых, но и неприкрытое стремление к победе. Чтобы быть корректным до конца, добавлю, что марка (или брэнд, если вы уже подзабыли русский) F#1 Status распространяется не только на CD-тюнер CDA-7990R, но и на «мультимедийного управляющего» PXA-H900 (об этом PXA с самым большим на сегодня номером разговор отдельный, и когда-нибудь, если хватит измерительных возможностей лаборатории, мы его заведем). Сегодня тема – CDA-7990R.
    Дизайн аппарата одновременно и узнаваемый, и нетрадиционный. Впрочем, нет – с нетрадиционным дизайном у Alpine было немало «голов», а здесь как раз много традиций соблюдено, но одновременно прослеживается и явное стремление обособиться от тех, что попроще. То есть от всех. Ручка энкодера с эластичным покрытием переехала ближе к центру, потеснив дисплей. Мелких кнопок почти что нет (если совсем точно, то их две). Те, что справа, очень напоминают о прежних аппаратах, которые были вне конкуренции по части эргономики и дизайна. Если бы разработчики еще разнесли кнопки немного подальше (как те, что слева), то было бы почти идеально. Подсветка кнопок меняется с ярко-синего цвета на травянисто-зеленый. Второй сдержаннее, зато первый – моднее. Информация на дисплее хорошо различается под разными углами, и это несомненный плюс. В вечернем режиме символика, похоже, несколько ярковата, но поскольку основная информация молочно-белого цвета, то мешать она не будет. Съем и постановка передней панели туговаты, но достаточно удобны. Чехол для передней панели из натуральной кожи, что, по меньшей мере, естественно для аппарата такой цены. Беспроводной пульт ДУ в комплект не входит – он предлагается лишь как опция, что на первый взгляд может показаться странным. Но только на первый. Дело в том, что основным вариантом применения разработчики видели работу двух формульных устройств в тандеме, то есть CDA-7990R вместе с «мультимедийным управляющим» PXA-H900, а там есть свой дистанционный пульт, очень похожий на студийный пульт видеомонтажа. (Конечно, цена такого комплекта получается совсем уже астрономическая, но не надо удивляться: формульные болиды дешевыми не бывают.) Так что потенциальный покупатель должен быть доволен: платить за два пульта его не заставят.
    В CD-тюнере – три пары линейных выходов, в том числе один нефейдерный, для подключения сабвуфера. Фильтром он не обрабатывается, но зато имеет отдельную регулировку уровня до +15 дБ. Чтобы потом к этому не возвращаться, отмечу сразу, что выходные гнезда очень высокого качества: массивные, с позолотой и фторопластовым диэлектриком. Гнезда выносные и соединены с аппаратом высококачественным 6-миллиметровым проводом совместной разработки Alpine и Monster Cable (редкий пример бескомпромиссного подхода: обычно считается, что 10-сантиметоровые кончики звук испортить не способны, и ставят какие есть, впрочем, заметно ли будет их влияние на звук, это уже зависит от разрешающей способности системы). Есть здесь еще цифровой (оптический) выход, который очень даже подойдет для выдачи сигнала на процессор (или тот же PXA-H900, или более широко известный H600). Линейных входов (на гнезде Ai-NET) два, поэтому сюда можно подключить либо CD-чейнджер, либо, к примеру, телевизионный тюнер (существует в природе специальный переходник Ai-NET/RCAx2). По шине Ai-NET можно подсоединить сразу шесть чейнджеров, но для этого дополнительно понадобится два переключающих устройства KCA-400C. Кто-то, конечно, обойдется и одним переключателем, но тогда ему придется ограничиться «только» четырьмя чейнджерами, не всякий пойдет на такое ущемление прав.

    Для аппаратов, входящих в «клуб избранных», уже становится привычным выносной преобразователь питания на +/-15 вольт. И это не дань моде, а суровая необходимость: 24-разрядные ЦАПы фирмы Burr-Brown однополярного (или двухполярного, но низковольтного) питания не признают. А вынос источника питания в отдельный блок позволяет избавиться от высокочастотных наводок, которые, к примеру, так портят жизнь автомобильным усилителям. В борьбе с помехами разработчики пошли дальше – здесь применена резонансная схема источника питания, которая работает с сигналом, по форме близким к синусоидальному. А четырехслойная печать (при грамотной разводке) позволяет еще уменьшить рассеивание.
    Но вернемся к CD-тюнеру. Применение омедненного корпуса в аппаратах такого рода никого не удивляет и, кажется, стало уже нормой. ЦАП здесь, как было уже говорено, 24-разрядный, а их, насколько мне известно, делает только Burr-Brown. Интересно, что алпайновцы применили так называемый знакоамплитудный (Sign-Magnitude) преобразователь, который отличается от обычного резистивного ЦАПа примерно как двухтактный усилитель от однотактного, и позволяет избежать так называемых искажений пересечения нуля (zero-cross). После ЦАПа обычно ставится фильтр НЧ, позволяющий избавиться от шумов преобразования. Здесь применен фильтр с частотно-зависимым отрицательным сопротивлением (по-английски это будет Generalized Impedance Converter), который обеспечивает минимальные искажения в полосе прозрачности. Если вы вот прямо сейчас взглянете на измеренную неравномерность АЧХ, то увидите, что ее отклонение на верхней частотной границе оказалось рекордно малым, фактически на пределе измерения. Такая вот фильтрация. Можно ли услышать разницу в АЧХ? Скорее всего, нет. Но одновременно улучшаются и динамические характеристики сложного (то есть реального) сигнала, а это уже услышать можно. Теперь обратите внимание на два других параметра – отношение сигнал/шум и динамический диапазон. То, что уровень шумов здесь исключительно низкий, ясно каждому, кто хоть однажды заглядывал в наши результаты измерений CD-ресиверов (схемы «mute» здесь нет, так что все без обмана). Это, впрочем, не так уж существенно, поскольку любой усилитель шумит больше. Это даже если пренебречь акустическим фоном помещения, который в наших «помещениях» никогда не бывает нулевым. А вот исключительно высокий динамический диапазон на некоторых записях и при очень хороших условиях прослушивания «почувствовать», наверное, можно. И еще одно. Как мы знаем, во всякой «голове» есть три независимых регулятора амплитуды (громкость, фейдер и баланс), включенных последовательно. Здесь в каждом канале стоит только один регулятор амплитуды, но для управления ими используется дополнительный контроллер (читай – микропроцессор). Это уже типично хай-эндовский подход, где, как известно, делается все для минимизации звукового тракта. И какой же хай-энд без отключения регуляторов тембра (если они вообще есть)? Здесь они отключены по умолчанию. Теперь посмотрите на измеренные значения показателей переходного затухания. Даже и при включенном регуляторе они далеко не низкие, а уж при отключенном – так это вообще. Кстати, сами тембры здесь тоже не простые: кроме величины спада-подъема для НЧ и ВЧ можно выбрать и центральную частоту – от 60 до 200 Гц и от 10 до 17,5 кГц соответственно. Для баса выбирается еще и одна из четырех величин добротности корректирующей кривой. Кстати, в инструкции, как оказалось, допущена неточность. WIDE 1 соответствует самой низкой добротности (широкая полоса), WIDE 4 – самой высокой (узкая), а не наоборот. Если не очень понятно – посмотрите на графики. Здесь показаны корректирующие кривые в крайних положениях регуляторов тембра и при крайних значениях центральных частот. Самые левые кривые – это бас (60 Гц) в режиме WIDE 1, а следующие две – он же (200 Гц) в режиме WIDE 4.
    Про CD-проигрыватель осталось добавить лишь, что здесь применена патентованная конструкция позиционера лазерной головки, управляющая его положением по трем осям и обеспечивающая строгую перпендикулярность луча по отношению к диску. Аппарат может работать с заголовками компактов и читает CD-текст. Работает и включение диском, и его пассивная выгрузка. Есть функция «спрятать диск». Все три сервисных режима присутствуют. При управлении чейнджером к ним добавляются повтор и случайная последовательность по всем CD. Абсолютная фаза сигнала на линейных выходах соблюдена (а кто сомневался?). И ограничение сигнала, ясное дело, не наступает даже на максимуме громкости, а то это было бы похоже на стук шаровых у «МакЛарена».
    Тюнер. Кажется, что нового тут можно придумать? А вот, пожалуйста. Тюнер работает в трех режимах: «нормальном», «стабильном» и «хай-фай». В первом тюнер имеет широкую полосу воспроизводимых частот и высокую чувствительность, в «хай-фай» немного снижается чувствительность, а в «стабильном» сужается частотная полоса, но тоже аккуратненько так, на килогерц примерно. Правда, частотная коррекция применена «универсальная», то есть между американской и европейской. И, как ни странно, ограничение полосы никак не влияет на уровень шумов. Стало быть, основной шумовой вклад вносят средние и низкие частоты. Впрочем, измеренный уровень шума и так оказался ниже заявленного. Тюнер работает не только в системе RDS, но и способен читать радиотекст (конечно, не где попало, а там, где он передается). И это первый на моей памяти Alpine, который различает все 29 типов программ (PTY), предусмотренных стандартом, и у которого есть режим ожидания тоже по любому из них. Правда, для московского пользователя 27 из этих PTY имеют чисто умозрительное значение, но все равно приятно. Режима текущего времени (CT) традиционно не предусмотрено, у владельца такого аппарата часов должно быть достаточно.
    Звучание CDA-7990R поначалу показалось несколько смягченным. В том плане, что заведомо переакцентированные записи выглядели неожиданно интеллигентно (например, фортепиано со второго трека диска Алана Парсонса). Бас, практически безукоризненный по атаке и рельефу, тоже произвел впечатление смягченности (нет-нет, не бархатистости, – а эдакой рафинированной утонченности, что ли). Даже у Сары Кей (Sara K.), которая отнюдь не является обладательницей ангельского голоса, получилось по-оперному бережно, где-то вкрадчиво. Очень понравилась «верхушка» – проявленная незаурядная атака никак не нивелирует музыкальность. В соло на ударных каждый барабан легко отличим – это действительно соло, а не хоровое пение. И трудно было не обратить внимания на раздельность каждой группы инструментов в сложных оркестровках. Ну, конечно, и редчайшая динамика. Взяли «Dynamic Test» от Chesky Records («Ultimate Demonstration Disk», трек 28). Кажется, это первый раз, когда звучание барабанов не менялось с самого начала (там очень тихо) и до конца трека (очень громко).
    Я бы воздержался рекомендовать этот аппарат любителям агрессивного звучания (крутого драйва, если проще). Впрочем, соответствующим подбором акустики и при посредстве подходящего «буста» можно добиться чего угодно, но только это уже будет... Как там, в детской книжке «Принц и нищий»? Раскалывание орехов большой государственной печатью? Ну, вроде того.


    Личное дело
    Что
    CD-тюнер
    Кто
    Alpine CDA-7990R F#1 Status
    Почем
    $2589
    Чем богаты
    - Линейные выходы: три пары
    - Цифровой выход
    - Диммер
    - Отключаемый дисплей
    - Два цвета подсветки
    - Внешний преобразователь питания
    - Отключаемые регуляторы тембра
    - CD-текст
    - Работа с заголовками дисков
    - Управление чейнджером
    - RDS-тюнер
    Это – плюс
    Высочайшее качество звука, возможность интегрирования в сложную аудио/видеосистему
    Это – минус
    Высокая цена и «универсальная» коррекция АЧХ у тюнера
    Одним словом...
    Настоящий хай-энд без всяких скидок на мобильность
    Рейтинг 9 (10)
    Альтернативы
    Единственный известный аппарат того же класса и сходной идеологии – Nakamichi CD-700. Он на четверть дешевле, но для работы в составе сложной аудиовизуальной системы подходит меньше, поскольку номенклатура у Nakamichi не такая широкая

    Источник: журнал Автозвук, 04/2001 Юрий Евтушенко
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Alpine CDA-7990R
    Alpine CDA-7990R
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa