Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Сабвуфер Boston SPG 555-2 ВЫХОД ИЗ КРУГА

    ВЫХОД ИЗ КРУГА

    Автозвук №10 2006. На ковер! Сабвуфер Boston SPG 555-2.

    Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО.

     

    «Ой, что это?» Любим мы «ло­вить на живца» зевак, забега­ющих в лабораторию редак­ции. «Да вот, кто-то сел на сабвуфер, расплющил, а нам отвечать...»

     

    Действительно, первое, что привлекает взгляд зеваки — необычная овальная (даже не эллиптическая, а именно овальная) форма диффузора и всего его обрам­ления. В истории практической эле­ктроакустики попытки использоватьдинамики с удлинённым диффузо­ром время от времени предприни­маются. Самый близкий пример — мидбасы Racetrack, которые приме­нялись в акустике фирмы KEF не­сколько лет назад. Их преимущество не только в том, что они позволяли получить некруглую характеристику направленности (а это одно из тре­бований ТНХ для домашнего театра), а в том, что в относительно узкие колонки уда­валось вписать излучате­ли с большей площадью диф­фузора. Направленность для сабву-фера роли не играет (точнее, играет роль её отсутствие), а вот площадь диффузора — очень даже. В данном случае площадь диффузора эквива­лентна таковой у круглого диффузо­ра с эквивалентным диаметром 266 мм (у «двенашек» этот размер около 258 мм). И потом — много вы видели в машине квадратных по­лостей? Наверняка гораздо меньше, чем продолговатых. Но, как часто случается, наиболее заметная осо­бенность не остаётся ни единствен­ной, ни даже главной.

     

    SPG555 — сабвуфер, позицио­нируемый фирмой как универсаль­ный, пригодный для повседневного музыкального применения в системе с претензиями на исключитель­ность, или же как мощное оружие в SPL-поединках. И, исходя из второ­го применения (но не упуская из ви­ду первого, где экстремисты тоже водятся), бостонцы использовали в своём «универсале» технологию, до сих пор в столь изящном с инженер­ной точки зрения виде не встречавшуюся. У SPG555 — сменная в полевых условиях звуковая катушка, самый, как известно, уяз­вимый элемент конструкции динамика.

     

    В принци­пе, звуковую катушку (и даже «в поле») специаль­но обученные люди меняют и у обычных сабвуферов, но это требует расклеивания многочисленных швов с их последующим заклеиванием, центровкой катушки и пр. Для заме­ны звуковой катушки у SPG555 вла­дельцу требуется только окончить ускоренные курсы операций с клю­чом-шестигранником. Содержание учебной программы: влево — от­кручивать, вправо — закручивать. Шестигранник нужного размера вручается по окончании курсов, да­же с логотипом Boston.

     

    Технология такая. 110-миллиме­тровый колпачок в центре диффузо­ра одновременно и фланец каркаса звуковой катушки, а накладка с ло­готипом фирмы — ручка для извле­чения катушки. Достаточно приме­нить полученные на курсах знания к шести винтам по периферии флан­ца, ещё двумя закрепить ручку (в со­стоянии поставки она не установле­на) и извлечь катушку. Здесь опять появляется повод для ловли зевак на живца: катушка во всей красе извле­кается из насиженного места, но ни­каких проводов за ней не тянется. «Были, — говорим мы. — Оторва­лись и потерялись, помогите поис­кать...»

     

    Отправив зевак искать, конста­тируем инженерный факт: разработчики сделали остроумный ход: выво­ды катушки соединены с плоскими ламелями, которые контактируют с двумя из шести крепёжных винтов, а винты, в свою очередь, вворачива­ются в металлические втулки, к ко­торым присоединены гибкие подво­дящие провода, прошитые в центри­рующую шайбу. Как всегда, глядя на сделанное кем-то изобретение, удив­ляешься, как же всё просто. Правда, не думаю, что по этому пути теперь пойдут все, кому не лень, наверняка американцы защитили свою разра­ботку патентом (даже не одним), на­звав изобретение без ложного пафо­са RVC, то есть Removable Voice Coil (Съёмная звуковая катушка).

     

    Опытные пользователи, которым удастся повредить не только звуко­вую катушку, но и прочие части по­движной системы, есть такие умель­цы, хоть и немного при гарантиро­ванной производителем киловаттнои мощности головки, могут заменить и другие элементы конструкции. Для этого нужно выкрутить ещё 14 винтов, которые крепят к корпусу пластиковый обод подвеса и пласти­ковую же опору центрирующей шай­бы. Эта съёмная сборка тоже названа просто и по существу — Soft Part System (Комплект гибких деталей). Всё это можно заменить при нали­чии, конечно, «типовых элементов замены» (ТОЗ; всё-таки русский язык — богатая вещь). Представи­тель фирмы-дистрибьютора божился в присутствии главного редактора, что поставки ТОЗ будут, в конце концов, поставляются же они для сабвуферов Boston серии G5 (№7/2005).

     

    Сейчас преждевременно приво­дить конкретные цифры, но мы с ва­ми должны понимать, что такая по­движная система не может полу­читься лёгкой, тот же фланец с шес­тью винтами и ручка (тоже с парой винтов) — детали вполне конкрет­ные. Тяжёлая «трансмиссия» требует и серьёзной мощности двигателя, возьмите для примера внедорожни­ки (у кого есть). Видели мы сабы эспиэльного класса с магнитами под двадцать кило и собственной массой за двадцать. Бостонцы, кажется, пер­вые, кто в сабвуферах этой катего­рии применили обращенную маг­нитную систему с неодимовым маг­нитом. Результат — масса магнит­ной системы 8,2 кг и «снаряженная» масса головки 11,8 кг. Наш фото­граф, человек опытный и прагма­тичный, предпочитает, чтобы такие сабвуферы ему относили в студию мы, так вот, после съёмок он сам принёс его обратно, свою судьбу от­нюдь не кляня.

     

    Boston SPG 555-2

    Номинальный импеданс, Ом

    2

    Допустимая RMS мощность (по данным изготовителя), Вт

    1000

    Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)

    85,5

    Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт

    93

    Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 – 100 Гц), дБ

    2,6

    Средний к.н.и., (96 дБ, 50 – 125 Гц), %

    1,57

    Параметры Тиля – Смолла

     

    Заявка

    Факт

    Fs, Гц

    29,68

    32,4/30,6

    Vas, л

    44,4

    41,8

    Qts

    0,63

    0,587/0,606

     

    Вот и настал черёд цифр. Масса подвиж­ной системы, по нашим расчётам, 268 г, по спецификации - 286. И то и другое много, но не запредельно, у остро специализиро­ванных эспиэльных «двенашек» бывало и больше. Силовой фактор 11,4 Тл м (11,6 Тл м по спецификации) соответствует 16,1 Тл м для 4-омного эквивалента — по­казатель не запредельный, но более чем достойный. Опорная чувствительность не слишком впечатляет, что ожидаемо при по­движной системе массой «четвертинка с посудой», а как получится в салоне, мы увидим чуть позже. Уровень искажений не вызывает нареканий, хотя у «Бостонов» их бывало и меньше.

     

    Параметры Тиля — Смолла с головки сни­мали дважды — в состоянии поставки (по­сле разминки) и позже, когда после проб­ной разборки катушки сообразили, что из­готовитель наверняка исходил из того, что головка будет «ходить» с фирменным лого­типом, а значит, и с ручкой на центральном колпачке. Естественно, с дополнительной массой на диффузоре Fs оказывается ни­же, Qts — выше. При моделировании мы использовали то, что в знаменателе дроби (с ручкой-логотипом). В рекомендуемом изготовителем ЗЯ 28 л получается хороший (для ЗЯ) акустический подъём 2,5 дБ, но неравномерность будет относительно высокой, 3,8 дБ. Рекоменду­ются ещё и два фазика, один из них назван Sound Quality Enclosure (59,4 л на 33 Гц), другой — High Output Enclosure (70,8 л на 38 Гц). Изготовитель ещё даёт рекоменда­ции Q-tune, такая опция есть в усилителях Boston GT — это перестраиваемый ФВЧ с регулируемой добротностью. Если до этого дойдёт — сами разберётесь. Измеренные нами параметры оказались весьма близки к заявленным, поэтому реко­мендации изготовителя можем подтвердить, а от себя добавить: минимальная неравно­мерность (которая указана в таблице) до­стигается в ЗЯ объёмом 17 л, его и считаем оптимальным. Объём ящика с ФИ, для кото­рого достигается «типовая» АЧХ, составляет 42 л при настройке порта на 31 Гц. Средний по диапазону акустический подъём получа­ется очень внушительный, 7,5 дБ, отсюда и высокая чувствительность в салоне.

     

    Осталось добавить совсем не­много. Что профиль подвеса (28 мм) из вспененного полиуретана не полукруглый, а в точности напо­минает половинку овального диф­фузора. Что руководитель отдела испытаний, который пружинные за­жимы видел во множестве, от этих оторвался с видимой неохотой, про­бормотав что-то вроде «сами их де­лают, что ли». Что хитрая система каналов обеспечивает обдув 3,5-дюймовой звуковой катушки, улуч­шая отвод тепла. И наконец, что сабвуферы SPG555 выпускаются с двух- и четырёхомной катушкой, а поскольку катушки сменные, грань между той и другой головкой стано­вится довольно условной, сменная звуковая катушка пригодится не только желающим её сжечь...

     

     

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО

    ЧТО

    Сабвуфер 11 х 13,5

    КТО                              

    Boston SPG555-2

    ПОЧЕМ                        

    $724

    ЭТО – ПЛЮС               

    Удобная форма

    Неограниченная ремонтопригодность

    Высокая чувствительность в салоне

    Высокая мощность

    ЭТО – МИНУС             

    Не самая ровная АЧХ в ЗЯ

    ОДНИМ СЛОВОМ

    Сабвуфер, на который можно положиться

     

     

    РЕЙТИНГ

     

    Конструкция и исполнение

    10

     

    Форма АЧХ в  салоне

    8

     

    Реальная чувствительность

    9

     

    Искажения

    8

     

    Компактность оформления

    8

     

    Итого

    43

     

     

     

    |llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll|

     

     

     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Boston Acoustics SPG5552
    Boston Acoustics SPG5552
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa