Когда имеешь дело с этой торговой маркой, упоминания полицейских подразделений с таким же названием неизбежны.
Наше знакомство с техникой SWAT началось с громкого среднечастотника, из тех, что для open air и прочих издалека слышных музыкальных упражнений. Поводом для следующей встречи послужила обыкновенная, не особого назначения, компонентная акустика. Мидбас, пищалка и кроссовер. Думаете, мы нагнетаем, а потом окажется, что всё тут совсем не так, как представляется? Разочаруем любителей детективов. Всё (почти) – именно так. А потому – в порядке поступления компонентов…
Диффузор мидбаса — из целлюлозы с полимерным покрытием и тиснением «под шагрень». Пластиковый защитный колпачок диаметром 50 мм в виде сегмента сферы и с такой же фактурой поверхности. Резиновый подвес шириной 11 мм.
Штампованная стальная корзина с антирезонансным покрытием «муар» (на вид – почти точно как поверхность диффузора), 8 основных равномерно расположенных крепёжных отверстий. Если что – есть и дополнительные смещённые отверстия, нужно будет только собрать волю в кулак и проколоть уплотнитель. Снаружи – колодка с двумя клеммами-лопаточками, внутри — звуковая катушка диаметром 1,25 дюйма, подводящие проводники свободные, для надёжности концы вшиты в диффузор. Магнитная система вентилируемая с центральным отверстием диаметром 8 мм, магнит закрыт тонким резиновым кожухом. В комплекте защитная сетка стандартной конструкции.
Размеры – стандартные для головки этого калибра.
Текстильный купол пищалки диаметром 28 мм закрыт несъёмной сеткой. Пищалка установлена в обойме для врезки на плоскость.
Собственно пищалка на пружинящих фиксаторах посажена в чашку, предусмотренный конструкцией способ её крепления – через центральное отверстие. Выводы — гибкие проводники длиной 25 см с разновеликими «папами» на концах. В комплект входит и четырёхметровый провод-удлинитель с «мамами» – запас карман не тянет. Однако использовать остаток провода для подключения мидбаса не советуем – сечение его — «пищалочное».
Габариты. Диаметр, как видите, немаленький, а глубина – наоборот, небольшая.
Кроссовер — фасонистая округлая коробочка размерами примерно 100 х 80 х 35 мм с сетчатыми вставками. Винтовая колодка под «лопаточки» шириной 8 мм.
Крышка съёмная, исключительно для доступа к крепёжным отверстиям – переключателей под ней нет. Фильтры на первый взгляд несложные, но комбинация деталей как-то озадачила. Две катушки (одна из них с ферромагнитным сердечником), неполярный оксидный конденсатор и пара плёночных с такими номиналами с трудом вписывались в традиционные схемы. Решили разобрать(ся)…
Вот что оказалось: ФНЧ мидбаса – высокодобротный (ёмкость фильтра непривычно мала, индуктивность – наоборот, изрядная), да ещё с полюсом затухания (параллельно катушке подключен конденсатор). ФВЧ пищалки – обычный 2 порядка. Как это потом себя проявит – покажет время (уже недолгое).
Личный опыт
Тональный баланс своеобразный, как бы осовремененный. Верхний бас акцентирован, середина на этом фоне слегка провалена, в области верхней середины и верхних частот – хорошо слышимый подъём. При установке головок (главным образом — пищалок) по оси уровень верхних частот будет завышенным. У такого звучания есть своя аудитория, для тех же , кто предпочитает более сдержанную, академичную подачу, есть несложное решение: верхние частоты приходят в норму по уровню по мере разворота от осей, верхняя частотная граница при этом практически не снижается, это — редкая особенность.
Измерения
Заявленные изготовителем характеристики:
Мощность RMS/MAX 85/400 Вт
Чувствительность 92 дБ/Вт/м
Мощность RMS при такой звуковой катушке вполне реальная, то, что названо MAX, можно трактовать как угодно. Чувствительность… вот тут позвольте не поверить. Позвольте проверить…
Измеренные параметры мидбасовой головки
Резонансная частота Fs, Гц 58,9
Эквивалентный объём Vas, л 14,6
Полная добротность Qts 0,675
Масса подвижной системы, г 14,1
Силовой фактор, Тл м 4,6
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 86
Мидбас: вполне сбалансированные параметры: довольно низкий резонанс, добротность чуть ниже баттервортовской, что для басов есть хорошо, умеренной массы подвижка, приличный силовой фактор. Но ничего нет в поле зрения, что могло бы обусловить ураганную чувствительность, приведенную в наставлении. Нормальная чувствительность, даже немного ниже «средней по больнице».
Измеренные параметры пищалки
Резонансная частота Fs, Гц 1450
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 93
Вот у пищалки с чутьём полный порядок. Даже, можно сказать, более чем полный: как вы видели, резисторов в схеме кроссовера ни одного, а как мы слышали, верхи по уровню намного опережают середину. Сейчас во всём разберёмся подробно.
Для начала раскроем тайны кроссовера. ФНЧ – действительно с полюсом затухания (на 6,5 кГц), отчего спад рабочего участка характеристики у него исключительно крутой, как у фильтра 6-го порядка, а выплеск ближе к 10 кГц уже никого не волнует. Видимо – не волнует, надо уточнить по АЧХ мидбаса. ФВЧ пищалки – без затей и без аттенюатора.
Так выглядит АЧХ системы при совместной работе близкорасположенных излучателей. И здесь же – импедансная характеристика системы в целом. Что мы из этого видим? Да много чего, если внимательно посмотреть. На низах – очень спокойная АЧХ, по оси середина тоже ведёт себя отменно, но ничем не придушенная пищалка выше частоты раздела начинает буквально выходить из себя. При небольшом угле отклонения от оси поведение пищалки почти не меняется, но появляется мощный провал вблизи частоты раздела. На больших углах пищалка приходит в норму, провал только усугубляется, что мы в таких случаях делаем? Правильно: меняем полярность включения с «правильной» (обозначенной на клеммах) на «неправильную».
Провал? Какой провал? Не, не видели… При «условно неправильном» включении (опять же – близкорасположенных головок) АЧХ под всеми углами становится гладкой и абсолютно предсказуемой: знаменитая «галочка», которую обычно выводят на эквалайзере любители звучания поэнергичнее. Обратите внимание (это уже от расстояния между излучателями не зависит): даже под углом 50 градусов пищалка продолжает играть до самого верха, не сбиваясь с дыхания.
АЧХ компонентов, включённых через штатные фильтры. Видно, что ФНЧ (и/или мидбас) выполнены просто ювелирно, к ФВЧ (и/или пищалке) некоторые вопросы есть.
АЧХ (и импеданс) мидбаса без фильтра. Не будь ФНЧ таким молодцом, пришлось бы огрести проблем с верхним резонансом на 5 кГц.
АЧХ пищалки (и опять импеданс, в ином, для удобства, масштабе). Пищалка-то от 4 – 5 кГц играет ровно, в позу «галочки» её ставит фильтр кроссовера, возьмите на заметку. Импедансная кривая показывает наличие феррожидкостного охлаждения и некоего подобия тыловой акустической нагрузки.
Искажения в характерных частотных полосах при звуковом давлении 90 дБ (1 м):
100-300 Гц 1,28%
300-3000 Гц 0,77%
3-10 кГц 0,49%
Недурно, заметим, очень недурно. Даже на низах искажений немного, на СЧ и ВЧ – откровенно мало.
МЁД & ДЁГОТЬ
Спецназ, оказывается, и отдыхать умеет культурно. Неброской внешности (и неброской цены) акустика совсем неброской пока что марки проявила себя на удивление (что уж там) достойно по всем показателям. Главная претензия заключается в том, что в силу каких-то соображений конструкторы все силы направили на НЧ половину кроссовера, и не очень позаботились о ВЧ составляющей. Хотя вполне возможно, что это – результат осознанного выбора, так получилась акустика с АЧХ, имеющей приверженцев никак не меньше, чем у ровной, академической. А может – и больше (если все признаются, как у них тембры выставлены). То, что при испытаниях включать головки пришлось наперекор разметке, мы недочётом не считаем, не зря дважды подчёркивали: это – для случая близкого расположения излучателей, а оно встречается не часто. В реальных условиях – только опыт.
Цена вопроса: 4490 руб.
Источник: журнал Автозвук, апрель 2015. Валерий Ким
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)