Например, про акустику: играет не очень, зато стоит мало. Или про сабвуфер: оформление компактное, зато мощности надо много. Или про усилители, здесь наоборот: мощность маленькая, зато компактный. И так далее, кому я рассказываю. Ничто в мире не даётся просто так, за всё приходится платить. Или не приходится?
Забегая вперёд (недалеко, впрочем), обращусь к своего рода резюме по итогам испытаний нового усилителя Focal: здесь нет «зато». Если не видеть FD 4.350 ни в ходе измерений, ни во время прослушивания, накрыть, скажем, телогрейкой, а наружу — только провода, ничто ни в какой момент не укажет на то, каких габаритов перед нами аппарат.
Пользуясь предметами, которые всегда под рукой: вот на эту страницу рядком ложатся три FD 4.350, по бокам останутся узенькие поля, а снизу за край страницы вылезет примерно полторы строчки. Но интересно, что истинные габариты усилителя ещё меньше. Если (вернее, когда, ибо без этого подключить усилитель не удастся) снять крышки-законцовки корпуса, обнаружится, что под ними находится свежий московский воздух, оставленный там, пока не появятся провода и разъёмы. После того как крышки будут поставлены на место, из-под них, как в предложенном только что слепом тесте, будут выходить только провода. Собственно усилитель занимает лишь центральную часть на алюминиевом основании, взяв другой из предметов, что всегда под рукой у сотрудников редакции, получаем другую наглядную иллюстрацию к происходящему: две пачки сигарет (на работу с одной не ходят) закрывают «аппаратный отсек» корпуса почти полностью.
Про телогрейку я сказал ради красного словца: как видите, тут хватит и кепки, но скрытый смысл есть и здесь. Один из секретов, благодаря которым французам удалось сделать FD 4.350 столь компактным (помимо импульсного усиления, разумеется, вы же не ожидали, что оно будет другим) — технология, которую они назвали Direct FET. Собственно FET, что означает МОП-полевые транзисторы, здесь есть, но дело не в них, а в схеме теплоотвода, в которой равноправно участвуют все детали корпуса, в итоге даже телогрейка термический режим не нарушит, во всяком случае, конструкторы указывают на возможность собирать усилители «стопкой», а это означает, что запас по теплоотводу предусмотрен.
Усилитель собран в литом алюминиевом корпусе, торцы закрыты пластиковыми крышками с «трендовым» покрытием «под резину». На открывающихся после снятия крышек частях основания (тоже литого) наклеены алюминиевые шильдики, на которых подробнейшим образом расписано назначение всех разъёмов и регуляторов. Весьма похвально — не придётся разглядывать надписи «искоса, низко голову наклоня». Хотя в остальном компоновка усилителя вполне традиционная — с одной стороны входы и регуляторы, с другой — питание и выходы. На крышке двухцветный светодиод — индикатор включения и срабатывания защиты.
Габариты, мм
Длина: 199/138
Ширина: 108
Высота: 54
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Впечатляет точность передачи мелких деталей и задних планов. Микродинамика просто потрясающая. Особенно хороша цифровая запись с микрофона (перкуссия, джазовые произведения) — усилитель рисует великолепную звуковую сцену с отличным эшелонированием. Аналоговые записи высокого качества звучат несколько иначе — задний план немного завуалирован, но эмоциональность ничуть не страдает, та самая «аналоговая теплота» передаётся адекватно.
Тональный баланс и чёткость звучания порадовали. Синтезированный бас в записях электронной музыки глубокий и наполненный, контрабас и «живые» ударные очень натуральны, со всеми тонкостями звукоизвлечения, отлично передаётся и быстрый бас. Средне- и высокочастотный диапазоны прозрачные, детали воспроизводятся изумительно — появилось подозрение, что на высокочастотном конце диапазона есть горбик на АЧХ (при измерениях не подтвердилось, даже наоборот).
Мощность по заявке (4/2 Ом), Вт 58/100
Максимальная мощность (14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 75/123
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,058 / 0,21
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом), % 0,017
Входная чувствительность, В 0,27 — 7,2
Отношение сигнал/шум*, дБА 84
*По стандарту CEA-2006, то есть относительно 1 Вт выходной мощности.
Вот вам и две пачки сигарет. Никаких противительных союзов, мощность на любой нагрузке — та, что мы считаем «нормальной», даже повыше (наша условная норма — это 60/90). Заметим: мощность уверенно превышает заявку изготовителей, думаем, это потому, что скрупулёзные французы (на этой фирме французы работают особенные, не похожие на основную массу населения Пятой республики) нагрузили все четыре канала поровну, мы, как не раз объясняли, нагружаем два из четырёх, в силу соображений, объяснявшихся нами далеко не раз. Кривая искажения показывает, что усилитель импульсный, а их величина — что хороший импульсный.
При виде кривых АЧХ фильтров должно стать стыдно производителям некоторых других усилителей такого же назначения: в крошечном корпусе нашлось место для нормальных многосекционных потенциометров, в результате фильтры — с абсолютно неколебимой крутизной и добротностью, а границы изменения частот среза отличаются от заявленных на сущие мелочи. Реально — 41 — 430 Гц. Обращает на себя внимание небольшая неравномерность на верхних частотах: проблем она не таит, но выдаёт, что конструкторы применили какую-то коррекцию на верхних частотах с целью расширения полосы.
- Все соединения выведены на винтовые колодки «под вилочки». Питание — шириной 6 мм, акустика и Remote — до 5 мм. Вилочки настоятельно рекомендуются, без них в колодки можно всунуть провод только смешного сечения, а чуть позже вы увидите: ничего смешного в выходной мощности FD 4.350 нет
- Полярность выходов чередуется, поэтому при мостовом подключении нагрузки нужно использовать крайние клеммы каждой пары каналов. Клемма Remote с колодки питания переместилась на колодку выходов, будьте внимательны
- Предохранитель на 30 А внешний
В комплект входят два адаптера высокоуровневых входов с согласующими трансформаторами. Полная гальваническая развязка всегда на пользу, а функции автоматического включения при работе с входами высокого уровня она не мешает: включение происходит по сигналу, а не по постоянной составляющей, как делают в конструкциях попроще. Кроме того, выносные адаптеры — это дополнительная экономия места в усилителе, если высокоуровневые входы не нужны.
Цена 13990 руб
Мед & Дёготь
Мы были готовы набирать на клавиатуре союз «зато» не раз, оправдывая те или иные слабые места усилителя его миниатюрностью. Союз не понадобился: все показатели — как у взрослого, функции и возможности — как у хорошего взрослого, звучание — как у отличного взрослого. Удобство установки и настройки — на высоте, исключение составляют уж очень мелкие клеммы для проводов акустики и питания, но совсем уж не признавать евклидовой геометрии нельзя — никакие другие здесь бы не поместились.
Источник: журнал Автозвук, 05/2014. Роберт Гасанов
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)