Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Сабвуферы CDT Audio ES-6MSub и CDT Audio ES-06+. Один к двум

    Восприятие у современного читателя клиповое. Он сперва смотрит на картинку, и лишь потом, да и то – при хорошем освещении, читает написанные рядом слова.
    Вы не из таких, я знаю, но всё равно, признайтесь: взглянули на фотографию и моментально заключили: два сабвуфера, левый, помясистее – эспиэльный или на грани того, правый, более хрупкого телосложения – эскушный. Калибр… там где-нибудь, наверное, написано…Опа. Написано. 6. И там и там. Это – в чём?
    Это в дюймах, как принято у них там . А миллиметровка – как принято у нас здесь. Теперь видно: обе головки – как бы модели 12-дюймовых сабвуферов в масштабе 1:2.
    Фирма CDT Audio, которая у них там, где и дюймы в ходу, и президент не той окраски, редко даёт соскучиться, при этом развлекает каждый раз по-разному. В этот раз представитель интересов компании в России предложил взять на тест сразу два сабвуфера одной серии, Eurosport, но разных моделей. Удивились, но согласились, мы же добрые, у нас велосипед есть. Привезли в редакцию две коробки совершенно не сабвуферных пропорций, в такие пакуют компонентную акустику.
    Оказалось: калибр обоих сабвуферов – 6,5 дюйма (это раз). Продаются они парами (это два). Позже выяснилось, что они оба, без сомнения, сабвуферы, но не только (это – три), а написано на них иногда совсем другое (не скучаем, не скучаем, фирма-изготовитель этого не любит). Дальше были и четыре, и пять. В общем – я иду искать.

    Начнём с головки, обозначенной на упаковке как ES-6MSub. Подчёркиваем обстоятельства дела, потому что, как видите, на тыльной стороне магнита написано, чёрным по такому серебристому, Midrange Driver. Словаря под рукой не было, наверное, по-калифорнийски это означает «сабвуфер». Или по-европейски, дизайн-то видите, где происходил. Ultra High-End – это мы и без словаря поняли. Но хватит читать, вернём себе клиповое восприятие. Оно говорит: типичный сабвуфер: литая корзина с узкими, но двутавровыми, а значит – жёсткими, спицами, пружинные клеммы, вентилируемая магнитная система, все дела.


    А вот и момент истины (в миллиметрах). Классическая размерность 6,5-дюймового мидбаса, в разных местах названного уже и сабвуфером, и мидрейнджем (нашёлся-таки словарь).


    Добротные нажимные клеммы, не будем только забывать, что они – тоже в масштабе. Это значит, что диаметр отверстия для провода здесь – 2,7 мм.


    В описании говорится, что диффузор – из текстиля. Какого – не говорится. По всем признакам – стеклоткань с обильной пропиткой, с тыльной стороны диффузора он почти гладкий, волокна полностью погружены в связующее, а с лицевой — на виду. Гофр шириной 10 мм с внешней стороны вклеен в кольцевое углубление на фланце.


    А тут у нас что? Ну уж это – точно сабвуфер. У ES-06+ магнит крупнее, даже при снятом резиновом чехле (он снимается, а раз так, то конечно сняли), больше и диаметр отверстия вентиляции. Корзина тоже литая, но более мощная, с «многоствольными» спицами.


    Размеры (кроме посадочного и габаритного диаметров) здесь тоже более внушительные. Кроме того, обратите внимание: центрирующая шайба поднята над магнитом намного выше, а под ней по всему периметру расположены окна дополнительной вентиляции, забранные металлической сеткой.


    Клеммы здесь точно такие же, это видно. Зато центрирующая шайба более рельефная (это тоже видно). Видно и одно из окон дополнительной вентиляции (за правой клеммой.


    Диффузор и гофр у ES-06+ ну совсем сабвуферные, когда смотришь с этой стороны, мысли о мидбасе не возникает. Диффузор – целлюлоза с рельефным полимерным покрытием с лицевой стороны, гофр – шириной 23 мм. Напомню: это всё – «шестёрка».


    На общем виде мелкий шрифт читался плохо, а чтение интересное, насладитесь. Здесь хоть признались, что Bass и что Woofer. Одновременно. А вот с хай-эндом получается, что на один щелчок ниже, чем у ES-6MSub. Не Ultra, а простой.

    На этом этапе – что искали, то нашли. Идём дальше, подопытные интригуют своей принадлежностью к невыясненному пока биологическому виду. Первый ответ ищем вот здесь:

    ES-6MSub (первый, который называется, вроде бы, Sub, но похож на мидбас)

    Общие характеристики

    • Типоразмер: 6,5 дюйма
    • Номинальный импеданс: 4 Ом
    • Предельная подводимая мощность (по данным изготовителя): 70 Вт RMS, 150 Вт (пик)


    Параметры Тиля-Смолла. По документам и по измерениям

    Параметр Заявка Факт
    Резонансная частота Fs, Гц 43,1 37,8
    Эквивалентный объём Vas, л 12,0 17,1
    Полная добротность Qts 0,8564 0,554
    Масса подвижной системы, г 30 28,7
    Силовой фактор, Тл м 5,01 5,61
    Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 81,5 83,4
    Что мы можем сказать по этому поводу? Много, но ограничимся лишь необходимым. Научный факт в том, что наш образец отличается от документации лишь одним: упругостью подвеса. Гипотеза: возможно, существуют две модификации, что, правда, на сайте производителя как-то не отражено. На коробке написано ES-6MSub, во вложенном в коробку документе ES-6M. Если бы мы решили выпускать одну и ту же по конструкции головку в двух таких вариантах, то поступили бы так же: заменили подвес, оставив диффузор и привод прежними. По заявке получается басовитый фриэйрный мидбас, ставь в дверь и наслаждайся жизнью. По измерениям – маленький ящичный сабвуфер, даже можно уточнить: закрытоящичный. Вот к этому, к акустическому оформлению, теперь и приступим, пора.


    Составители документации взяли дробные доли кубофута (от 0,15 до 1,0) и записали их как возможные варианты оформления, не выказывая никаких личных предпочтений. По заявленным параметрам выходит, что 6-дюймовая головка должна работать в кубофуте, потому что во всём, что меньше, получается горбато. Напоминаем: это – рекомендации изготовителя при параметрах, заявленных изготовителем. Мы вообще не при делах.


    Малышу кто-то из фирмы-изготовителя рекомендует и фазоинвертор, если что. Обратите внимание на объёмы, это не мы запятую пропустили, так и было. Случится оказаться в Калифорнии, попробую познакомиться с автором этого документа. Наверняка красивая женщина, обыкновенная так бы не смогла. В общем – в поле графика поместились АЧХ только двух наименьших по литражу рекомендованных ФИ, остальные улетели в +15 — +18 дБ на 22 – 24 Гц.


    Заменяем параметры на лично измеренные, оставив фирменные рекомендации, и смотрим, стало ли хорошо. Видим: стало намного лучше. Конечно, кубофут для «шестёрки» — это разврат, но в «полкубике» получается действительно аудиофильская АЧХ, а если взять поменьше – то тоже очень недурно, пусть и с некоторой потерей уровня звукового давления ниже 30 Гц.


    Рекомендованные ФИ по измеренным параметрам. Во всяком случае один, минимального, пусть и диковатого для такого калибра объёма, уже на что-то похож. Но истина – впереди…


    Вот как мы видим пространство для манёвра с ES-6MSub . Всё понятно, да? Тогда идём дальше.


    Если зачем-то (откуда нам знать, зачем?) вам понадобилось сажать ES-6MSub в фазоинвертор, то сделайте это по-человечески. Такой объём настраивается на такую частоту относительно легко: стандартная сантехническая ПВХ труба диаметром 50 мм и длиной 300, если надо — согнутая внутри ящика под прямым углом (в магазине «Мир сантехники» есть всё для этого необходимое).


    Проверили и что будет, если вообще не заточать ES-6MSub в закрытое помещение. Калибр к этому провоцирует. Вот что будет. Подъём на инфразвуке, разумеется, изрядный, но если его прибить сабсоником на 25 – 30 Гц, получится очень даже симпатично.

    Теперь следующий, ES-06+ (второй, который действительно похож на сабвуфер в масштабе)

    Общие характеристики

    • Типоразмер: 6,5 дюйма
    • Номинальный импеданс: 4 Ом
    • Предельная подводимая мощность (по данным изготовителя): 120 Вт RMS, 240 Вт (пик)


    Параметры Тиля-Смолла. По документам и по измерениям

    Параметр Заявка Факт
    Резонансная частота Fs, Гц 39 56
    Эквивалентный объём Vas, л 12,76 8,1
    Полная добротность Qts 0,386 0,56
    Масса подвижной системы, г 23,8 21,0
    Силовой фактор, Тл м 6,35 5,8
    Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 83,8 84,5
    Здесь – всё наоборот. Масса подвижки (кстати – существенно меньше, чем у изящных форм ES-6MSub) и силовой фактор – близки, подвес по измерениям – заметно жёстче. Отсюда и резонанс, и добротность выше, чем заявлялось. Посмотрим, каковы будут последствия. Но для начала – без учёта вновь открывшихся, по данным изготовителя.


    Изготовитель рекомендует только ЗЯ объёмом от малюсенького до маленького. Три из четырёх получающихся при этом АЧХ имеют право на существование, а верхняя (в объёме 8,4 л) – так вовсе заглядение. Однако…


    Однако подставим взамен параметров, определённых методом чтения другие, полученные путём измерения. Картина изменилась, но заметим: в объёме 8,4 л АЧХ проходит хоть и с отрицательным акустическим усилением, но ровно и спокойно.


    По нашему разумению, от ES-06+, если не зарываться, можно получить очень хорошие АЧХ, оперируя в диапазоне объёмов ЗЯ 9 – 12 л.


    ФИ мы пробовали, ничего привлекательного на получилось, зато free air показал красоту неожиданную и нетипичную: лёгкий, без буйства инфразвуков, подъём к нижнему краю звукового диапазона, небольшой провал на 100 Гц никакого значения не имеет: там обычно проходит граница раздела «фронт-сабвуфер».

    «Обычно проходит»… Вообще-то у нас тут головки явно необычные, и мы решили расширить программу испытаний. А как покажут себя оба ES при работе не сабвуферами, а басовиками фронта? Калибр-то это позволяет, даже запросто. Вот и сняли АЧХ как это делается у мидбасов, в полной полосе и в свободном поле.


    Поведение изящного ES-6MSub на низких частотах – фантастическое. Граничная частота 35 Гц, как на графике – это в свободном пространстве, в салоне будет подъём ниже 60 – 70 Гц, как на кривой FREE AIR для этого динамика, срастите две кривые, не маленькие уже. Примерное поведение ES-6MSub сохраняет до 2, даже 3 кГц, а вот выше наблюдается мощный пик резонанса жёсткого диффузора. Его практически нет на кривой для угла 30 градусов, зато очень есть на осевой и 50-градусной. Вывод: в двухполосной системе даже с крутым ФНЧ этот пик вылезет и испортит картину совместной работы излучателей. Зато в качестве НЧ-звена трёхполосного фронта бессабвуферной системы этому динамику цены нет.


    Брутального вида ES-06+ удивил как минимум не меньше. На низах АЧХ у него начинает спадать раньше, в силу более высокого резонанса, но это – в открытом пространстве, в салоне – вы уже видели, как она пойдёт. Зато ES-06+ безукоризненно проходит весь диапазон средних частот, практически не проявляя направленности, а пик верхнего резонанса – чепуховый. Вывод: динамик, выглядящий сабвуфером, может великолепно работать мидбасом в двухполосной (не говоря уже о трёхполосной) системе.

    Нелинейных искажений никто пока не отменял, надо взглянуть и на них.



    Поскольку мы сами предположили двоякий характер применения для каждой из головок, на графиках мы нанесли два условных уровня КНИ: 5% как для сабвуферов и 1% — как для широкополосной акустики. А сами графики поставили один под другим, для удобства сравнения. У «тонкого» ES-6MSub перегрузка подвеса наступает ниже 40 Гц и там искажения растут довольно быстро, природу сильно не обманешь. У «толстого» ES-06+, несмотря на более высокую частоту основного резонанса, искажения выходят за 5-процентный порог там же, но растут медленнее и при меньшем содержании третьей, «подвесной» гармоники. На нижней середине у «толстого» нелинейности выше, но с благоприятным спектром, у «тонкого» спектр не хуже, а уровень искажений – заметно ниже. В общем, выбор непростой, но мы попробуем помочь.

    МЁД & ДЁГОТЬ

    Оба участника этого необычного по своей архитектуре теста оказались не тем, кем казались. И вместе, и каждый в отдельности. Вместе: позиционированные как мини-сабвуферы, оба оказались и сабвуферами, и весьма перспективными басовыми элементами фронтальной акустики. По отдельности: у тонкого и изящного ES-6MSub фантастический для такого калибра басовый потенциал и редкие задатки работы НЧ-звеном трёхполосного фронта. Надо лишь позаботиться о том, чтобы, в зависимости от выбранного акустического оформления, придавить инфразвуковые составляющие, чтобы не дать разгуляться искажениям. Брутальный как губернатор Калифорнии ES-06+ неожиданно показал способность работать великолепным мидбасом бессабвуферного двухполосного фронта в компактном боксе или вовсе без него. Бонусом при этом станет редкий запас звукового давления на низких частотах: с таким подвесом у ES-06+ беспрецедентный для такого калибра ход диффузора, а развитая система вентиляции звуковой катушки позволит подвести к головке немалую мощность. Теперь снова вместе: «сабвуферы в масштабе» оказались на поверку исключительно гибкими акустическими устройствами, на базе которых можно строить по-настоящему новаторские и по-настоящему высококачественные системы.

    Цена вопроса:

    ES-6MSub 15000 руб. (за пару)

    ES-06+ 19900 руб. (за пару)


    Источник: журнал Автозвук, июнь 2015. Николай Нестеров
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    CDT Audio ES-06 plus new
    CDT Audio ES-06 plus new
    CDT Audio ES-6MSub
    CDT Audio ES-6MSub
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa