Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Козырная восьмерка. Акустика SWAT SP PRO GR-88

    Что там у вас? Восьмёрка? А мы её…
    Как-то вот так. Среднечастотники (вернее – СРЕДНЕЧАСТОТНИКИ, громкие, то есть) калибра 8 дюймов не стали массовым товаром, но уж точно перестали быть экзотикой. Можем доказать, в конце, если не забудем – докажем. Эта головка по виду сначала показалась восьмёркой, на деле оказалась девяткой. Впрочем, калибр здесь зависит от того, на что смотреть. Если на фланец (а традиция требует смотреть на него) – то в аккурат 9 дюймов (потом сами можете поделить габаритный диаметр со следующей картинки на 25,4). Если сосредоточиться на диффузоре, то он по диаметру – как у типичной восьмёрки. Будем считать, что восьмёрка, но козырей. Ваша карта, типа, бита.


    Вид в профиль. В плюс к основным добавили ещё один размер: диаметр магнита. Впечатлило, не могли не добавить. Вообще, основательная здесь конструкция. Вот взгляните хоть с этой стороны…


    Мощная литая рама, жёсткости которой способствует не столько сечение «спиц», сколько то, что они короткие, сообразно довольно скромной посадочной глубине динамика. А вот магнит и его обвес скромными никак не назовёшь.


    Фланец, превращающий «восьмёрку» в «девятку», отлит с соблюдением всех норм строительной механики.


    В любое из шести крепёжных отверстий можно погрузить головку болта, позаимствованного с коробки передач среднего семейного седана. Если конкретно: головка болта М6 под шестигранник (по DIN 912) туда помещается целиком. Шесть штук, планируйте бюджет.


    Что вся эта силища поддерживает в состоянии устойчивого равновесия? Вот что: бумажный диффузор на типичном для головок такого типа текстильном (с пропиткой) трёхволновом подвесе, ширины больше типичной, и основательно заглублённом во фланец, благо толщина последнего позволяет. Пока всё говорит о серьёзном отношении разработчиков к живучести своего изделия.


    Центрирующая шайба, в принципе, не очень большая для 50-миллиметровой звуковой катушки, которую она центрирует. Но здесь этого и не требуется: калибр сабвуферный, а ход диффузора ожидается существенно меньше. Средние частоты всё-таки, не басы.


    Интенсивному охлаждению звуковой катушки способствует не только её увеличенный диаметр (а, следовательно, и площадь теплоотдачи), но и щедрое, 20 мм в поперечнике, отверстие в заднем магнитопроводе и керне, с защитной сеткой и тщательно профилированным «выхлопом».


    Энергия в форме электричества подводится через такие вот зажимы, с шестигранными сердечниками, на которых не будут проворачиваться пружинные наконечники. Диаметр отверстия под провод – 3 мм.

    Насладившись (совершенно искренне, кто не верит – прошу на дуэль) отменной конструкцией, займёмся жизненными показателями.

    Начнём, как положено, с того единственного, что не можем проверить. Мощность, при длительном (или не очень) превышении которой динамику может стать нехорошо. На коробке (заменяющей инструкцию) указано:

    Номинальная мощность 180 Вт
    Максимальная мощность 400 Вт

    На самом же динамике написано (отмотайте вверх, сами убедитесь) 150 Вт RMS, 450 MAX. Ничего странного, а тем более – страшного: мощность акустики, в отличие от мощности усилителей – категория зыбкая и приблизительная. Там же, на просторном магнитопроводе, указан номинальный импеданс (это и есть вторая восьмёрка в обозначении модели) и чувствительность. Вот это уже станем проверять, вместе с прочими цифрами, найденными на упаковке.

    Параметры Тиля-Смолла

    Параметр Заявка Факт
    Fs, Гц 77 86,7
    Qms 12,2 11,3
    Qes 0,48 0,426
    Qts 0,46 0,413
    Vas, л 8,52 15,3
    BL, Тм - 9,62
    Mms, г - 13,9
    Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 96 98
    Комментарии к прочитанному и измеренному. Есть заметные расхождения по частоте резонанса и эквивалентному объёму. А по добротности – несущественные, причём мы (как до нас – изготовитель) привели и «частные» показатели добротности, механическую и электрическую. Случай нечастый в практике динамикостроения: высокое электрическое демпфирование (магнит все видели, да?) при очень низких механических потерях.

    Чувствительность (отлитая в граните этикетки на магните) и импеданс (там же, в нём же) тоже требуют комментария, причём – одновременно. В серии Groove два динамика: GR-84 (4-омный) и GR-88 (восьмиомный, как у нас). Так вот: номинальный (то есть – минимальный в области выше резонансного пика) импеданс «нашей» головки составляет по факту 6 Ом, а не 8. Чувствительность же, по древней традиции, уважаемой большинством изготовителей, приведена «просто так»: при одном ли ватте, или при 2 В, на одном ли метре, или на половине – темна вода в облацех. Мы свою привели к одному ватту на фактической, 6-омной нагрузке. В таких попугаях она оказалась на 2 дБ выше заявки, став из высокой совсем высокой. Излишне говорить, что у 4-омной GR -84 она должна быть такой же без плясок с бубном калькулятором, при стандартном уровне сигнала 2 В.


    Вот кривая импеданса: определить по ней номинальное (на 400 – 500 Гц) значение будет трудновато из-за масштаба по вертикали. Чтобы поместился пик импеданса на резонансной частоте, ось пришлось разметить аж до 150 Ом. это как раз – показатель (и результат) мощного электрического демпфирования при слабом механическом. Вадим Карельский – выдающийся теоретик, практик и учитель электроакустики, утверждает, что механическая добротность должна быть как можно выше, а электрическая – как можно ниже. Ему бы понравилось…


    По оси (да и не по оси, кое-где) отдача головки при одном подведенном к ней ватте закидывается за 100 дБ. По оси эффективное излучение сохраняется до 6 – 7 кГц, под углом (причём не очень важно – каким) – до 4 – 5. На низах происходит то, что должно происходить при полной добротности в районе 0,4: плавный, но рано начинающийся спад, реально головка начинает играть где-то со 100 Гц. На 800 Гц происходит какая-то ломка диффузора, он, как вы видели, лёгкий и с неглубоким профилем, не следует ожидать от него рекордов жёсткости. В целом же для головки, конструкция и параметры которой оптимизированы по критерию звукового давления, АЧХ очень даже ничего.

    Искажения. Измеряли при звуковом давлении 96 дБ (1 м).

    Полоса частот
    КНИ, %
    100 Гц – 300 Гц 1,0
    300 Гц – 1 кГц 0,75
    1 кГц – 3 кГц 1,83
    3кГц – 10 кГц 1,30
    Удивительным образом искажения на низких частотах оказались совсем невелики, а вот выше 1 кГц как раз выше, чем хотелось бы. Не так, чтобы очень, но всё же многовато.

    ЛИЧНЫЙ ОПЫТ


    Динамик действительно очень громкий, даже при том, что за счёт повышенного импеданса снимал с усилителя меньше, чем снял бы обычный, 4-омный, при том же уровне сигнала. Но не громкостью единой жив автозвук. У динамика своеобразный и, надо заметить, небезынтересный звуковой почерк. Динамик (по той же упаковке) позиционируется как «низко-среднечастотный», и это оказалось более справедливо, чем мы поначалу ожидали. Он довольно далеко забирается в область низких частот, бас при этом получается неглубокий, звуковой ряд к пьесе Зюскинда «Контрабас» ему не сыграть, но на слух басовые ноты звучат мягко и с очень хорошей артикуляцией, бубнить на низах динамик не будет никогда, даже в компактном акустическом оформлении. На средних частотах обращает на себя внимание очень хорошая разборчивость голосов, которые звучат совсем не на «телефонный» манер. Область верхней середины выделена, заметно выражена направленность излучения в этом диапазоне – что при таком калибре не удивительно. По оси звучание напористое и яркое. При «уходе с оси» тембр выравнивается, исчезает пронзительность верхней середины, но не в ущерб чёткости и разборчивости звукопередачи.

    МЁД & ДЁГОТЬ

    «Девятка» с двумя восьмёрками в обозначении оказалась картой козырной. Чувствительность – как у лучших представителей молодого племени «кричалок», но при этом свойственный таким динамикам среднечастотный диапазон отличается отменной чёткостью воспроизведения, плюс — совершено не нулевой басовый потенциал, так что по ряду признаков это – очень громкий компонентый мидбас. Конструкция и качество изготовления – на высоте, а небольшая посадочная глубина облегчит установку, несмотря на большой калибр динамика в целом и магнита в частности. За это пришлось заплатить повышенной неравномерностью АЧХ в центре среднечастотного диапазона, но плата не столь велика по отношению к тому, что за неё дают.

    Цена вопроса: 5310 руб. (за шт.)

    Источник: журнал Автозвук, октябрь 2015. Валерий Ким
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    SWAT SP PRO GR-88
    SWAT SP PRO GR-88
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa