А вы не путайте камуфляж с маскировкой. Маскировка – это когда хотят, чтобы не было видно. А камуфляж – это когда видно, но выглядит не тем, чем является на самом деле. Здесь у нас – камуфляж, и отдельных деталей и, как обнаружилось – устройства в целом.
Устройство, собственно – вполне распространённой породы: CD-ресивер с поддержкой USB и Bluetooth, плюс, разумеется – возможность работать с аудиофайлами, выходящими за рамки стандарта CD-DA.
Сдержанная, без крикливости, внешность панели управления – первый пример камуфляжа. Посмотрите повнимательнее на надписи SRC (источник, то есть) и BAND (диапазон) на левом краю. Это не надписи, это – кнопки, работающие благодаря гибкой прозрачной накладке передней панели. Для остальных команд применены традиционные органы управления: три одиночные кнопки, четыре «коромысла» и энкодер с нажатием.
Панель съёмная. С левой стороны рамки – довольно длинные фиксаторы, они вцепляются в панель мёртвой хваткой и снять её с первой попытки удастся немногим – нужна тренировка. А кнопка замка панели в правом нижнем углу закамуфлирована до полной неузнаваемости.
Дисплей – полуторастрочный. Верхняя строка – на 13 символов, нижняя в основном используется для графических комментариев к верхней, когда надо. Поддерживаются три языка (русский, английский, турецкий).
Радиоприёмник работает в совмещённом AM-диапазоне длинных и средних волн и «вечно (пока) живом» FM с поддержкой RDS. Не помешало бы уже прописать в меню «обход» AM-приёмника в связи с невостребованностью, но, может – турки возражают. Читаются диски CD и MP3/WMA, набор функций стандартный (перемещение по трекам и папкам, пауза, случайное воспроизведение, повтор). При работе с внешними источниками (не с CD) поддерживается также функция MIXTRAX.
Справа на фронтальной панели – линейный вход и порт USB с подсветкой и откидной крышечкой, хорошо видной в любом положении и при любой освещённости (в отличие от миниджека AUX).
Аппарат управляет плеером iPod, работает с iPhone (4 поколение и круче), совместим с устройствами Android. Поддерживаются протоколы MTP (Media Transfer Protocol) и AOA (Android Open Accessory) 2.0. Формат файлов – MP3, WMA, WAV и AAC в кодировке iTunes (m4a).
Инструкция утверждает, что WAV через MTP не воспроизводится, и, к сожалению, это так. Через «синий зуб» – пожалуйста, а по «верёвке» – нет. Порядок воспроизведения при этом разный: по MTP – в соответствии с файловой структурой, а по BT – в порядке, заданном в плейлисте источника (в нашем случае – по умолчанию алфавитная сортировка по названию). MIXTRAX по кабелю с «зелёным человечком» тоже не дружит, признаёт только «яблочки». Дискриминация гуманоидов налицо.
На задней панели фирменный разъём для переходника ISO с раздельными колодками питания и акустики, гнездо антенны, разъем для подключения рулевого пульта ДУ, разъём для внешнего микрофона Bluetooth (микрофон входит в комплект). И две пары разъёмов RCA линейного выхода, о которых потом поговорим подробнее.
При установке соответствующего приложения внешнее устройство в режиме BT может использоваться в качестве беспроводного ПДУ. Работает на iOS 8.0 или Android 4.1 и выше, поддерживающих SPP (Serial Port Profile) и AOA (Android Open Accessory) 2.0.
С любого источника, если есть что показать на дисплее – будет показано, в том числе на кириллице. Что не поместится в 13-значном поле, будет проматываться. | В какой-то момент Pioneer решил нас напугать, вывесив на дисплее вот такое. Не волнуйтесь, это камуфляж. Так аппарат сообщает, что по BT ничего пригодного к воспроизведению музыки не подключено. А пустое место он не поддерживает, это понять можно. |
Интересно здесь устроена регулировка цветовой схемы. Смотрите: | Цвет кнопок и дисплея (210000 цветов RGB) и яркость того и другого (10 градаций) устанавливаются раздельно (или вместе, есть и такая опция). |
Вот выбираем цвет кнопок… При этом нижний ряд кнопок (и надписи к ним) считаются не кнопками, а дисплеем. Камуфляж… | А вот – дисплей, который покрасит в свой цвет и кнопки нижнего ряда… Помимо готовых цветов, можно включить режим выбора по шкале RGB или процесс сканирования по всей цветовой гамме. Есть при этом особый случай… |
Когда на подключённый по BT телефон придёт звонок, огни на передней панели переключатся в режим цветомузыки даже без всякой музыки. | Звуковая секция. Давайте-ка её понастраиваем на свой вкус. Для начала из меню выберем, что этому вкусу более соответствует: фронт-тыл или же фронт-сабвуфер. Во втором случае тыловая пара выходов становится сабвуферной. |
Сабвуфер может быть выключен, включён в прямой или обратной (как здесь) полярности. Если была выбрана конфигурация без сабвуфера, то всё это из меню пропадает, зато появляется другая настройка. | Как вы думаете, что это такое? Это – фейдер, которого в конфигурации с сабвуфером, естественно, нет. |
Как правило же всё понятно и по-человечьи. Сейчас нажмём на энкодер, что означает «ввод», и начнём НАСТР. | ФВЧ во фронтальных каналах (или во фронтальных и тыловых синхронно, если объявлено, что сабвуфера пока не будет) перестраивается в диапазоне 50 — 200 Гц с третьоктавным шагом, крутизна – 12 или 24 дБ/окт. На самом ли деле это так – в разделе измерений, но можно и сейчас сказать: на самом, ещё как на самом… |
У ФНЧ в сабвуферном канале набор частот такой же, варианты крутизны те же, но появляется ещё подстройка уровня сигнала, от +6 до -14 дБ. | Одна из звуковых регулировок названа родным словом «тонкомпенсация», а не заграничным loudness, чуждым и непонятным. Позиции в этом меню слегка озадачили: ВЫК – это понятно, три другие названы НЧ, СЧ и ВЧ. Как это – потом разберёмся. Пока просто запомним. |
Из простых (и тоже названных по-нашенски) регулировок есть и такая, с глубиной от 0 до 6 чего-то. | УСТ. встроенного эквалайзера включает готовые пресеты и возможности авторской настройки. |
Пресетов готовых настроек немного, вместе с «простой», что означает – в нулях, их пять. Обратите внимание: никакого низкопоклонства, никакой антисоветчины, всё названо по-русски и в большинстве случаев – понятным образом. Что непонятно – объяснят измерения. И ещё обратите внимание: вспомогательная строка дисплея с закономерной схематизацией показывает, про что данная настройка.
Кроме «всего готового», есть две пользовательские настройки. Вот эта, первая — отдельная для каждого источника (USB и BT считаются за один источник независимо от подключения), вторая — общая для всех. | В режиме ручной настройки выясняется: эквалайзер здесь графический пятиполосный (80, 250, 800 Гц, 2,5 и 8 кГц). |
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Звучание аппарата при всех отключенных «улучшайзерах» откровенно порадовало – нейтральное, без «отсебятины». И с дисков, и с внешних носителей, подключенных всеми возможными способами – и по радиоканалу, и через USB.
Выяснилось, что предварительно включенный Sound Retriever блокируется при работе с дисками, приёмником и линейным входом – и включается по умолчанию при работе с гаджетами. В первой позиции он весьма полезен для сжатых файлов с низким битрейтом, вторая же в большинстве случаев делает звучание высоких частот излишне жёстким и утрированным. Работает он и на WAV, где не очень нужен, а вот в режиме радиоприёма эта функция могла бы стать полезной.
Эффект от звуковых регулировок предсказуемый и аккуратный, без сюрпризов. MIXTRAX увлечённо перемешивает треки с плавным микшированием при переходе к следующему, не понравилось лишь, что этот момент сопровождается хорошо заметным на слух изменением тембра звучания.
ИЗМЕРЕНИЯ
Начинаем с тонкомпенсации (здесь и дальше надписи на графиках повторяют то, что появляется на дисплее устройства). Но сначала посмотрите на АЧХ устройства при всех регуляторах «в ноль». Видите, как резко она падает выше 20 кГц? Видите… А что это означает? То, что тракт и все регулировки здесь полностью цифровые, искусно закамуфлированные под аналоговые. Ниже будет ещё одна иллюстрация к этому, а пока – действительно про тонкомпенсацию. Таинственные позиции меню НЧ и так далее оказались обозначениями глубины коррекции. НЧ – это малая глубина, лишь ниже -20 дБ появляется небольшой подъём на НЧ и совсем крошечный – на ВЧ. На третьей ступени (ВЧ) подъём при малой громкости будет будь здоров какой, и на низах, и на верхах, причём довольно близко к теоретическим кривым равной громкости имени Флетчера. Ниже -30 дБ форма АЧХ уже не меняется.
Цифровую природу тракта полнее всего выдаёт начальная задержка сигнала. Импульс на выходе появляется спустя полторы миллисекунды после поступления его на вход. Звук за это время пробежал бы полметра, а свет кремлёвских звёзд – пронёсся над Нижним Новгородом и отправился дальше. Это – чтобы не было сомнений в том, что тракт цифровой. Отсюда и исключительная точность всех звеньев обработки сигнала.
C пресетами, вернее – УСТ., всё понятно. Понятно, аккуратно и без излишеств. | Всё – ровно как написано, ни на герц вправо-влево, точно по 12 дБ в плюс и в минус, шагами по 2 дБ. |
Усиление баса – аккуратный и прецизионный (шагами вновь по 2 дБ) подъём ниже 100 Гц. Аналоговыми регуляторами так красиво не сделать. | ФВЧ фронта: ровно через треть октавы, откуда сказано докуда cказано и как сказано (это про крутизну). |
Всё повторяется при установке крутизны 24 дБ/окт. | У ФНЧ на сабвуферном выходе мы показали кривые в крайних положениях (50 и 200 Гц) с обоими значениями крутизны, значения частот – те же, что и у ФВЧ, зачем повторяться. |
Аппарат с прецизионно действующим цифровым трактом и блоком звуковых регулировок закамуфлирован под простенький CD-ресивер. На первый взгляд, эквалайзер для такого случая простоват, но этим способом улучшения звучания лучше не злоупотреблять, а для исправления грубых дефектов акустики салона (или просто акустики) его хватит. Очень грамотно сделан блок тонкомпенсации, он на самом деле важнее эквалайзера, поскольку автоматически корректирует тональный баланс в зависимости от громкости. Удобный, не замороченный и (большая редкость) грамотно русифицированный интерфейс, породистая внешность, привлекательное звучание – вот что скрывалось за камуфляжем.
Цена вопроса: 8990 руб.
Источник: журнал Автозвук, октябрь 2015. Алексей Бережков
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)