Встанем рядом с ним, опытным, и понаблюдаем. Край диффузора и гофр динамика. Какого? Судя по отверстиям – сабвуферного. Судя по обозначению P25F – десятидюймового в пересчёте на изобретённые французами метрические единицы. Про французов – тоже не бином Ньютона, видите, что написано? Вернее – выгравировано лазерной установкой, вместе с общей информацией наносящей и индивидуальную: серийный номер головки. Совсем опытные даже предугадают расчётное акустическое оформление для этого динамика, высмотрев букву F после 25… и ошибутся.
Буква F в данном случае намекает на материал диффузора. Expert P25F – новейшее пополнение серии акустики FLAX, где диффузоры выполнены в виде сэндвича из стеклокомпозита и непереплетённых волокон льна.
Предыдущими номерами в этой программе были двухполосная компонентная система и, спустя некоторое время – трёхполосная. Следующим номером стал сабвуфер.
Правильнее, конечно, сказать «сабвуферы». В производство запустили одновременно три модели разного калибра. В случаях акустики такого назначения, когда у нас есть выбор, что взять на тест прежде всего, мы неизменно выбираем 10 дюймов (25 французских сантиметров), оставаясь в неколебимом убеждении, что это – самый аудиофильский калибр.
В данном случае он оказался в середине серии. Сабвуферы FLAX приготовлены с поперечником 25 и 30 см (что привычно) и 20 см (что куда менее привычно). Остальных позже тоже погоняем, сегодня честь команды будет защищать «десятка». Начнём с привычного (менее привычного потом тоже будет в пропорции).
«Выражение лица» P25F можно назвать вполне себе общим, если не считать цвета и фактуры диффузора, но об этом – в положенное время. | Не таит особых сюрпризов и вид динамика со спины. Разве что отверстий в магнитопроводе несколько больше обычного. Что касается корзины… |
Есть два способа оценивать «звонкость» диффузородержателя: «для себя» и «для того парня». Во втором случае динамик кладётся на плоскость как на этом снимке. От удара по спице корзины при этом заметно звенеть будет лишь очевидно проигрышная конструкция, жестянка (таких на самом деле – хоть завались). А вот если поставить динамик на магнит, чтобы край корзины оказался в свободном полёте, звенеть будет почти любая штамповка и, иногда, кое-что из литья попроще. В этом случае как динамик не ставь – глушняк радикальный. У специалистов фирмы удалось выяснить, как они этого добились, а заодно – зачем у заведомо «эскушного» сабвуфера площадки, на которых размещены выводные клеммы, заранее, «на вырост» размечены под две пары выводов.
Вместо того, чтобы с каждым произведенным сабвуфером изводить на литьё корзин сибирский алюминий, они один раз инвестировали в оптимизацию геометрии корзины стальной. Совместная работа американских компьютеров, французского серого вещества и принадлежащего всему миру метода конечных элементов позволила так перераспределить моды собственных колебаний, что они затухают на первом же периоде, без видимых невооружённым глазом специальных мер по демпфированию.
Сделав инвестицию, её надо потом разумно использовать, поэтому запланировано применение разработки и в других сериях, отсюда – готовность к двойной звуковой катушке.
Вид в профиль и основные размеры. Здесь особых комментариев не требуется, а нам пора переходить к менее изведанному и повседневному. | Таково строение материала диффузора. Толщины слоёв указаны именно для применения в сабвуферах, у мидбасов значения существенно меньше. |
Многие годы Focal делает сэндвичные диффузоры, где заполнителем между внешними слоями из стеклоткани или кевлара служит вспененный полимер акрилового семейства. Материал великолепный, и результаты с ним получаются выдающиеся (это и K2Power, и Sandwich W, положенный в основу «Утопии»). Но получается это всё дорогим, потому что процесс сложный и требует ручного, неплохо оплачиваемого, труда. Заготовка для центрального слоя должна быть заранее отформована при строго контролируемом нагреве, потом на неё, уже остывшую, накладываются пропитанные неполимеризованной пока смолой внешние слои, всё это помещается одновременно в пресс и в печь для отверждения.
Так это происходило на фабрике в Сент-Этьене в 2006 году. Так это происходит и сегодня.
Вспененный акрилат требует крайней осторожности и непрерывного контроля параметров процесса: малейшие отклонения в давлении, температуре и времени выдержки – и характеристики уйдут от расчётных.
Заменив материал заполнителя на эдакие «циновки» из льняных волокон, технологи Focal получили возможность загонять слои будущего сэндвича в пресс лентой, без предварительной формовки, а это означает рабочее место для промышленного робота, а не промышленного рабочего. Льняные волокна не подвержены сдавливанию при превышении лимита давления при формовании (в отличие от нежного пенопласта), что касается чувствительности к температуре, попросите жену установить регулятор утюга в положение «лён» и, когда нагреется, прогладьте им какой-нибудь компакт-диск. Это была жемчужина вашей коллекции? Сами выбрали, что теперь на нас валить…
Короче говоря, экзотическое на первый взгляд сочетание стеклянных и льняных волокон – это очень основательно продуманное инженерное решение, позволяющее делать эксклюзивные по своим свойствам диффузоры не по эксклюзивной ручной технологии и, как следствие – не за эксклюзивные деньги.
Это было про диффузор, потому что он – главный. Но он тут не один живёт. Работа сабвуфера – плод коллективного труда всех его узлов. Вот один из них.
Гофр (как и многое другое в этом сабвуфере) на вид – обычный. И, как и многое другое, на второй взгляд – обычный лишь отчасти.
Иллюстрация, любезно предоставленная специалистами Focal. Во-первых, обратите внимание на крепление внешней стороны гофра: он приклеен к фланцу корзины, а сверху дополнительно прижимается резиновым ободом, нижняя часть которого служит уплотняющим кольцом, а приливы на верхней скрывают головки крепёжных болтов. Во-вторых, профиль гофра здесь образован так называемой катенарией, иначе известной как «цепная линия». Это – линия, форму которой принимает гибкая нить (или цепь), подвешенная за концы, под действием силы тяжести. В живой природе её можно увидеть, взглянув на мост через пролив Золотые ворота в Сан-Франциско, а если с визой проблемы – то и Крымский мост подойдёт. Насколько это лучше для гофра диффузора, чем типовые полуокружность или полуэллипс – нам неведомо. Потом мы посмотрим, как у P25F обстоят дела с линейностью, это будет хоть и косвенным, но указанием на то, принесли ли плоды изыски французских конструкторов.
Узел подводки проводов к звуковой катушке. Провода, как видите, спирально прошиты через центрирующую шайбу, что сводит к минимуму нагрузку на них при движении диффузора, а как следствие – повышает долговечность. Здесь есть ещё две подробности, не столь заметные при внешнем осмотре.
Ещё один плод любезности разработчиков: иллюстрация крепления центрирующей шайбы к корзине через промежуточную платформу.
И ещё один: узел крепления диффузора к каркасу звуковой катушки. Сам каркас здесь изготовлен из стеклопластика, таким образом конструкторы стремились передачу тепла от катушки к диффузору и центрирующей шайбе свести к минимуму (чтобы их характеристики не плыли от температуры), а теплоотдачу окружающему воздуху – к максимуму.
«Горячий цех» сабвуфера состоит из семи отверстий вентиляции. | И вновь – как это устроено. Центральное отверстие в керне аэродинамически оформлено на обоих концах, для избежания струйных шумов, для интенсификации обдува обмотки служат отверстия, выведенные в полость под магнитным зазором. |
Параметры Тиля-Смолла. Как написано и как измерено
Параметр | Заявка | Факт |
Резонансная частота Fs, Гц | 31 | 32,5 |
Эквивалентный объём Vas, л | 29 | 33,5 |
Полная добротность Qts | 0,45 | 0,42 |
Масса подвижной системы, г | 145 | 133 |
Силовой фактор, Тл м | 14,8 | 14,2 |
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 85 | 86 |
Рекомендаций изготовитель даёт много, мы даже разнесли относящиеся к ЗЯ и ФИ по разным графикам, чтобы не создавать мавританского газона. Итак: для ЗЯ приводятся значения объёмов 10 – 15 – 20 – 25 л. Столь широкий диапазон означает не «мы рекомендуем вот так», а «Смотрите, что будет при разном объёме и выбирайте на вкус». Как видим, объём ЗЯ влияет на ход АЧХ в области ниже 35-40 Гц, причём между 10 и 15 л разница ощутима, между 15 и 20 – невелика, между 20 и 25 – почти никакой. 15 литров представляется оптимальной величиной. Пока… | |
Фазоинвертор по той же логике предлагается выбрать из трёх, какая из кривых к какому относится, сообразить нетрудно, чем выше пик АЧХ, тем больше объём (вернее, конечно, наоборот). Для каждой настройки дана длина порта при едином для всех диаметре 80 мм. Если идти в том же порядке, сверху вниз, то это будет, соответственно, 45, 45 и 35 см. | |
Заменяем вычитанные из описания значения параметров на измеренные. АЧХ становятся ровнее, но проходят немного ниже (полная добротность оказалась поменьше). Оптимум и в этом случае приходится на 15 л. | На форме АЧХ в ФИ обнаруженные вариации значений параметров сказались исчезающее мало, так что, как и говорилось – по вкусу. |
Наш окончательный выбор. ЗЯ, как и было сказано – 15 л. ФИ, во избежание горбатости АЧХ, берём небольшой, но строим его пониже. При том же сечении (а меньше нельзя) длина получается немалой, 55 см, если порт делать щелевым – всё реально. А если предусмотреть заглушку порта, получим трансформер, АЧХ в ЗЯ объёмом 25 л вы уже видели. А вообще-то, не нужен этому динамику ФИ, не аудиофильское это оформление. ЗЯ 15 л – и золотой ключик у вас в кармане. | |
Исследуем подопечного на линейность. Как там себя поведут катенарии и прочее. Повели себя образцово. Суммарный КНИ выходит за назначенный нами порог 5% лишь ниже 30 Гц, сравните с аналогами – увидите, это выдающийся результат. В полосе информативного баса (50 – 100 Гц) КНИ сохраняет постоянную величину 1,8%. В структуре искажений ниже 70 Гц вторая и третья гармоника находятся в некоем динамическом паритете, при этом третья не вылезает наверх даже на самых низких частотах. Что-то, значит, в этих катенариях есть… |
Инженеры Focal свой багет едят не зря (а то мы не знали). Комбинация внешне традиционных, но доведенных во всех мелочах решений с новым ключевым материалом, позволяющим добиться выдающихся характеристик, избежав выдающихся расходов, дала впечатляющий результат: компактное оформление, устойчивое к умеренному отклонению параметров и великолепная линейность. В конструкции приняты все меры по обеспечению долговечности и стабильности характеристик. Поцарапать его, что ли, чтобы появилось к чему придраться?
Цена вопроса: 11300 руб.
Источник: журнал Автозвук, 04/2015. Николай Нестеров
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)