Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Компонентная акустика Pioneer TS-A173CI. Просто "Пионер"

    Вот просто. Не RS, и не PRS. Просто компонентная акустика самого популярного типоразмера. И, как следствие – самого внушительного тиража.
    Нет? Нужен эксклюзив, чтобы в десяти экземплярах и каждый с автографом владельца фирмы-изготовителя? Легко же вам Крым достался. А мы уж тут как-нибудь без автографа.
    На снимке в заставке вы уже могли увидеть (в общих чертах), что вам достанется за не фантастические по любым временам финансовые средства. Мидбас, пищалка с установочными приспособлениями и кроссовер, очевидным образом – компактный. Наше дело теперь общие черты превратить в точные и подробные.


    Мидбас комплекта, в принципе, типовой конструкции, за исключением разве что одного: вместо сплошного крепёжного фланца с отверстиями на все случаи установочной жизни здесь сделаны четыре крепёжных «уха». Как обычно делают у «пятёрок». Габаритный диаметр «по ушам» — как раз стандартные 165 мм (сами «Пионеры» указывают калибр метрически и округлённо, 17 см). Остальные размеры…


    Остальные – вот. Всё достаточно стандартно, обращает на себя внимание лишь необычно высокая отбортовка на фланце, это есть хорошо, поскольку способствует жёсткости фланца и не даёт его перекосить при креплении на металл дверной панели (если будет выбран такой, наименее трудоёмкий вариант).


    Вид со спины: штампованная стальная корзина с развитым рельефом, как следствие – значительно менее склонная к звонкости, чем обычно бывают стальные штампованные.


    Материал диффузора, по документам изготовителей – многослойный матричный и слюдяной. Что слюдяной – охотно подтверждаем, видно невооружённым глазом, а вооружённым – тем более видно. Деталь фирменного почерка – вогнутый и слегка выступающий центральный колпачок, металлизированный, судя по цвету – отборной чилийской медью винтажной выдержки. А может и нет. Но по цвету – похоже. Диаметр звуковой катушки – общепринятый для этого калибра, 25 мм.


    Обыкновенный по всем признакам резиновый гофр очень ответственно зафиксирован на фланце высоким прижимным кольцом. Когда в процессе установки дойдёт черёд до защитной решётки (она крепится теми же винтами, что и динамик), решётка обопрётся на это кольцо, чтобы ничего никогда не задребезжало.


    В задней части магнитопровода – необычного профиля отверстие вентиляции звуковой катушки с пылезащитой из полимерной сетки.


    Пищалка – на основе полноценного мягкого купола, но со сложным гарниром: нечто вроде короткого рупора по периферии и фазовыравнивающее тело с апертурой – в центре.

    Художественная фотография пищалки в ракурсе не давала адекватного представления о её размерах. Вот здесь художества меньше, а представления – больше. Очень маленькая пищалка. Диаметр купола – 20 мм, габаритный диаметр – в полтора раза меньше типичного (обычно – 50 или больше по фланцу). Традиционные компаньоны маленьких куполов – невысокая отдача (что не проблема, более крупные пищалки чаще всего придушивают резисторами в кроссовере, поскольку их природная отдача больше, чем у мидбаса); широкая диаграмма направленности (а это хорошо, по-любому) и ограничения на частоту раздела полос: малыши не любят низких (для пищалок) частот.


    Кроссовер – действительно, компактная коробочка с двумя хвостами проводов: на входе и на выходе. Собственно, это даже не кроссовер, а фильтр пищалки. Мидбас подключается напрямую, для этого на входном «хвосте» сделано ответвление с наконечниками, надеваемыми на «лопаточки» мидбаса. Лопаточки плюсовых и минусовых выводов сделаны разными, экспериментов с полярностью Pioneer не поощряет. Насколько обоснованно не поощряет – вскоре увидим.

    Расшифровка схемы фильтра может стать непростой задачей для ученика второго класса (не старше). Второй порядок, причём, судя по размерам катушки – на довольно высокую частоту.

    ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

    Низкочастотный потенциал у акустики не зубодробительный, но он есть. Нижний бас по вполне понятным причинам только намечен отдельными штрихами, но средний и верхний бас великолепны, значительно сверх ожиданий. Звучание комплекта хорошо сбалансировано, особенно при небольших углах отклонения от оси. В этом случае нельзя не отметить очень ровный и аккуратный среднечастотный диапазон, натуральную передачу тембров духовых и струнных инструментов. При отклонении от оси появляется провал в области верхней середины, хорошо заметный на записях флейты и отчасти женского вокала. На оркестровых записях это практически не ощущается. При больших углах отклонения от оси тональный баланс в основном сохраняется, верхние частоты не теряют напора, но становятся более напряжёнными, что ли. Можно порекомендовать установку пищалок с направлением к центру салона, это поможет решить проблему.

    ИЗМЕРЕНИЯ

    Скромные, без автографа, данные, сопровождающие акустику, отличаются, заметим не без удивления (Только без обид, ладно? А то знаем, плавали…), состоятельностью и точностью. Вот, например: диапазон воспроизводимых частот 32 Гц – 43 кГц. И тут же в скобках «-20 дБ». А что, тогда – да, не вопрос. Чувствительность – 91 дБ – и в скобках «+/- 1,5 дБ». Ну, это посмотрим, но за допуск – спасибо.

    Параметры Тиля-Смолла мидбаса
    Fs, Гц 71,5
    Qts 0,55
    Vas, л 12,2
    BL, Тм 5,3
    Mms, г 10,6
    Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 91

    А вот что интересно: чувствительность и вправду 91 дБ/Вт, 1 м (в документации полную размерность, разумеется, не указали, 91 дБ – и всё). Откуда, спросим? Оттуда, ответим: магнитная система довольно мощная, подвижная система – лёгкая. Другое следствие такого сочетания – пониженная добротность (так же известная как повышенное электрическое демпфирование) – залог не изобильного, но качественного баса, что на слух уже отметили.


    Импеданс компонентов и системы в целом. С мидбасом всё ясно и комментариев не требует. Кривая пищалки – требует. Во-первых, её импеданс сделали немного ниже 4 Ом, чтобы скомпенсировать невысокую отдачу маленького купола. Во-вторых, резонансная частота не такая уж высокая для миниатюрного излучателя, по измерениям — 1750 Гц. В-третьих, в пищалке применено интенсивное феррожидкостное охлаждение (и демпфирование), так что беспокоиться за сохранность твитера в случае дачи коксу можно не очень. Впрочем, здесь многое зависит ещё и от частоты среза ФВЧ. Её пока не знаем, но это – ненадолго.


    Соберём сразу всё, что дали и посмотрим, как оно. Чувствительность – действительно 91 дБ, причём по всему диапазону, а АЧХ по оси – на удивление ровная. Здесь уместно отметить: пищалку действительно согласовали по уровню с мидбасом. При отклонении от оси появляется хорошо оформленный провал с центральной частотой 4 кГц. Играем с полярностью? Нет, это не только не поощряется изготовителем, но и без надобности. Сейчас увидите, почему.


    Мидбас отдельно. Фильтра ему не дано, поэтому – как в системе. По оси, как видите, он очень ровно играет до 5 кГц, после чего решительно, но без нервозности, снижает отдачу. Но уже при умеренных отклонениях от оси спад перемещается на 3 (а при больших – на 2,5) кГц. Откуда-то оттуда же должна, для получения ровной суммарной АЧХ, начинать играть пищалка…


    … а она играет – сами видите, килогерц эдак с 7 – 8. Ну, может, с 6, это как посмотреть, но факт тот, что к 3 кГц отдача твитера существенно снижается. Почему? Не может ниже?


    Да, в общем-то, может. Подключённая в обход фильтра, пищалка показывает очень неплохое поведение всюду выше 3 кГц (правда – не ниже). Фазовыравнивающее тело при этом довольно эффективно «вытаскивает» отдачу на самых верхних частотах при больших углах отклонения от оси. Почему тогда не играет, где может? Потому что не дают.


    Не даёт ФВЧ с частотой среза вблизи 8 кГц. Таким образом (предполагаем) конструкторы хотели повысить порог неискажённого звукового давления, 20-миллиметровой пищалке не понравилось бы работать на частотах неподалёку от собственного резонанса. Но, если честно, считаем, что здесь несколько перестраховались. Уж килогерц до 4 частоту среза можно было опустить.

    Теперь – про искажения. Главной (по нашему разумению) причиной выбора повышенной частоты среза ФВЧ пищалки было избежать внесения ею искажений на «нижневерхних» частотах, вблизи частоты собственного резонанса. Это, судя по результатам измерений, удалось:

    Искажения в характерных частотных полосах при звуковом давлении 90 дБ (1 м), %

    100-300 Гц 2,7
    300-1000 Гц 1,1
    1-3 кГц 0,98
    3-10 кГц 0,10

    Судя по аудиофильски низким искажениям на самом верху, пищалка чувствует себя вполне комфортно. Будь наша воля, мы бы её там немного побеспокоили, нелинейные искажения немного возросли бы, но АЧХ – улучшилась. Но воля – не наша, а компромисс – главный строительный материал практической электроакустики.

    МЁД & ДЁГОТЬ


    Вот, казалось бы – просто «Пионер», а делает всё как положено. Отменная чувствительность, очень неплохое, даже с породой, звучание, в определённых условиях – отличный частотный баланс. В других – не столь радужный, но, как уже говорилось, если и существует бескомпромиссная акустика, то за ней в затылок идёт беспощадная цена. В данном случае за разумные деньги сделали более чем удачную систему.

    Цена вопроса: 5690 руб.

    Источник: журнал Автозвук, 11/2015. Валерий Ким
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Pioneer TS-A173CI
    Pioneer TS-A173CI
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa