Когда-то умные люди обнаружили, что компьютер – это не обязательно то, к чему надо идти через всю квартиру. Что он может поместиться на ладони.
Так они и стали у нас называться: «наладонники». А те, кто это изобрёл, помучились недолго с названием palm computer, а потом, как у них принято, компрессировали в очередную аббревиатуру. PDA – Personal Digital Assistant…
Ну, тогда знакомьтесь. Персональный (ну не коллективный же), Цифровой (что значит – импульсный, но так уж сложилось, что говорят и пишут «цифровой») Помощник. Модели 4.175.
Помогает организовать усиление по четырём каналам с частотной фильтрацией и басовой коррекцией. Причём изначально (по информации от производителя) ориентированный в первую очередь на системы с громкой, «эстрадной» акустикой, которой у того же производителя – целый ассортимент.
Вот он какой. Точные размеры потом приведём, но и так видно, что не гигант. Точно те же пол-листа писчей бумаги, что и недавно побывавший у нас «на ковре» собрат по серии PDA 1.900.
Вид изнутри. Вернее – «на изнутри». Заодно напомним и габариты. Не наладонник, конечно, но этого и не требуется. Зато, благодаря единству размеров и особенностям компоновки этот четырёхканальник можно сблокировать с собратом-моноблоком в единый узел, пропустив крепёжные винты сразу через оба корпуса (высота у них одинаковая, 43 мм). Внутри видно, что «помощник» действительно цифровой, хоть бы по катушкам выходных фильтров. Собственно ключевым усилением занимаются, как сейчас принято, модули с обратной стороны платы, притянутые к доовльно массивной (из-за толщины) нижней крышке корпуса, там же – ключи блока питания (слева). Сильноточная арматура (питание и акустика) – солидная, как и входные гнёзда.
Все соединители, и входные, и выходные, и силовые, собраны на одной стороне корпуса. Так делают нечасто, обычно входы пристраивают туда же, где регулировки. А так, на самом деле, удобнее, входные кабели не мозолят глаза, пытающиеся сфокусироваться на регуляторах. Колодки питания и акустики закрытые, питание – под провод до 8 мм в диаметре, акустики и (традиционно) remote – до 6 мм. Два предохранителя на 25 А каждый.
Другая сторона – регулировки и ничего больше. Пары каналов полностью идентичны: усиление (названное VOL), режим работы фильтров, регуляторы частоты среза (для ФНЧ – с кнопкой множителя х1/х10) и бас-буст, обозначенный просто BASS (кому-нибудь непонятно, про что это?).
Теперь – о масштабах и характере ожидаемой помощи. Нанесённое методом шелкографии на корпусе 175Wx4CH, хоть и понятное в целом, вызвало вопросы по отдельным деталям, которые решили уточнить, когда придёт время. А оно придёт вот прямо сейчас.
ИЗМЕРЕНИЯ
На нагрузке 4 Ом мощность составила 114 Вт на канал. Это, будем справедливы, очень немало даже для «полноразмерного» усилителя, а не «почти наладонника». На 2-омной нагрузке мощность возрастает до… 174 Вт при КНИ 1%. Это, значит, и имели в виду шелкографы. Полная же сводка с поля боя получилась такая:
Максимальная мощность (4/2 Ом при КНИ 1%), Вт 114/174
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом), % 0,041/0,14
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом), % 0,023
Диапазон входной чувствительности, В 0,4 – 14,2
Чувствительность – это чтобы два раза не вставать. А искажения проанализируем. В диапазоне рабочих мощностей на 4 Ом – очень достойный показатель, и для импульсников, и для обычных «абэшников». Это же относится и к «первому ватту», здесь PDA показал себя на зависть многим.
Исследуем фильтры, предупредив: здесь не всё оказалось просто и ожидаемо. В положении FULL (в обход фильтров, то бишь) на АЧХ виден существенный, больше 6 дБ, широкий подъём на нижних частотах с центральной частотой 35 Гц, как будто бас-буст открутили вниз не до конца. Вспомнили, что сказали изготовители о назначении усилителя и согласились: в этом случае это уместно и даже будет оценено. В максимуме бас-буст даёт подъём, действительно, на обещанные 12 дБ, только не от нуля, а от вот этих 6 – 7 дБ. На верхних частотах завал небольшой по меркам импульсных (да и не только) аппаратов: 1,5 дБ на 20 кГц.
Глядя внутрь корпуса, мы отметили, что в регуляторе ФНЧ установлены 4-секционные потенциометры, а в регуляторе ФВЧ – двухсекционные. Это приводит к тому, к чему всегда приводит: в процессе перестройки частоты среза крутизна фильтра падает с 12 дБ/окт. вблизи нижней границы до 6 дБ/окт. вблизи верхней. И вновь: у ФВЧ необычно высокое значение нижнего предела частоты среза, 120 Гц (и по описанию, и по существу) Это – ещё более явный прицел на работу с «громкой» фронтальной акустикой.
С ФНЧ, как оказалось, тоже не соскучишься. У него два поддиапазона, оба строго совпали с разметкой регулятора: 50 – 500 Гц и 500 Гц – 5 кГц. Форма АЧХ фильтра при этом не совсем обычная: при любом значении частоты среза эффективная крутизна (выше уровня -20 дБ) близка к 18 дБ/окт. и остаётся неизменной при любой частоте среза (вот что 4-секционный потенциометр делает…). А добротность – всегда повышенная, причём чем ниже частота среза – тем более повышенная. Кривые получаются своеобразные, но не лишённые права на существование. А диапазон настройки фильтра – широчайший.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Сначала о звучании. Оно напористое, с чётко прорисованным басовым регистром. «Нежданный» басовый подъём приходится на совсем низкие частоты, поэтому на слух это воспринимается не как гудение, а именно как некоторый избыток бархатного нижнего баса. Запас мощности чувствуется, мои любимые старые хардовые группы звучат сочно и вкусно. Детальность звучания на малой и средней мощности пусть не чемпионская, но хорошая, «цифра» явно не ощущается. На пиках сигнала энергетика слегка страдает, правда, происходит это на реально высоких уровнях громкости.
Теперь – о железе. При монтаже нужно не забывать об особенностях компоновки (с которыми вы знакомы благодаря нашей отвёртке). Тут хоть и D-класс с его высоким КПД, но при высокой выходной мощности в тепло уходит тоже немало, а габариты… Ну, вы в курсе. Корпус заметно нагревается, а поскольку выходные микромодули установлены «на брюшке», именно оттуда нужно в первую очередь обеспечить отвод тепла. Поэтому при установке используйте ножки-втулки по углам, чтобы обеспечить зазор между корпусом и плоскостью установки. А если решили воспользоваться возможностью устанавливать этот усилитель с таким же или с равным по размерам моноблоком «стопкой», устройте между этажами зазор миллиметров 5 – 10.
МЕД & ДЁГОТЬ
Ещё один «маленький чёрный» показал себя достойно, хотя во многом — непривычно. Безусловно сильные стороны: очень неплохая мощность для компактного 4-канальника; отменная конструкция и исполнение, всё сделано качественно, красиво и удобно. Фильтры, да и вообще входные цепи, решены нетрадиционно, под «шоу-акустику», оставленный «на все случаи» басовый подъём, оказавшийся на удивление приятным на слух – не совсем общепринятая практика. Но в данном случае усилитель с самого начала разрабатывался не для систем «филармонического» направления, а трендовым сегодня громким «шоу-системам» системам такая басовая политика лишь на пользу…
Цена вопроса: 12300 руб.
Источник: журнал Автозвук, 03/2016. Валерий Ким
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)