Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Акустика MD.Power SP-MR20N SCIPIO VIII. Судьба полководца

    Редчайший случай, даже уникальный – когда название компонента выбрано не только со вкусом, но и со стилем. И из названия становится именем…
    Кто это придумал: назвав динамик именем римского полководца, калибр обозначить римскими, понятными полководцу цифрами? Те, кто его designed? Едва ли, у немцев с металлообработкой дело обстоит лучше, чем с чувством стиля, а тем более – юмора. Впрочем, когда у компании-производителя лозунг (Faciant meliora potentes) – усечённая по пояс римская крылатая фраза, от них можно ожидать… Одним словом – снимаю шляпу и вешаю на гвоздь до конца рабочего дня.
    Полное название динамика, по документам – MDPower SP-MR20N. Имя – SCIPIO VIII можно увидеть только на нём самом. Тип и назначение динамика – трендовые в наше время: нч/СЧ головка повышенной чувствительности. Частотную классификацию я не зря написал смесью строчных и заглавных букв, у такой акустики возможностей на средних частотах всегда качественно больше, чем на низких, в этом и секрет оглушительного голоса. Эта конкретная модель, как оказалось, отходит от стереотипов сразу по нескольким признакам, некоторые видно сразу, другие – позже, до третьих мы добирались чрезвычайно извилистыми путями. И добрались, иначе зачем бы я стал упоминать? Долг летописца – воспевать подвиги, а не неудачи.

    Первый отход от стереотипов – калибр, всё-таки 8-дюймовый (извините, VIII-дюймовый) калибр для среднечастотника, даже «громкого», встречается реже, чем VI или V дюймов. Хотя – всё чаще. С этой стороны лучше всего виден диффузор: необычно глубокий. С других сторон будет лучше видно другое.
    Зайдём Сципиону Старшему в тыл. В тылу у него обнаруживается литая, с последующей проточкой, алюминиевая корзина, а главное – магнит, составленный из десяти отдельных неодимовых цилиндров, зажатых между стальными магнитопроводами. Компания-правообладатель называет эту конструкцию «револьверной» — не знаю, много ли они видели револьверов с барабаном на 10 патронов…
    Вот основные размеры. Вам что, римские цифры не нравятся? А вы кликните на картинку – будут вам наши. В смысле – арабские…
    Диффузор с большим углом наклона образующей (как уже говорилось) изготовлен из целлюлозы и опирается по периферии на трёхволновой гофр из пропитанной ткани, решение – довольно распространённое в акустике с горластым характером.
    Контактный узел – образец добросовестного отношения к своему делу (может, и вправду Designed in Germany?): полностью закрытая изоляционная колодка с двумя нажимными клеммами. Наибольший диаметр провода – чуть меньше 4 мм (стандартный «банан» не влез совсем на чуть-чуть).
    Центрирующая шайба обширная, потому что в центре её устроилась звуковая катушка диаметром 60 мм. Шестьдесят, Карлы и Энгельсы, у 8-дюймового динамика. Провода от клемм свободными петлями доходят до шайбы, а дальше идут вплетёнными в неё. Акцентирую внимание: это – не сабвуфер с ходом диффузора в два пальца, тем не менее все меры по обеспечению надёжности и долговечности приняты.
    Призвав на помощь всю наличную оптику, смогли в просвет между «патронами» магнитной системы разглядеть, а потом и запечатлеть кусочек звуковой катушки. Обратите внимание: намотана она плоским проводом «на ребро», то есть – с максимальным использованием объёма зазора в мирных целях звуковоспроизведения. Вообще-то полезли мы глядеть на катушку не из-за этого. А из-за чего – потом скажу. Далеко картинку не убирайте.
    Итак, ознакомившись с внешностью и телосложением великого полководца, попробуем залезть к нему в душу и измерить её прекрасные порывы.

    Итак, общие характеристики (по данным изготовителя)

    Типоразмер 8 дюймов
    Предельная подводимая мощность 300 Вт RMS, 500 Вт Max
    Номинальный импеданс 4 Ом
    Чувствительность 106 дБ (на коробке и на обложке инструкции), 96 дБ (внутри инструкции)
    Полоса воспроизводимых частот 91 Гц – 10 кГц (в инструкции), 100 Гц – 6 кГц (на коробке)

    Некоторые из этих заявок вызвали у нас живой интерес, и мы поставили напротив наиболее понравившихся цифр точечки особым фломастером, сохранённым в память о юношеских заблуждениях. Должно быть видно, не высох ещё. Зелёненькие такие. Конкретно: мощность – уж очень щедро, а чувствительность – уж очень круто. О первом показателе можем судить по косвенным уликам, о втором сейчас посудим по самым прямым. С поличным, так сказать. Но сначала…


    Очень необычной показалась нам кривая импеданса. Даже при масштабе вертикальной оси 0 – 25 Ом (чаще всего мы выбираем 0 – 50 Ом) горб на частоте основного резонанса совсем низкий и расплющенный. Такие мы чаще всего видим у пищалок (на других частотах, разумеется) с интенсивным феррожидкостным охлаждением/демпфированием. Но то – пищалки, а здесь… Нет, не может быть. И рост импеданса на верхних частотах медленный, как у хай-эндных головок с кольцами Фарадея в магнитной системе. Здесь-то это откуда и почему?

    Внутри прилагаемой инструкции оказался очень подробный набор основных параметров, мы недосчитались лишь одного – массы подвижной системы.

    Параметр
    Заявка
    Факт
    Резонансная частота Fs, Гц 91,5 110,9
    Эквивалентный объём Vas, л 7,2 11,4
    Электрическая добротность Qes 0,762 0,891
    Механическая добротность Qms 1,092 0,979
    Полная добротность Qts 0,449 0,466
    Масса подвижной системы, г - 11,3
    Силовой фактор, Тл м 6,355 5,27
    Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 96 95*
    * Средняя в диапазоне частот 200 Гц – 7 кГц.

    Есть, о чём подумать. Кто разбирается, конечно. У нас оказалась повыше резонансная частота (бывает, не криминал, порядок и практический смысл величины – те же) и помягче подвес. Силовой фактор по нашим измерениям тоже пониже, магниты – не патроны для нагана, у них – разброс. Масса подвижки, не приведенная изготовителем, была определена нами и оказалась очень малой для такого калибра, такой геометрии диффузора и такого диаметра звуковой катушки. Дальше — самое интересное. Изготовители привели (а мы последовали их примеру) значения компонентов добротности. Посмотрите на значение Qms: около единицы (и «у них», и «у нас», плюс-минус). Типичное значение – 5 — 6, бывает и 10. У Morel или DLS падает иной раз до 2 — 3 из-за работы акустического сопротивления C.A.R., и мы уже удивляемся. Но чтобы вот так, до единицы…
    Дальше – чур только не смеяться. Нанесли визит в соседний офис, где, как мы знали, водится многочисленный женский персонал. Попросили у них два предмета: палочку такую с ваткой на обоих концах – они есть в столе у любой офисной работницы; и полметра нитки любого цвета – это тоже по дамским столам не редкость. Если хозяйственные, конечно.
    Поблагодарив разочарованных обрадованных нашим вниманием дам, аккуратно сняли пробу с центрального керна магнитной системы, заодно обнаружив там и медное короткозамкнутое кольцо того самого Фарадея. На исследовательском зонде появилась следовая концентрация густой тёмно-коричневой жидкости. Его видно на макроснимке катушки, просили же далеко не убирать. Не послушали – вот теперь ищите, куда убрали. Потом ватку фрагмент исследовательского зонда привязали на нитку и с помощью магнита от списанного динамика стали проверять на появление магнитных свойств. И, как вы понимаете, их обнаружили, ходил наш маятник за магнитом как кот за Вискасом.
    Вывод (неожиданный): здесь налицо феррожидкостное охлаждение звуковой катушки, что крайне необычно для головки такого типа и с такими размерами.
    Следствия из вывода: раз – необычность импедансной характеристики и значений компонентов добротности разъяснены, душевный покой восстановлен. Два – для отважных заявлений изготовителей, касающихся допустимой мощности, есть некоторые вполне себе серьёзные основания. 60-миллиметровая катушка, да ещё с жидкостным теплоотводом – это уже не на 50 Вт тянет. И даже не на 100. Теперь ставим в бокс, смотрим, что получится.

    На низких частотах всё ясно: пониженная полная добротность (в данном случае неважно, что пониженной она оказалась из-за механического торможения) предопределила ранний спад на низах, реально рабочая полоса начинается от 120 – 150 Гц. Дальше – интереснее. По оси SCIPIO играет как «эскушный» среднечастотник первой категории. Так продолжается до 3 – 4 кГц, где у диффузора – мощный верхний резонанс. А потом – всё. Вот этот финальный пик (вероятно) и вдохновил изготовителей написать про 106 дБ чувствительности. Наша измеренная на 1 Вт и 1 м получилась 102 дБ на частоте 4,2 кГц. Изготовитель, который designed, возьмёт, да и скажет: «А я это и имел в виду. Я же не говорил, что средняя. И подавал не 2 В, а 2,83, так тоже принято. Какие ко мне претензии? А в таблице характеристик внутри описания сказано: 96 дБ. У вас сколько получилось?» У нас получилось практически столько же, в среднем по рабочему диапазону. Сдаёмся.
    Диаграмма направленности динамика узкая, она не могла быть другой при такой геометрии диффузора, уже при умеренных углах отклонения спад АЧХ начинается с 2 кГц, но происходит с завидной плавностью, вообще, для этого динамика оказались совершенно не характерны какие-либо взлёты и падения АЧХ. Даже вот этот верхний резонансный пик существует только на оси излучения и пропадает уже при отклонении от оси на 15 – 20 градусов.
    Может, с искажениями накосячили? Ведь не для хай-энда, вроде, делали… Смотрим (а копоти дадим побольше, не 90 дБ, как обычно, а 96. Хотели кричать – велкам теперь):

    Искажения в характерных частотных полосах при звуковом давлении 96 дБ (1 м), %

    100 — 300 Гц 1,29
    300 — 1000 Гц 0,54
    1 — 3 кГц 0,64
    3 — 10 кГц 0,44

    Отоночо… Не накосячили: величины получились характерные для акустики с серьёзными претензиями на качество звучания, даже на низких (для этого динамика – в особенности) частотах. И даже при повышенном уровне громкости.

    ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

    Не очень это правильно, пытаться оценить на слух работу полосного излучателя «вне контекста». Но было любопытно. Свой участок частотного спектра SCIPIO отыгрывает завидно (и отчасти опять неожиданно) образцово. Основные тоны голосов и большинства инструментов звучали чётко и артикулировано, без малейших примесей типа «хвостов», смазанной атаки, пришёптывания на трудных для вокалистов согласных, по всему было видно слышно, что помимо ровной АЧХ, у динамиков очень хорошие импульсные характеристики. Лишь в самом начале, когда динамик (один, мы же не звуковую сцену оцениваем) был направлен точно в лоб осью излучения, звучание было резковатым. Стоило чуть-чуть отвернуть бокс с динамиком в сторону, всё как по волшебству стало аккуратным и точным.

    МЁД & ДЁГОТЬ

    Встречали по-одному, провожали – совсем по-другому. Думали: вот очередная «кричалка», чувствительности – до дури, АЧХ кривая, искажений – выше крыши, а кого волнует, если кричалка. Оказалось: реально инновационная конструкция, где инновации – не ради сколковских грантов, а все по делу. Чувствительность (главное, казалось бы, в таких головках) – высокая, пусть и не феерическая. Но при этом: АЧХ – прекрасные, искажения – низкие, мощность, по всем признакам – намного выше средней, ватт за 200 мы, пожалуй, поручимся, а там – как кривая вывезет. Короче, полководец оказался не только тактиком, но и стратегом…

    Цена вопроса: 6550 руб.

    Источник: журнал Автозвук, 04/2016. Николай Нестеров
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    MD.Lab SP-MR20N
    MD.Lab SP-MR20N
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa