И вот состав серии, изначально весьма лаконичный (легенды не бывают многотомными, не «Капитал» Маркса), существенно расширился. У пополнения – тоже своё имя: Mille Pro. Это значит, что же будет? Была «Легенда», цены, вообще-то, немалой, а став уделом профи, окажется вовсе неподъёмной для добросовестного трудящегося без виолончели? Как оказалось – нет. Пополнение серии расширило горизонт выбора, одновременно сделав его ближе. В смысле – доступнее.
Профессионализм создателей семейства компонентов Mille Pro выразился в том, что из длиннейшего списка инновационных технологий и решений, разработанных для Mille Legend, перенесли в Mille Pro наиболее важные, а те, без которых не может выжить лишь законченный перфекционист, перенесли из графы расходов в графу экономии. Своей и нашей, это взаимосвязано по несложному и понятному механизму.
Объект нашего сегодняшнего конкретного интереса – одна из двух моделей 6-дюймовой двухполосной компонентной акустики серии Mille Pro. Все слова сейчас были значащими, потому что в Mille Pro есть не 6-дюймовые, не двухполосные и не компонентные, в любых сочетаниях. Две же максимально схожие модели отличаются на одну букву в обозначении: есть MPK 165.3 и есть MPK 165P.3 (вот эта). Что означает буква «P» после калибра мидбаса – не спрашивайте, в материалах компании не сказано. Да и какая разница, наши профи всё равно по-своему истолкуют, прецеденты есть…
Компоненты, отличающие MPK 165P.3 от MPK 165.3 – мидбас и кроссовер. Мидбас здесь – 3-омный, а потому и кроссовер для него пересчитан на другую нагрузку ФНЧ. Внешне «компоненты «П» отличаются от «не П» цветом шильдика с логотипом Hertz, только здесь он оранжевый. Впрочем, у мидбаса есть и другое, более практическое отличие: диаметр магнита увеличен с 85 мм («не П») до 95 мм («П»).
Вот он, собственно, мидбас «П». Здесь видны, пока в общем плане, две фирменные технологии Hertz Mille. Первая – геометрия излучающей поверхности V-Cone, в которой поперечное сечение диффузора имеет форму буквы V, только не печатной, а рукописной, потому что образующие – криволинейные и сходятся в точке в центре звуковой катушки.
Между прочим: по виду диффузора «с лица» нелегко невозможно догадаться о его материале. Это не полипропилен (как нам подсказывают глаза) а прессованная целлюлоза, армированная хлопковыми волокнами, с гладким полимерным покрытием с лицевой стороны. Главное отличие диффузоров Mille Pro от Mille Legend – в том, что при той же V-образной геометрии у Pro есть центральный колпак, продолжающий образующие диффузора, а у Legend нету, там диффузор – полностью бесшовный. Однако сложность (и стоимость) процесса сборки динамика с цельным диффузором по сравнению с составным выше не на проценты, а в разы, поэтому решено было: у кого тонкая душевная организация не в силах перенести клеевой шов в центре, тому – benvenuti в серию Legend. А здесь – вот так. Без виолончели.
Вид со стороны магнита. Он у Mille Pro стал обычным, ферритовым, а вот форма литой корзины, самым тщательным образом оптимизированная при работе над Legend – такая же, только уменьшенной посадочной глубины. | Отсюда, при надлежащем увеличении, видно и целлюлозу и даже волокна. А заодно – контактный узел, что два раза-то вставать. Узел такой же, как в Legend: залитые в пластик «лопаточки». |
Вторая инновация, взятая у «Легенды» – гофр Boundary Free. У него внешняя отбортовка приклеена к корзине не снаружи гофра, а внутри. Так и полезная площадь диффузора увеличивается, и (а это – главное), уменьшаются нелинейные краевые эффекты при деформации гофра. | Ну и размеры. Несмотря на то, что магнит обычный, а не компактный неодимовый, посадочная глубина здесь меньше, чем у Legend. |
Пищалка MP 25.3 разработана специально для Mille Pro. Здесь у нас мягкий тетолоновый купол, несъёмная (мы пробовали) сетка и новейшая система тыловой акустический нагрузки, это потом проявится на измерениях, не будем забегать вперёд. Обратите внимание: на шильдике Hertz написано на чёрном фоне: пищалка — единая для «П» и «не П». | Габариты пищалки вполне общепринятые, для её установки в комплект включены (показаны на групповом фото в начале) чашка для утопленного монтажа и основание для установки «поверху» с выбором угла наклона. |
Кроссовер MPCX 2P.3 – специфический для компонентов «П» (уже догадались, наверное, по цвету шильдика). Коробочка с легкосъёмной крышкой довольно компактная (102 х 77 х 37 мм). | Кроссовер существенно проще «легендарного», главным образом – за счёт отказа от многочисленных цепей коррекции и их переключателей. Структура кроссовера без труда считывается и до измерений: ФНЧ первого порядка (низкоомная катушка на ферромагнитном сердечнике слева) и ФВЧ второго порядка (вторая катушка и плёночный конденсатор) с аттенюатором на две позиции. |
Ну и, разумеется, Mille Pro – такой же полноправный участник программы eID (Elettromedia Identification), как и Mille Legend. Только здесь QR-код нанесен не лазером на металл, а принтером – на бумагу стикера на магните мидбаса. Суть программы от этого не меняется (лишь становясь дешевле): сканируете код, попадаете на всемирный ресурс, где ваш экземпляр идентифицируется (когда-откуда-и-не-левый-ли), а для зарегистрированных пользователей (сертифицированных дилеров и установщиков) после такой идентификации к гарантийному сроку добавляется год. За то, что молодцы…
ИЗМЕРЕНИЯ
Предельную мощность акустики изготовитель заявляет как 115 Вт RMS и 230 Вт пиковой. Разумно, умеренно, ответственно, без вероломных обещаний.
Параметры | Заявка | Факт |
Резонансная частота Fs, Гц | 75 | 71,7 |
Эквивалентный объём Vas, л | 8 | 9,14 |
Электрическая добротность Qes | 0,63 | 0,640 |
Механическая добротность Qms | 5,2 | 4,84 |
Полная добротность Qts | 0,56 | 0,565 |
Масса подвижной системы, г | 15,1 | 14,5 |
Силовой фактор, Тл м | 5,45 | 5,44 |
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 94 | 89,2 |
Приводим расширенный список параметров (благо изготовитель сделал то же самое), чтобы насладиться тем, как аккуратно, в пределах естественных погрешностей и разбросов всё уложилось. Из этой гармонии на первый взгляд выпадает показатель чувствительности, но на то и существует взгляд №2. В своей таблице с нетипичной для итальянцев немногословностью изготовители написали просто «94 dB». И больше – ни слова. С этим мы разберёмся, когда взглянем на графики, которые уже начинаются.
Импеданс на входных клеммах кроссовера. Там, где его определяет мидбас – действительно, минимальное значение – 3,5 Ома. Выше – больше, независимо от положения аттенюатора пищалки. | |
Импеданс «голого» мидбаса показывает: да, 3-омная головка (0,5 Ома – это было сопротивление катушки фильтра) без подавления индуктивности звуковой катушки. У твитера (4-омного) импеданс в области резонанса ведёт себя необычно, кривая становится какой-то трёхгорбой. Это – результат работы «туннельно-камерной» акустической нагрузки. Изготовители, а им (вернее – этим, мы не всем доверяем) виднее, считают основным резонансом тот, что приходится на 1200 Гц. Хотя позже, после замера АЧХ, нам стало казаться, что скорее тот, что на 1800 Гц. Все резонансные пики сильно подавлены феррожидкостным охлаждением. | |
Фильтры кроссовера на реальной нагрузке (то есть – на предназначенных для них головках). ФНЧ без цепи компенсации индуктивности – довольно символический, работа мидбаса будет в главной мере определяться его естественным спадом. А ФВЧ пищалки – нормальный фильтр 2-го порядка на 5 — 5,5 кГц с очень грамотно сделанным аттенюатором, почти не влияющим на форму АЧХ фильтра. | |
Теперь соединим всё как положено, да и снимем общую АЧХ. По оси в положении аттенюатора «0» – крутой хай-энд, плюс-минус 2 дБ. На углах (особенно больших) АЧХ начинает загуливать, но с этим попробуем разобраться. А пока – вернёмся к чувствительности. При снятии АЧХ по звуковому давлению мы подводим сигнал 2 В RMS, они у нас откалиброваны до макового зёрнышка. Поскольку импеданс ниже 4 Ом, мощность оказывается не 1 Вт, а 1,33, а звуковое давление выше на 1,25 дБ. Расчётные 89,2 для мидбаса превращаются в 90 с копейками (смотрим на график, так оно и есть), в среднем по диапазону, за счёт вклада пищалки – чуть больше, где-то 91. А итальянцы снимали при 2,83 В, то есть ещё плюс 3 дБ. Сами прибавите? Иногда надо доверять людям. Не всем. Некоторым. | Возвращаясь к форме АЧХ: на низких частотах кривая идёт прогнозируемо гладко и плавно: полная добротность мидбаса пониженная. Но стыковать эти мидбасы с сабвуфером на 70 – 80 Гц никакой трудности не составляет. |
Для опыта (ну любопытны мы, исправляться уже поздно) перекинули полярность одной из головок. На осевой АЧХ немедленно появился могучий провал на частоте среза ФВЧ пищалки, зато угловые АЧХ выровнялись до весьма необыкновенной степени. В условиях конкретной инсталляции может оказаться и так, и эдак, и в сочетании, впрочем, профи знают: здесь только опыт и терпение приводят к успеху. | |
Посмотрим на слагаемые только что виденного успеха. Ровная, с небольшим подъёмом АЧХ, собственный спад по оси (довольно крутой и без особых эксцессов) – как раз вокруг да около 5 кГц, на которые настроен ФВЧ пищалки. Что свидетельствует: частоту среза ФВЧ разработчики брали не с голубого итальянского неба. | |
ФНЧ кроссовера не сильно повлиял на АЧХ мидбаса (А с чего бы сильно? Вы же видели…), в основном его действие свелось к устранению восходящего характера АЧХ. При этом что так, что эдак, направленность излучения V-Cone начинает проявляться выше 2,5 – 3 кГц. Запомните эти значения, они могут понадобиться прежде чем трижды пропоёт петух твитер. | |
Вот он, твитер, предоставленный самому себе. Пропел, как и обещали, трижды, при разных углах. Обратите внимание: когда ему никто («кто» — это мидбас) не мешает, между 2 и 5 кГц он излучает вообще практически ненаправленно, а выше – с идеальным, без всякого ломания, ходом АЧХ. Улавливаете намёк? Если делать поканалку, можно порезать твитер килогерцах на 2,5 – 3 покруче, чтобы не задеть область резонанса… Погодите, эти значения мы уже видали. Это же верхняя граница идеальной (опять) работы мидбаса. Режем его там же (и снова круто, чтобы не путался под ногами у твитера) и получаем сами понимаете, что. Нирвану и Версаль в одном флаконе. | |
При работе с собственным фильтром АЧХ твитера идут так же, но лишь выше частоты среза ФВЧ. |
100-300 Гц 0,58%
300-1000 Гц 0,43%
1-3 кГц 0,43%
3-10 кГц 0,13%
Очень впечатляет, причём как-то ровно, без выбросов и «нелюбимых» частот.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Первая фаза прослушивания, в положении тестовых боксов «на слушателя» создала иллюзию, что мы слушаем хорошие и дорогие домашние полочники. Особенно, когда аттенюатор поставили «в ноль». Нижнего баса немного (ну, мы знаем, кто в машине будет им заниматься), зато «панчевый» средний бас воспроизводится исключительно художественно. Вообще, акустика произвела впечатление корректностью своего звукового почерка, с чётко, но без акцента, проработанными деталями, мягкой общей звуковой атмосферой.
При развороте осей стала появляться окрашенность, не раздражающая, но заметная. Тут мы пошли на хитрость: развернули боксы «носки вместе, пятки врозь» на приличный угол, одновременно поменяв полярность пищалок. Звук не вернулся к исходному, «лобовому», но слушать стало опять приятно и увлекательно. Особенно, когда аттенюатор поставили в +2,5.
Общее впечатление: акустика звучит точно, корректно и детально, но не холодно, бездушно и беспощадно, звуковой материал у нас был разный, ни один не был ею испорчен…
МЁД & ДЁГОТЬ
Известная теорема: 20% усилий приводят к достижению 80% результата. При разработке Mille Pro все инженерные и технологические решения рассортировали, поместив наиболее важные в новую серию, остальные оставив для «беспредельной» Mille Legend. Результат – безоговорочно высококачественная акустика, для покупки которой не надо брать ипотеку в банке. Штатный кроссовер, при кажущейся простоте, оптимизирован именно под используемые головки, а сами излучатели, работая в поканальной системе, будут способны творить чудеса. Пусть не на 100%, но на 80 – это точно.
Цена вопроса: 21500 руб.
Источник: журнал Автозвук, 05/2016. Николай Нестеров
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)