Линейка усилителей Airtone Force состоит из двух моделей – 4-канальника АВ-класса и басового моноблока D-класса. Собственно, оба они и оказались у меня на измерительном столе. Заявка по мощности серьезная – для четырехканальника по сотне Ватт на канал. Для моноблока мощность по нынешним временам не рекордная, но для своей цены усилитель далеко не хиляк, до 1,5 киловатт мостом реальной неискаженной мощности – это вам не шуточки шутить.
К тому же у моноблока есть интересная особенность – пару таких усилителей можно включить в мост на одну нагрузку. С одной стороны, для недорогого усилителя она кажется бесполезной, если нужна мощность, можно ведь сразу выбрать модель помощнее. Но, с другой стороны, помощнее – значит в разы дороже. И вот тут как раз и вырисовывается хорошая возможность поэтапного построения системы. Когда одного усилителя перестанет хватать и захочется сделать еще ядрёнее, не обязательно продавать этот усилитель и покупать другой. Можно будет докупить еще один такой же, так получится намного рациональнее.
Усилители выполнены в корпусах одинакового размера. Профиль выбран интересный – почти вся верхняя часть представляет собой радиатор с приличной суммарной площадью. Если не намудрить с установкой, проблем с перегревом быть не должно по определению.
ОСНАЩЕНИЕ
Airtone F1.1500
Фильтровое оснащение моноблока выглядит неплохо. Кроме обязательного ФНЧ есть регулируемый сабсоник, который, по моему мнению, просто обязан быть в системах с фазоинверторным сабом, и бас-буст с регулировкой центральной частоты. В умелых руках такой набор позволит достаточно точно настроить сабвуферное звено. Был бы еще фазовращатель, получился бы вообще идеал.
К работе фильтров никаких нареканий:
АЧХ фильтров Airtone F1.1500 при разных положениях регуляторов
К моноблоку в комплекте идет выносной регулятор. При его подключении появляется возможность оперативно убавлять уровень сигнала в довольно широких пределах – с размахом в 45 дБ. Совет. Когда будете настраивать гейн на корпусе, ставьте регулятор пульта в среднее положение.
Airtone F4.100
Фильтры 4-канальника заточены под классические схемы "фронт плюс тыл" или "фронт плюс сабвуфер мостом". Первую пару каналов можно пустить в полную полосу или включить ФВЧ. Вторую – тоже в полную полосу, ФВЧ или ФНЧ. Плюс двухступенчатый бас-буст, который можно включить независимо от того, какой фильтр выбран.
Не скажу, что работа фильтров выглядит идеальной. Основные претензии к ФВЧ. В обеих парах каналов этот фильтр реализован одинаково и имеет увеличенный до 3 кГц диапазон настройки. Такое делают часто, но, признаться, ни разу не доводилось встречать ситуации, когда такие пределы регулировки могли бы понадобиться. Сам же недостаток в том, что при регулировке добротность и крутизна фильтра заметно плавают. Хотя тут можно признать, что в первой половине хода регулятора все еще не так критично. Обратите внимание, регулировка нелинейна, фиолетовая кривая соответствует среднему положению "крутилки".
АЧХ фильтров ВЧ при разных положениях регуляторов
А вот к ФНЧ и работе бас-буста вопросов никаких:
АЧХ фильтров НЧ при разных положениях регуляторов. Бас-буст включен совместно с фильтром
Конструкция
Airtone F1.1500
Открываем крышки усилителей. Качество сборки очень неплохое. Компоненты не самые дорогие (логично), но и не провальный noname – стабильный средний уровень. В наиболее критичных местах элементы дополнительно закреплены компаундом.
Блок питания построен на двух трансформаторах и занимает львиную долю корпуса.
Основная часть звукоусилительной части схемы вынесена на отдельный модуль. На "материнской" плате большую часть оставшейся площади занимают фильтры.
Airtone F4.100
Поначалу смутило обилие перемычек и закралась мысль о не самой удачной разводке платы. Но при более детальном изучении выяснилось, что перемычки присутствуют в основном в питающих цепях, что не только допустимо, но иногда даже и желательно. К тому же многие из них дублируются для увеличения суммарного сечения.
Блок питания и здесь занимает серьезную часть платы. Он построен на двух трансформаторах и первая мысль – усилитель построен по схеме двойного стерео. Но нет, блок питания здесь один, зато серьезный. Впрочем, и мощность заявлена нешуточная, в сотню Ватт на канал, так что пока всё выглядит ожидаемо.
Усилительная часть выполнена по дискретной схемотехнике, операционники используются только на входах. Классика жанра как она есть.
А вот что раздосадовало, так это использование негерметичных потенциометров. Они как-то выбиваются из общей картины хоть и недорогого, но, в общем-то, нормально выполненного усилителя. На самом деле ничего страшного, но по сравнению с тем же моноблоком выглядят уже немного архаично. Зато с остальными компонентами все выглядит неплохо.
Искажения и выходная мощность
Airtone F1.1500
Как всегда, интересен не только уровень гармонических искажений, но и их характер. Для моноблока его решил оценить следующим образом. Подал на вход двухтональный сигнал 50 и 60 Гц и посмотрел, что получается на выходе. Паразитные гармоники, конечно же, появились, но для сабвуферного усилителя они не столь критичны по уровню:
В рабочем диапазоне мощностей коэффициент гармонических искажений колеблется в пределах всего лишь десятых долей процента:
Зависимость коэффициента гармонических искажений от выходной мощности Airtone F1.1500
Выходная мощность порадовала. Оценить потенциал при работе на 1 Ом не получилось, блок питания не позволил, но увиденного оказалось достаточно, чтобы убедиться – моноблок не просто соответствует заявке, но и даже немного мощнее обещанного. Как обычно, отталкиваюсь от стандарта CEA-2006, который предписывает оценивать номинальную мощность при 1% искажений:
- Выходная мощность на 4 Ом – 480 Вт (заявка 450 Вт)
- Выходная мощность на 2 Ом – 848 Вт (заявка 800 Вт)
Airtone F4.100
Результаты измерений четырехканальника недвусмысленно намекают о том, что усилитель ближе к классу В – паразитные гармоники есть даже при небольших уровнях сигнала и остаются почти постоянными в широком диапазоне выходных мощностей. Их спектр простирается достаточно высоко, хотя уровень в целом невысокий, это будет видно чуть дальше, на графике КГИ. Вообще, тут достаточно тонкий баланс между стремлением сделать "экономичный" усилитель с минимальным током покоя, но при этом не испортить звук. В конечном счете, покажет прослушивание.
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц + 200 Гц
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц + 1 кГц
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 500 Гц + 5 кГц
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц + 6 кГц
Зависимость коэффициента гармонических искажений от мощности лишний раз подтвердила догадку – график представляет собой классическую "галочку", демонстрирующую "проблему первых ватт". Хотя и без лишнего драматизма – в рабочей зоне мощностей искажения не превышают сотых долей процента:
Зависимость коэффициента гармонических искажений от выходной мощности Airtone F4.100
Выходная мощность, как и для моноблока, превзошла ожидания. При нагрузке всех четырех каналов получилось следующее:
- Выходная мощность на 4 Ом – 129 Вт (заявка 100 Вт)
- Выходная мощность на 2 Ом – 190 Вт (заявка 180 Вт)
- Выходная мощность на 4 Ом (мост) – 377 Вт (заявка 360 Вт)
Звучание
Тут есть смысл сосредоточиться на 4-канальнике. Опасения, что при таком характере гармонических искажений звук окажется сухим и жестким, не подтвердились. Все же их уровень достаточно мал, звучание в целом воспринимается как ровное и не напрягающее, никакой грубости или колючести нет и в помине. В голосах свистящие и шипящие на первый план не лезут и, главное, не сквозят синтетикой, готовые стрельнуть статическим электричеством.
Правда, я бы не сказал, что усилитель особо вникает в подробности и стремится выделить какие-то отдельные детали. С другой стороны, ощущения зажатости и скованности звучания тоже не появляется, оно воспринимается достаточно легко. Глубина сцены не рекордная, но звучание не плоское, первый и задний планы различаются уверенно. Это на тот случай, если вы решите использовать усилитель в класической SQ-системе, построенной по всем правилам.
В басовом диапазоне можно придраться к атаке, иногда хочется остроты и более жесткого панча. Это наглядно продемонстрировали, например, треки с качественно прописанным контрабасом, заметно, что усилитель теряет момент самого щипка струны. Но при этом надо отдать должное – корпус инструмента не превращается в гудящую желейную массу, разборчивость в НЧ-диапазоне достаточно хорошая. То же самое и с ударами бас-бочки – сам шлепок сглажен, но «мясо» передается, как и полагается, плотно и вкусно. С таким характером баса, кстати, отлично заиграла клубная электронная музыка – плотно, весомо, но без гудения и низкочастотной размазни, как раз то что надо.
Выводы
В целом усилитель показал весьма интересное звучание для своего цены. Пусть без кристальной прозрачности и смакования мелких деталей, но при этом комфортное и без вязкого "мыла". Умеренность в передаче деталей не делает звучание плоским и грубым, его не хочется выключить. Тут скорее получился обратный эффект – субъективно оно воспринимается даже более цельно, не рассыпается и дает понимание, что за всеми микрофонами, кабелями, пультами и, в конце концов, самой воспроизводящей техникой, стоят живые инструменты, что мы слышим не просто набор звуков. На мой взгляд, это достаточно ценное свойство, которым порой не обладают усилители и более высокого класса. Ну, знаете, то ощущение, когда невольно начинаешь акцентировать внимание на деталях и теряешь цельность звуковой картинки.
Так что можно констатировать, в своей цене усилитель звучит вполне достойно. Мелкие придирки к конструкции, по большому счету, можно списать на вынужденные компромиссы, позволяющие усилителю уместиться в гуманный ценник. Ну и, конечно же, не нужно забывать про возможность мостить два моноблока – это хорошая возможность строить систему поэтапно.
Airtone F4.100:
Плюсы:
Комфортное звучание
Хороший запас по мощности
Качественный корпус с большой площадью радиатора
Минусы:
Неидеальные фильтры
Использование простых потенциометров
Airtone F1.1500:
Плюсы:
Хороший запас по мощности
Грамотная реализация фильтров
Качественный корпус с большой площадью радиатора
Возможность мостового включения двух усилителей
Минусы:
Был бы фазовращатель, было бы вообще идеально
https://carmus.ru/content/52
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro