Модельный ряд сабвуферов у JL Audio разбит по линейкам достаточно внятно – от самой старшей серии W7, являющейся концентратом технологий и наработок, до младшей серии W0 и совсем начальной (в смысле, не полный шлак, а начальной в масштабах JL Audio, конечно), серии WX.
В этом ряду W3 – эдакая "золотая середина" – вроде бы уже и не результат тотальной экономии, и в то же время цена ещё не улетела в стратосферу. Нынешний испытуемый как раз из "третьей" серии, и поскольку имеет плоскую конструкцию, индекс модели слегка трансформировался и превратился из W3 в TW3 (T – значит thin, тонкий). Ну а всё остальное в названии – размер и сопротивление катушек.
Конструкция
В конструкции 12TW3-D4 действительно много интересного. Литая корзина как бы "обхватывает" магнитную систему снизу. Привычного осевого отверстия тут нет. Оно и понятно – раз уж конструируется сабвуфер для тесных корпусов, то нужно сделать все возможное, чтобы динамик можно было сажать в тонкий корпус вплотную к задней стенке. Наличие осевого отверстия означало бы, что позади динамика нужно оставлять свободное пространство, и тогда вся идея slim-конструкции (ну или thin, если вам так удобней называть) полетела бы к чертям.
Магнитная система не обращенная, а вполне традиционная. А вот центрирующая шайба крепится не как обычно, на стыке диффузора и звуковой катушки, а вынесена на отдельном цилиндрическом элементе за пределы магнитной системы. Таким образом удалось избавиться от ограничения хода диффузора, характерного для большинства тонких конструкций. У 12TW3-D4 линейный ход составляет внушительные 15 мм в каждую сторону. Вполне по-взрослому.
Крупный центральный колпачок выполнен из алюминия и вместе с конусным диффузором образует рельефную и весьма жесткую конструкцию. Его внешний диаметр соответствует внутреннему диаметру центрирующей шайбы.
Не ради рекламы, но для желающих поковыряться в конструкции привожу официальный ролик от JL Audio. Сам я разобрать динамик как-то не решился:
Расчет оформления по заявленным параметрам
Тут я решил сделать так. Чтобы понять, что имеет ввиду JL Audio под своими рекомендациями, сначала смоделировал поведение сабвуфера по заявленным параметрам и рекомендации производителя ЗЯ 23 литра. Вот что из этого получилось:
- Fs (собственная резонансная частота) – 26,5 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 48,7 л
- Qms (механическая добротность) – 10,76
- Qes (электрическая добротность) – 0,56
- Qts (полная добротность) – 0,53
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – н/д
- BL (коэффициент электромеханической связи) – н/д
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 9,28 / 2,32 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,1 дБ
Вроде бы интересно, если не принимать во внимание тот факт, что результирующая добротность в оформлении получается около 0,9. Такие сабы часто рекомендуют, например, для электронной музыки.
Измерения и расчет оформления по фактическим параметрам
Измерения после разминки показали чуть более высокую частоту резонанса и чуть меньший эквивалентный объем. Всё указывает на то, что динамик может ещё размяться. Но немного, возможности саба оценить уже можно. Из более-менее заметных отклонений, к которым можно придраться, разве что чуть более демпфированный подвес диффузора (соотношение вязких и упругих сил слегка перевешивают в сторону первых относительно заявки). Но всё это скорее придирки, многим производителям до такой точности вообще как пешком до северного полюса:
- Fs (собственная резонансная частота) – 30,8 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 40,6 л
- Qms (механическая добротность) – 8,1
- Qes (электрическая добротность) – 0,59
- Qts (полная добротность) – 0,55
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 278 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 28,12 / 14,84 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 9,3 / 2,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,0 дБ
Расчет оформления по рекомендации практически полностью повторил то, что предполагал производитель. После окончательной разминки динамика они вообще полностью совпадут. В общем, что обещано в описании, то и по факту получите:
- Красная кривая – ЗЯ 23 литра
- Синяя кривая – ЗЯ 30 литров
- Фиолетовая кривая – ЗЯ 37 литров
В самом компактном оформлении все же смущала относительно высокая результирующая добротность, поэтому поиграл с объемами. И нужно отметить, что уже в 30 литрах Qtc приближается к более традиционному значению, а в 37 литрах выходит на классическую отметку 0,71. При этом, заметьте, сам характер АЧХ остается практически неизменным.
На деле это означает, что нет необходимости стараться выполнить рекомендацию производителя с точностью до кубического сантиметра. Саб прекрасно будет работать в объемах от 23 до 37 литров. А для стеллсов это большое достоинство. Выклеивая сложную конструкцию, далеко не всегда удается точно спрогнозировать объем корпуса. В случае с 12TW3-D4 можно не особо задумываться о его литраже, достаточно прикинуть с точностью "плюс-минус километр".
На деле
Попробовал вернуться к старой методике Car&Music – поставить динамик в тестовый корпус и оценить его в деле, как это всегда делалось в лаборатории. Если знать, что и как слушать, то артикуляцию и разборчивость баса можно оценить достаточно хорошо.
Если коротко, то саб действительно звучит плотно и убедительно. Можно сказать "по-американски". Не в смысле "качает негров" и "гоняет ветры", а дает именно плотный, весомый, тактильно осязаемый "американский олдскульный" бас.
К объему корпуса динамик лоялен, но не прощает даже малейшей негерметичности. В компактных корпусах бас, как и предполагалось, показался чуть смазанным, но, по большому счету, это заметно лишь на относительно сложных треках. Большинство музыкальных жанров он отрабатывает как и положено – могуче и с "концертными" тактильными ощущениями.
Плюсы
Способность работать в компактных оформлениях
Возможность ставить в тонкие корпуса вплотную к задней стенке
Большой линейный ход без скидок на slim-конструкцию
Неожиданно плотный могучий бас
Минусы
Такое сочетание инсталляционных и басовых способностей стоит денег
https://carmus.ru/content/61
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)