Плоские (в той или иной мере) сабвуферы выпускают многие солидные (в той или иной мере) производители. Они оказываются в той или иной мере удачными, но никогда – многочисленными. Одна, максимум – две модели, 10 и 12.
У JL Audio это – целое отдельное направление, со своим названием: Thin-Line Woofer. К этому добавлено Technology, потому что не добавить никак нельзя, технология здесь – будь здоров.
Итак: уже давно выпускаются плоские сабвуферы серии TW5. Насколько давно? Довольно-таки. Одна из моделей серии TW5 стала «Автомобильным сабвуфером года» в конкурсе EISA в 2008 году. Позже появилась серия TW3, с несколько иными техническими решениями, позволившими сделать её более доступной, чем топовая и бескомпромиссная TW5. Новейшее пополнение Thin-Line – головки серии TW1.
Так выглядит 10-дюймовая 4-омная модель серии TW1 в привычном для нас ракурсе. Почему шляпу сетку не сняли? А это невозможно и не предусмотрено. «Цельная вещь», берётся и ставится вся целиком. Пытались, но отчаялись и отступили, чтобы не оставить следы преступления. А пытались затем, что было известно: внешний резиновый гофр здесь несколько особенный, утопленный внутрь фланца для уменьшения высоты выступающей над корпусом части.
Формально говоря, наиболее доступные плоские сабвуферы JL Audio являются и наименее плоскими, впрочем – судите сами:
Глубина не фантастическая, хотя и не вполне ассоциируется со словом «плоский», хотя тут надо иметь в виду: в силу отсутствия отверстия вентиляции на торце магнитной системы динамик можно ставить с минимальным расстоянием до задней стенки корпуса. Впрочем, слова «плоский» (пусть и на своём языке) разработчики-изготовители нигде не употребляют. Смысл концепции Thin- Line в ином, сейчас увидите, в чём, а пока признайтесь, что разглядываете не столько размерные стрелки (что на них долго глядеть), сколько довольно причудливое внутреннее устройство. И правильно, главное – именно здесь.
В основание всех плоских (ну хорошо, Thin-Line) сабвфуеров JL Audio положена разработанная и запатентованная ими (даже не один раз, с разными вариациями на одну и ту же тему) конструкция Concentric Tube Suspension – «подвес с концентрическими трубами». Вот картинка для понимания что к чему, из одного из патентов.
Левая часть схемы – это как обычно, как у всех. Диффузор и центрирующая шайба встречаются на верхнем конце звуковой катушки, соответственно, глубина диффузора и высота привода складываются, образуя габаритную глубину динамика. Справа – патентованная конструкция JL Audio. Красным выделена принципиально новая деталь: труба, концентрическая (как и было сказано) звуковой катушке, охватывающая весь узел привода. Центрирующая шайба – на нижнем конце трубы, диффузор – на верхнем. Размеры А и В, в немалой мере определяющие потенциал динамика в смысле хода диффузора, равны, но привод оказывается задвинут внутрь динамика на живительный (а потому выделенный зелёным) размер С. Разница в глубине всей конструкции, при всех прочих равных, видна легко и непринуждённо.
Собственно, в этом и заключается пафос инновации с концентрическими трубами. Просто уменьшить глубину динамика – это «вещь в себе», ну, уменьшили, а какой ценой? А Concentric Tube Suspension позволяет сделать это без малейшего ущерба для хода диффузора.
Вот ключевая деталь конструкции крупным планом. От схемы (на то она и схема) эта практическая реализация отличается конической формой, принципу работы это не помеха, зато выше становится жёсткость, а кроме того, при такой форме колебания диффузора заставляют внешнюю трубу работать как воздушный насос, прогоняя воздух сквозь просторные отверстия по кругу, а от них, естественно – мимо звуковой катушки.
Нижний край внешней трубы скреплён с центрирующей шайбой, а внутрь частично погружён узел привода с обычным, расположенным снаружи от звуковой катушки, магнитом.
Подводящие провода – предмет особой заботы (и патентных заявок) JL Audio. Лючио Прони разработал схему подвода с нормированной и тщательно выдерживаемой при сборке длиной свободной петли проводников, завершающейся демпфирующим узлом заделки в каркас звуковой катушки.
Другой конец подводящей «плетёнки» исчезает внутри аккуратного пластикового корпуса с контактной «лопаточной».
Ой. Чуть не забыл. Здесь нужен и вот этот вид с размерами. Фланец у TW1 сделан со срезами, это и красиво (ну красиво же) и позволяет более рационально использовать площадь передней панели корпуса.
ИЗМЕРЕНИЯ
Американская школа взаимодействия с покупателем несколько отличается от среднеевропейской. Параметры они дают с неохотой, типа – зачем вам это? Вот размеры корпуса – творите по нарисованному. Но если поискать…
Параметр | Заявка | Факт |
Резонансная частота Fs, Гц | 38,09 (41,4) | 44,5 |
Эквивалентный объём Vas, л | 12,15 (10,31) | 9,82 |
Полная добротность Qts | 0,601 (0,649) | 0,573 |
Масса подвижной системы, г | 133 | |
Силовой фактор, Тл м | 15,0 | |
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 82,2 (82,5) | 83,3 |
Рекомендации строги и однозначны. ЗЯ объёмом 10 л нетто (собственный объём головки заботливо приведен, 1,33 л, при выпиливании ящика его надо будет к «нетто» прибавить. ФИ – 18 л с настройкой на 35 Гц. Размеры тоннеля, даже с поправкой на концевые эффекты (зачёт!) приведены: сечение 95 х 50 мм, длина 572 мм. Вот результаты моделирования:
А что, всё правильно. Даже ФИ – не по-заокеанскому убойный, а аккуратный, с пиком давления на 35 Гц. Это вот – если брать заявленные параметры.
Теперь рекомендации по-прежнему их, а параметры – наши. Принципиально ничего не изменилось: чуть упала отдача в ЗЯ (из-за меньшей добротности), чуть заострилась АЧХ в ФИ. Тоже годится.
Теперь попробуем добавить кое-что от себя. По измеренным параметрам идеальным объёмом ЗЯ получается 12 л, тоже не книжный шкаф, зато какая красота. Теоретически в таком же объёме можно попытаться наладить ФИ, но тоннель (прежнего сечения) получается почти вдвое длиннее, около 90 см. Практически (уже не теоретически) сделать такой можно, если изучить конструкцию сабвуферов, изготовляемых на заводе JL Audio (например – по одной из ссылок в конце).
10TW1-4 не ставит рекордов линейности, но ведёт себя очень прилично. КНИ приближается к 5% вблизи 50 Гц и остаётся на этом уровне до 35 Гц, где порог оказывается превышен, здесь же на первый план выходит третья гармоника, которой на более высоких частотах совсем мало.
СЮРПРИЗ-СЮРПРИЗ!
Щедрые (в таких делах) дистрибьюторы JL Audio не поленились и вместе с сабвуферной головкой 10TW1-4 подогнали готовый корпусной сабвуфер на её основе по имени CS110LG-TW1. Вот такой:
При таком лаконизме форм размеры достаточно будет указать в тексте: 385 х 305 х 145 мм.
Подробностей у такого рода изделия немного, точнее – две. Приводим обе:
Отменного качества вышивка на тему гордости за торговую марку на одной из боковых стенок.
«Чашка» с нормальными, добротными винтовыми зажимами, они же – гнёзда под «бананы», если что.
А теперь – главное. Практика – критерий истины. Работа с линейкой и калькулятором привела к следующим результатам: размеры по отдельности иные, нежели рекомендованы в инструкции для самостоятельного изготовления закрытого ящика, но внутренний объём (1,33 л вычли, не волнуйтесь) совпадает почти точно (9,6 л). Резонансная частота головки в таком оформлении по измерениям составила 58 Гц (по описанию 56 – 59 Гц для двух версий головки). Собираем необходимое, подгоняем референсный автомобиль.
Вот так вот получилось, очень, заметим, достойно. Как обычно, при реальных измерениях в салоне мы получаем спад на самых низких частотах больше, чем предписывается чистой теорией, не учитывающей нежёсткость и негерметичность кузова. Но объективно спад очень невелик, как и общая АЧХ, при этом главное – что нет неожиданных всплесков, горбов и провалов.
МЁД & ДЁГОТЬ
«Инновация со стажем» — так можно охарактеризовать эту конструкцию. Concentric Tube Suspension существует уже не один год, очередное воплощение этой схемы оказалось удачным. Очень остроумная конструкция, качественное исполнение, сбалансированные параметры, а ещё – свои рекомендации изготовители «проверяют на себе», предлагая сделанные по ним готовые корпусные сабвуферы. Тут уж ничего не спрячешь. Да и прятать нечего, вы же видели…
Цена вопроса: 21800 руб.
Источник: журнал Автозвук, 07/2016. Николай Нестеров
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)