Первые образцы пришли ко мне на тестирование в ещё "сырых" корпусах, сделанных, как обычно говорят автопроизводители, по "обходной технологии". Поэтому на косяки ручной сборки и покраски можно не обращать внимания – их в серии быть уже не должно. Хотя, конструкции корпусов останутся такими же, без лишнего пафоса. А вот плата и вся начинка уже серийные.
КТО ТАКИЕ?
На самом деле усилители Korkunoff очень напоминают почившие не так давно усилители Celestra, которые имели весьма славную историю, но не слишком красивое её завершение. Собственно, никто и не скрывает, что Master 75.2 и Mastrer 75.4 – это результат "реверс-инжиниринга".
Схемотехнически Celestra заметно отличались от большинства моделей на рынке. Поэтому неудивительно, что за время существования марки сформировался определённый круг её почитателей, и появление клона Celestra – это был лишь вопрос времени. Тем более, что, как утверждает сам автор усилителей, цитирую, "в них были учтены некоторые недостатки Celestra, которые мы попытались устранить". А если учесть, что Korkunofff Audio при этом ещё и дешевле, то усилители определённо заслуживают внимания.
КОНСТРУКЦИЯ
Компоновка двухканальника чисто "челестровская" – все входы, выходы и терминалы питания выведены на узкую сторону корпуса.
Самое интересное, что четырёхканальник отличается только… корпусом. И больше ничем. Под него свою плату разрабатывать не стали, а просто сделали корпус под две двухканальных платы. Правда, и терминалов питания получилось тоже два. Так сказать, полное и бескомпромиссное Dual Stereo.
Фильтров усилители не имеют. Это чистые "оконечники". Из всех регуляторов – только гейны. Полагаю, в данном случае это разумно – усилители подобного класса обычно используются в серьёзных SQ-системах, где фильтрацию берут на себя процессоры.
Охлаждение активное – радиатор находится внутри корпуса. Вентилятор забирает воздух сверху и продувает его, выводя через окна в торце корпуса.
Ну и, конечно же, как было не посмотреть начинку. Двойственные ощущения, которые всегда возникали при виде плат Celestra, сохранились и тут. Непривычная компоновка, небольшой блок питания, много свободного пространства, слишком длинные дорожки там, где этого можно было бы избежать. Джузеппе Руджери знает толк в схемотехнике, но с разводкой платы у него всегда было туже. Питерцы развели плату иначе, но многие характерные особенности остались. Впрочем, Celestra при всём этом неплохо играла, так что поспешных выводов пока делать не буду.
В четырёхканальнике, как и предполагалось, просто используются две двухканальные платы. С одной стороны, непривычно, но с другой стороны, есть ли смысл удорожать усилитель только ради того, чтобы сделать один терминал подключения питания?
ИЗМЕРЕНИЯ
Мы часто говорим о "теплоте" или "прохладности" звучания, о разном "окрасе" и прочих подобных вещах. На самом деле у звучания нет характера, все эти термины придумали мы, чтобы описать ощущения от искажений – гармонических, динамических, ещё фиг знает каких.
Что-то из них можно измерить инструментально, а что-то – только на слух. Почитайте при случае "Записки аудиофила" здесь же, в блоге, там есть кое-какие мысли на этот счёт.
Чтобы иметь представление о нелинейных искажениях, я обычно подаю на вход разные комбинации двух частот и смотрю, насколько усилитель "пачкает" сигнал – добавляет от себя кучу гармоник, кратных самим подаваемым частотам и разнице между ними. Это делают все усилители, не стройте иллюзий. Только все это делают по-разному.
К примеру, если "лишние" гармоники появляются на комбинациях высоких частот, то это часто воспринимается просто как "украшательство" на верхах. А вот если много лишнего там, где лежат основные тона большинства инструментов (а это нижние и средние частоты), то это уже более заметный "окрас" звучания. Хотя, конечно, в любом случае хотелось бы, чтобы лишних гармоник в спектре было как можно меньше.
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц и 200 Гц | Спектр выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц и 1 кГц |
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 500 Гц и 5 кГц | Спектр выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц и 6 кГц |
Но, во-первых, помним про то, что важен не уровень гармонических искажений, а их характер (а здесь паразитные гармоники особо не буйствуют). А во-вторых, усилители без обратных связей обычно "скорострельнее", и за счёт лучшей передачи динамики могут звучать намного лучше, чем усилители с красивым спектром на постоянном сигнале, но "заторможенный" обратными связями на живом динамичном музыкальном сигнале. Но до прослушивания выводов пока делать не буду.
Спектрограммы могут много сказать о характере гармонических искажений, но по ним нельзя судить об их уровне. Это хорошо показывает другое измерение – коэффициента гармонических искажений на разных мощностях выходного сигнала. А заодно на этом графике хорошо видно, на какой мощности усилитель упирается в потолок своих возможностей и начинает ограничивать сигнал:
Интересное дело – на малых уровнях сигнала искажения не растут. Подобное характерно для усилителей, работающих в классе А, но достижимо и менее радикальными методами. Например, судя по тому, что стрелка дубового амперметра блока питания едва сдвигалась при включении усилителя, предположу, что мы имеем дело с увеличенным током покоя, когда усилитель работает в классе А на малых сигналах, а с повышением уровня сигнала переходит в класс АВ.
Номинальную мощность, как всегда, определяю по уровню THD=1%, как предписывает стандарт CEA-2006. Напряжение питания – 14,2 В. Нагружены, как и полагается, все каналы.
- Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 84 Вт
- Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 135 Вт
ЗВУЧАНИЕ
Ну а теперь, собственно, то, ради чего всё затевалось. За отправные точки брались несколько усилителей, имевшихся у меня к тому моменту. Принцип – как можно быстрее переключаться между усилителями на одной и той же композиции, пока свежа слуховая память. Это позволяет выделить особенности именно усилителя, а не остальных компонентов тракта.
Сам тракт получился такой:
- Источник – звуковая плата ESI Juli@, включенная через PCI-бокс с отдельным питанием
- Межблочные кабели – The Chord Indigo Plus
- Акустические кабели – hand made (медь, плетение)
- Акустика – PSB Synchrony One B с hand-made подставками на граните
Общее впечатление
Первое, что обращает на себя внимание в звучании усилителя – скорость. Всё же схемотехника даёт о себе знать. Звуки с резкой атакой передаются открыто и ясно, без напускной мягкости завуалированности. Саксофон яркий и достоверный, хорошо чувствуется характерная "медная" вибрация. Тихие звуки не теряются среди громких, звуковая картинка рисуется целиком. К микродинамике вопросов никаких. Но совсем уж резкие и хлёсткие "отстрелы" усилитель не то чтобы смягчает или сглаживает, но как-то "успокаивает" что ли. Излишней агрессии он не проявляет.
ВЧ
ВЧ звучат не то чтобы совсем ледяно, но всё же немного прохладно. Это заметно и на голосах, и особенно на медных тарелках ударной установки. Хотя при этом "синтетики" или "стеклянности" в звуке не замечено. Медь "рассыпается" в воздухе обилием послезвучий, переборы щёточками не сливаются в шипение. Разница в манере записи каждого трека не угадывается, а слышна явно. Общий характер ВЧ – суховатый.
НЧ
Низкочастотный диапазон воспринимается упруго, плотно и очень собранно, без размазни. Но при этом легковесно, насыщенности и "мяса" в звучании немного. Кто привык к могучему, тяжелому басу, такое может и не понравиться. С другой стороны, это один из немногих слышанных мной усилителей, которые на том же контрабасе не дают гудения, а дают понять, что корпус инструмента сделан не из старой резиновой шины от трактора, а из тонких жёстких листов дерева.
Учитывая такой характер, предположу, что усилитель лучше не грузить тяжёлыми мидбасами, а лучше подобрать к нему лёгкие динамики. Как вариант из недавно протестированного – те же BLAM. Можно попроще (кстати, миды из этого комплекта я так и оставил у себя в машине после тестирования), а можно подороже. Они как раз вписываются в эту концепцию.
Прорисовка пространства
Пространство передаётся масштабно, с обилием "воздуха". Звуковые 3D-образы рисуются на звуковой сцене вполне осязаемо и каких-то претензий не вызывают. По крайней мере, усилителей за эту же цену с похожей фокусировкой образов я навскидку не припомню. И опять же, говоря о пространстве, замечу, что записи, сделанные в больших залах, всё равно воспринимаются так, будто температура в помещении понизилась на несколько градусов. "Прохладная кристальность" в звучании всё же есть.
КОРОЧЕ
Итак, то же самое, но коротко. Лучше всего покажет себя на СЧ и ВЧ или с лёгкими мидбасовыми динамиками. Отлично подходит для качественно записанной музыки, богатой "аудиофильством" – послезвучиями, тихими звуками, "пространством" и прочими приятными для уха вещами. Любит спокойные жанры вроде джаза, блюза и камерной классики. При этом педантичен, подробен до безобразия и сух, без лишней теплоты и мягкости. Рок и громкую резкую музыку передаёт как надо, но без акцентирования эмоций, а со спокойствием старого английского дворецкого. Усилитель балансирует на тонкой грани между педантичностью, подробностью и холодностью звучания. Но при всём этом назвать его жанрово-ориентированным язык всё же никак не поворачивается. Просто нужно учесть его особенности при подборе остальных компонентов.
Плюсы:
Высокая детальность, отличная передача "воздуха"
Активное охлаждение даёт больше свобод при установке
Минусы:
Хоть каплю пафоса во внешний вид можно было бы добавить
4-канальник требует двойного подведения питающих кабелей
https://carmus.ru/content/81
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)