Имя Cerwin-Vega хорошо известно профессионалам, компания существует уже больше 50 лет. Её основал в своё время Джин Червински (Gene Czerwinski) и, как это часто бывает в таких случаях, не просто грёб бабки с продаж, а сам же разрабатывал и делал акустику. Собственно, именно это и сделало его одной из легенд в этой области.
Возможно, именно поэтому в линейке "громкой" акустики Cerwin-Vega Mobile PRO нет такого огромного количества моделей – вот вам три штуки, и на этом всё. Компания не просто каждые полгода заказывает у китайцев новые "оручки" со своими логотипами, а до сих пор сама разрабатывают модели. Кто, как и на каких фабриках потом их копирует – уже другой вопрос.
Конструкция
Начну с СЧ динамиков. Их в серии две модели – CVMP6.5 и CVMP8.0 калибрами 6,5 и 8 дюймов, соответственно.
Динамики построены на солидных литых корзинах и, конечно же, решены в фирменном чёрно-красном сочетании цветов. Основные принципы их построения, на первый взгляд, вполне традиционны – тканевые многоволновые верхние подвесы, лёгкие целлюлозные диффузоры, крупные магниты. Всё это характерно для высокочувствительных динамиков для сценических аудиомониторов.
Но кое-что обращает на себя внимание. Например, полимерное покрытие диффузора с лицевой стороны и утолщения в виде колец. Подобные вещи многие принимают за декор, но на деле это вполне рабочие элементы.
Покрытие играет не только защитную роль, при прочих равных такой диффузор всегда оказывается лучше задемпфированным. Да и целлюлоза, как оказалось, тут тоже с добавками нескольких видов волокон, включая шёлк и хлопок. Ровно этой же цели служат и кольцевые утолщения – они гасят распространение изгибных колебаний от звуковой катушки к краям диффузора и обратно.
Для "громких" систем всё это далеко не лишние меры, на высоких уровнях громкости лёгкий и тонкий диффузор испытывает очень сильные импульсные нагрузки. Его начинает в прямом смысле ломать – по нему "пробегают" волны механических напряжений. И если не принимать подобных мер, то в звуке начинает появляться грязь. В общем, очередной пример того, что инженеры в Cerwin-Vega едят свой хлеб не просто так.
Из других особенностей – довольно крупные "пули" с усечённой вершиной. Помимо всего прочего, они работают ещё и на охлаждение "мотора" динамика. А вот как они проявляют себя в качестве фазовыравнивающего элемента – покажут измерения. В самом моторе, кстати, используется звуковая катушка, намотанная на алюминиевом каркасе алюминиевым же (CCA) проводом.
В конструкции твитеров CVMP 1.0 внешне каких-то сильно оригинальных фишек замечено не было (кроме цвета пули, естественно). Но оказалось, что в него уже встроен защитный конденсатор на случай, если какой-нибудь "умелец" включит его без фильтра. Сразу я это даже и не понял, увидел только на измерениях.
В целом высокочастотники сделаны по уму – магнитная система закрыта пластиковым кожухом (под ним и скрыт конденсатор), нажимные терминалы утоплены в корпус и не торчат. Всё добротно, качественно и поводов для придирок не даёт.
Измерения
Вот тут меня ждал сюрприз. Мало того, что в описаниях приведён подробный список параметров, так ещё и обратите внимание, с какой точностью их подтвердили измерения. Ну разве что 8-дюймовому CVMP8.0 чуть подольше бы размяться. Скажу честно, такой расклад встречается крайне редко. А уж в "громкой" акустике обычно и вовсе всё печально – даже в одной партии разброс бывает такой, что… В общем, приятно, что исключения всё же бывают:
Параметры СЧ динамика CVMP6.5 (факт/заявка)
- Fs (собственная резонансная частота) – 138/134 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 3,4/3,8 л
- Qms (механическая добротность) – 2,62/2,7
- Qes (электрическая добротность) – 0,54/0,55
- Qts (полная добротность) – 0,45/0,4
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 9,7/10,5 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,3/7,68 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5/3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 94,1/95 дБ
Параметры СЧ динамика CVMP8.0 (факт/заявка)
- Fs (собственная резонансная частота) – 84/80 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 13,6/18,1 л
- Qms (механическая добротность) – 2,77/2,01
- Qes (электрическая добротность) – 0,37/0,3
- Qts (полная добротность) – 0,32/0,26
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 21,1/19,7 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 9,8/10,2 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2/3,2 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 95,4/95 дБ
Итак, уже можно сделать первые выводы. Первое и основное – динамики не просто можно, но и нужно ставить в закрытые объёмы. Много пространства не займут, литров по 5 им достаточно – и 6,5-дюймовым, и 8-дюймовым.
Второй важный вывод, что оба динамика – это чистейшие среднечастотники. Рассчитывать на них в качестве мидбасов не нужно. Разве что 8-дюймовый динамик, если сильно постараться, можно срастить с сабвуфером.
Теперь смотрим, что с АЧХ. Как и полагается при такой добротности, по нижнему краю спад отдачи начинается задолго до резонанса. Впрочем, при установке в корпуса перегиб АЧХ в этом месте будет более выраженным. Как бы то ни было, стыковать с мидбасом можно, начиная уже с 300-400 Гц для CVMP6.5 и с 200-300 Гц для CVMP8.0.
Каких-то резких горбов в рабочей области частот не наблюдается, значит, не зря были все эти заморочки с диффузорами. По верху спад ровный, без выбросов на отдельных частотах, так что сигнал сверху можно даже не фильтровать.
С твитером пришлось поэкспериментировать. Встроенный конденсатор можно рассматривать лишь как дополнительную "защиту от дурака", а не как фильтр. Обратите внимание, он начинает работать гораздо ниже, чем это должен делать фильтр. На частотах, близких к резонансу, он ещё не оказывает нужного сопротивления:
Импеданс Cerwin-Vega CVMP1.0
АЧХ при этом получается вот такая:
АЧХ Cerwin-Vega CVMP1.0
Твитеры могут играть достаточно высоко по частоте. Горб в районе 5-9 кГц не так критичен, его легко скомпенсировать. Например, если будет поканальная схема, то ФВЧ в канале твитера можно настроить на 8-9 кГц и выбрать второй порядок (12 дБ/октава). Это опустит горб, и АЧХ будет достаточно ровной, начиная примерно с 5 кГц.
Если же поканального включения не предполагается, можно обойтись и простым конденсатором, включенным последовательно с твитером. Попробовал несколько номиналов, оптимальным оказался 3,3 мкФ:
АЧХ Cerwin-Vega CVMP1.0 с включенным последовательно конденсатором 3,3 мкФ
Коротко
Серия не так проста, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, всё говорит о том, что PRO – это не просто набор разношёрстных динамиков. Это отличный пример того, что все компоненты одной серии должны легко стыковаться между собой и объединяться в одну систему.
Во-вторых, сами динамики здесь – это не просто набор из мотора, диффузора и корзины, это спроектированные с умом излучатели, в которых каждый элемент чётко выполняет определённую функцию. Как результат, даже в простейшем включении система не орёт, не звенит и не надрывается, а действительно громко играет.
Ну а про внешний вид я уж ничего не говорю. Если стоит задача построить систему, которую должно быть далеко слышно, то и выглядеть она должна соответствующим образом.
Плюсы:
Продуманная добротная конструкция
Заявленные параметры совпадают с реальными
Работают в корпусах крайне малого объёма
СЧ динамики и твитеры легко стыкуются между собой
Система громко играет, а не орёт
Яркий внешний вид
Минусы: Минусов не обнаружено
https://carmus.ru/content/92
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)