Все как-то привыкли к тому, что автомобильный сабвуфер имеет корпус из фанеры, МДФ или, на худой конец, из ДСП, что акустическое оформление – это закрытый ящик или фазоинвертор (ну или какой-нибудь ЧВ для маньяков). У этого Kicker всё сделано наперекор таким "привычкам". При этом настолько грамотно, что в итоге получился крайне неординарный продукт с очень интересными возможностями.
Поначалу, как говорится, ничто не предвещало. Саб попал ко мне в невзрачной "черновой" картонной коробке, внутри которой – обычная "магазинная" цветная упаковка. В качестве завязки – несколько фоток в стиле unpacking:
Габариты коробки не слишком большие, но вес для таких размеров оказался неожиданно приличным. Это привлекло внимание, но пока ещё не настолько, чтобы вызвать удивление. Мало ли сейчас компактных, но увесистых сабвуферов. Правда, саб всё равно оказался меньше по размерам, чем я предполагал вначале:
Упаковка, конечно, слоёная как капуста – кроме кучи коробок и пакетов даже сумка. Кстати, уже не первый раз встречаю такую в car audio. Интересно, у них там в Оклахоме сотрудники Kicker с такими в булочную что ли ходят?
Наконец-то из всего этого был извлечён и сам сабвуфер. Вот тут и пришло время удивиться по настоящему. Саб оказался не просто компактным, а совсем малышом. Его размеры всего... 24х23х27 см. Когда я работал в Car&Music, то в таких случаях на языке вертелась фраза вроде "умещается на странице журнала, который вы держите в руках". Сейчас в бумажном виде журнала уже нет, а с монитором вроде как сравнивать некорректно. Так что для примера можно взять обычный лист формата А4 – размеры каждой стороны у Kicker L7 QB8 примерно сопоставимы с ним.
Но это на самом деле не самое интересное. Его корпус выполнен не из фанеры, не из МДФ и уж тем более не из какого-нибудь ДСП, а отфрезерован из... цельного алюминиевого куска. Цельного. Алюминиевого. Куска. Причём, заметьте, это не "подседельник", компактен он лишь по меркам сабвуферов традиционной конструкции. Этим, кстати, объясняется и неожиданный вес.
А что, цельный металлический корпус при всей своей экстравагантности – не просто блажь производителя, а технически обоснованное решение. "Домашники" не дадут соврать, там алюминиевые корпуса у колонок встречаются куда как чаще. Вон, те же PSB Synchrony One B, которые я использую в тестовом тракте, тоже имеют фрезерованные передние и задние стенки из алюминия, хотя это акустика (опять же, по домашним меркам) далеко не из самого дорогого сегмента. Суть применения алюминия – избавление от вибраций стенок корпуса. Здесь они отсутствуют. Полностью. Совсем.
Для крепления всего этого дела в комплекте к сабу идёт довольно толстая стальная пластина с загнутыми краями. Она крепится в машине "на постоянку", например, к полу в багажнике, а уже к ней крепится сам сабвуфер и зажимается винтами. Получилось удачно – и крепление жёсткое, и при случае саб можно быстро снять.
Сам корпус у Kicker L7 QB8 симметричный, диффузоры с обеих сторон. Но на самом деле динамик тут только один. Второй диффузор – это пассивный излучатель. Конструктивно это почти такой же динамик, снаружи и не отличишь, только без магнитной системы.
Принцип работы пассивного излучателя точно такой же как у фазоинвертора, только здесь работает не воздушная масса внутри порта, а, собственно, сам диффузор излучателя. Порт настраивается изменением размеров, а пассивный излучатель – подбором жёсткости подвеса и массы колеблющейся системы. Он занимает гораздо меньше места, чем порт, но при этом излучающая площадь с портом вообще не сравнится. И особо выгодно его использовать в маленьких корпусах, когда настроить обычный порт низко практически невозможно – он становится просто невменяемых размеров. А пассивный излучатель можно настроить вообще на какую угодно частоту.
При всей своей перспективности это акустическое оформление в автомобильных сабвуферах применяется крайне мало. Причина банальна – оно сложнее в реализации, а значит, дороже. Воткнуть в корпус пластмассовую трубку или сделать щель куда как проще. На моей памяти пассивный излучатель использовали разве что старички car audio индустрии – Eathquake, у Boston Acoustics вроде что-то такое было, опять же Kicker, да и то это были единичные модели.
Само собой, не удержался и открыл сетку. Правда, больше чем полюбоваться на характерный кикеровский диффузор у меня не получилось – конструкция оказалась разборной только теоретически. Открыть корпус без вандализма не представилось возможным.
Но зато на сайте Kicker нашёл ролик, в котором подробно "разложена" его начинка. Довольно, кстати, артистично сделанное видео – с сопутствующим антуражем и всеми делами. Kicker может это себе позволить, у них-то техника подкреплена настоящей инженерией, а не зомбо-маркетингом.
Поскольку до самого динамика не докопался, измерения проводил по принципу "куда достал". Фактически, получилось только снять импедансную кривую. Но по ней видно, что пассивный излучатель здесь действительно настроен довольно низко. Вот оно и подтверждение вышесказанному – с обычным портом в таких размерах корпуса это было бы невозможно.
Решил попробовать этот саб в деле и добавить его в свой тестовый тракт, включив через первый подвернувшийся под руку моноблок. Подвернулся RE Audio ZTX 3000.1. При RMS мощности саба в 500 Вт и 2-омном импедансе получилась неплохая пара. В основных каналах, естественно, включил ФВЧ для чистоты эксперимента.
Если честно, я не припомню ни одного готового корпусного сабвуфера в сопоставимых габаритах, который мог бы выдавать такой же полновесный и могучий бас. Понятное дело, что этот саб не для "негров", но плотное и сочное "мясо" он обеспечивает очень уверенно – бас как будто огромным кулачищем в боксёрской перчатке в грудь бьёт. Смотрю на него и думаю – как при таких размерах этот карликовый Валуев вообще это делает? И ведь что интересно, бас действительно имеет характерный кикеровский звуковой почерк. Старожилы car audio, думаю, поймут о чём речь.
Кстати, надумаете себе такой брать, вот небольшой совет – включайте на усилителе сабсоник. У этого саба неплохая перегрузочная способность, но с сабсоником бас получается плотнее и чётче.
В общем, очень интересный саб. Нестандартен практически во всём – акустическое оформление, которое уже давно не доводилось встречать в автомобильных продуктах, цельнометаллический корпус, соотношение веса и размеров… Даже более крупные сабы традиционной конструкции по сравнению с ним курят в сторонке в долгий затяг. Одним словом, Kicker снова порушил все сложившиеся стереотипы. И при этом никакой мистики – только точная наука о воспроизведении нижних частот.
Плюсы
Компактный
Корпус полностью лишён вибраций
Быстросъёмное, но при этом надёжное крепление
Неожиданно могучий, бьющий в грудь бас
Минусы
Такая конструкция, к сожалению, не может стоить дёшево
https://carmus.ru/content/94
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)