Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Детали решают все. Тест 2-канального усилителя E.O.S. AE-920T

    Сама по себе модель AE-920T далеко не новая, и кто-то наверняка подумает, мол, чего это я полез тестировать старый и вроде бы уже изученный усилитель. Причин тому две. Во-первых, в разряд винтажа его пока ещё никто не записывал, усилитель активно продаётся. А во-вторых, и это самое главное, с момента его создания в схему были внесены несколько изменений, которые заметно повлияли на звучание. Так что тест, полагаю, актуален и наверняка будет интересен многим.
    Вообще, двухканальные усилители нынче не так популярны, как, например, четырёхканальники. В основном это либо совсем недорогие модели, которым в большинстве случаев суждено работать мостом на сабвуфер, либо усилители достаточно высокого класса для работы в поканальных системах. Другие варианты (например, работа в полную полосу в системах pure passive) встречаются сегодня реже. Отсюда и появившаяся традиция условно делить двухканальники на пригодные для каналов СЧ/ВЧ или для НЧ. К какому типу принадлежит AE-920T будет понятно при прослушивании. А пока что пару слов о самой конструкции.


    Кто таков?

    Для начала немного предыстории. В 2007 году на свет появился 4-канальник AE-100F и сразу же наделал много шума в автозвуковой среде. В хорошем смысле этого слова. За эти деньги аналогов по качеству звучания ему практически не было. Неудивительно, что именно он стоял во многих чемпионских машинах тех лет. И именно с него Ground Zero в 2012 году сделали свой Reference 4. После модернизации усилитель получил индекс AE-980F, а потом – AE-130.4, хотя это уже немного другая история.
    Одной из фишек этого усилителя было полное разведение пар каналов. Фактически, это были просто два двухканальных усилителя в одном корпусе – каждый на своей плате и со своим блоком питания. Различия между ними касались лишь входных цепей – пара каналов в "левой половине" была оснащена ФВЧ, а в "правой половине" был ФНЧ и инвертор, переворачивающий фазу в одном из каналов, чтобы можно было включать нагрузку мостом.
    К чему вся эта история. Двухканальник E.O.S. AE-920T – это, условно говоря, и есть "левая половинка" того четырёхканальника. Из всех "излишеств" в тракте только ФВЧ, да и тот отключаемый. Регулировка уровня, как и полагается, раздельная для каждого канала.


    Строение усилителя


    При беглом взгляде на плату никаких отличий текущей версии AE-920T от самой первой не обнаруживается. Схема та же самая, даже плата та же. Тем не менее, звучит он по-другому из-за некоторых изменений в элементной базе. Одно из основных отличий, на которых я заострил бы внимание – операционные усилители на входах. В первой версии использовались OPA2604 и AD712. Довольно интересные 2-канальные чипы, которые давно причислены ценителями к рангу "легенд". На плате даже маркировка краской осталась.


    В новой версии они заменены на LME49720. В остальном элементная база практически не изменилась. Да и можно ли предложить что-то интереснее, при этом ещё и уложившись во вменяемую цену? Насколько могу видеть, большинство усилителей подобного уровня от иностранных компаний чуть ли не в разы дороже – тут и логистика, и плата за громкий бренд добавляются.
    Пробегусь коротко по остальным частям усилителя. Полагаю, это понравится даже тем, кто оценивает качество исключительно по логотипам на элементах. Итак, конденсаторы Mundorf M-Cap на входах. В том числе и в фильтре, так что здесь они – не просто придаток, их спокойно могут использовать даже самые ярые сторонники "прямых трактов".


    Часть схемы вынесена на субплату. Это понадобилось не столько для экономии места (в корпусе и так не слишком тесно), сколько для оптимизации трассировки – длины проводников между элементами так получаются предельно короткими. В обратных связях замечены конденсаторы Silmic.


    На выходах трудятся транзисторы Sanken. Думаю, в представлении тоже не нуждаются. Их используют многие серьёзные производители High End. Из того, что вспомнилось навскидку, дорогущие усилители Gryphon.


    Для охлаждения дополнительно установлен вентилятор, продувающий воздух как раз вдоль выходников. Кстати, на деле не особо шумный:


    Питание у этого усилителя организовано с хорошим запасом по мощности и тоже по всем правилам – серьёзных размеров тороидальный трансформатор, ключи (по три в каждом плече) вынесены как можно дальше от выходных транзисторов самого усилителя:

    Во вторичных цепях используются "быстрые" конденсаторы Rubycon с низким ESR (Equivalent Series Resistance, паразитное сопротивление, не позволяющее конденсатору быстро отдавать накопленный заряд). Конденсаторы не слеплены в одну кучу у самого БП, а распределены на плате – как можно ближе к самим выходным транзисторам. Суммарная ёмкость – больше 20 000 мкФ в каждом плече. И это, заметьте, не какой-то лютый моноблок, а двухканальник. В общем, всё как и должно быть в хорошем усилителе.


    Измерения
    На самом деле измерения проводил уже после прослушивания усилителя, чтобы не "портить" увиденными цифрами и графиками впечатления. Впрочем, испортил бы всё равно не сильно, результат получился предсказуемый. Как обычно, подавал на вход разные сочетания частот, чтобы посмотреть, насколько усилитель "пачкает" исходный сигнал паразитными гармониками. Оказалось, не пачкает. Максимум – вторая-третья гармоника. Дальше всё практически идеально чисто. На нижних частотах гармоники вообще появлялись только при загоне усилителя в откровенный перегруз, на рабочих уровнях сигнала их не было видно совсем.

    Спектр выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц + 200 Гц
    Спектр выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц + 1 кГц
    Спектр выходного сигнала при подаче на вход 500 Гц + 5 кГц
    Спектр выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц + 6 кГц
    Спектр выходного сигнала при подаче на вход 10 кГц + 11 кГц

    Коэффициент гармонических искажений тоже крайне низкий – не превышает нескольких тысячных долей процента от самых малых уровней сигнала и вплоть до самого начала ограничения. Причём, это не только на 4 Ом, усилитель очень легко работает и на 2-омную нагрузку.

    Зависимость КГИ от выходной мощности


    • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 119 Вт
    • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 198 Вт


    С фильтром особых вопросов тоже не возникло:


    Звучание

    И снова очередной повод убедиться в том, что усилители обязательно нужно "прогревать", и оценивать звучание можно только после полной стабилизации параметров элементов. В первую очередь, полупроводников и конденсаторов. Если в D-классе, в силу особенностей его работы, разница ещё не настолько выражена, то для АВ-класса она просто разительна. Слушал довольно много разной музыки, но в качестве примера пройдусь только по некоторым самым показательным трекам.

    Передача НЧ

    Про прежнюю версию AE-920T многие говорили, что у него слегка "подсушенная" передача НЧ-диапазона. Здесь я этого, признаюсь, не заметил. Бас довольно насыщенный и плотный, но не "жирный". В этом смысле он очень напоминает ранее протестированный 4-канальник AE-130.4.
    Взять, к примеру, трек Brian Broomberg & Akiro Jimbo – Brombo. Удары плотные и упругие, хотя контрабас поначалу показался немного увеличенным в размерах. Допускаю, что виной тому акустика PSB, которую я использую в своём тракте. У неё довольно своеобразная подача баса (к которой, впрочем, я давно привык и учитываю при прослушивании).
    Но в любом случае, это дало повод погонять усилитель на других треках с контрабасом. Инструмент сам по себе достаточно сложен в записи, и разные треки звучат абсолютно по-разному. Многие усилители классом пониже часто делают звучание одинаковым, AE-920T показал эту разницу очень явно. Эффект "слишком большого" контрабаса появлялся в основном на треках, где микрофон при записи был расположен очень близко к инструменту, и в его спектре уровень НЧ достаточно велик.
    Что интересно, включение ФВЧ даже с настройкой на минимальное значение полностью избавляло от этого эффекта. Бас заметно "собирался", становился чётче и плотнее, но при этом без потери глубины. Впрочем, для акустики с 6,5-дюймовыми НЧ/СЧ динамиками иначе и быть не могло, так что усилитель, полагаю, с басом справляется "на ура".

    Передача СЧ и ВЧ

    В целом, звуковая подача лёгкая и не замутнённая. Но ни разу не легковесная, а довольно насыщенная и тёплая. Я бы сказал, "телесная". В первую очередь, вокал – он очень живой и воспринимается как-то естественно. Хороший пример – трек Laura Fygi – Let There Be Love, найдите при случае. Чувствуется, что Лаура – не юная девочка в ситцевом платье и не прокуренная рокерша. Это нежный, спокойный и уверенный голос состоявшейся джазовой певицы "в самом соку".
    Что касается сбалансированности звучания, то в качестве наглядного примера могу привести трек The David Hazeltine Trio – Clair De Lune. Тут и рояль, и ударная установка с богатым звучанием тарелок, и контрабас. Трек сложен тем, что инструменты записаны очень корректно – вроде бы и не перекрикивают друг друга и не лезут на передний план, но при этом каждый нюанс звучания "зафиксирован" в записи очень подробно. Усилители с низким разрешением его сразу же "мылят", а с высоким разрешением – часто "разделяют" на части, будто слушаешь не единую звуковую картинку, а отдельные звуки. Полагаю, как раз нейтрально-спокойная звуковая подача AE-920T позволила избежать этого эффекта. Мелкие детали передаются легко, но усилитель этим не кичится. В результате вроде бы и все тонкие нюансы звучания инструментов хорошо слышны, и звуковая картинка остаётся цельной, не рассыпается. Наверное, как раз это и можно назвать "музыкальностью".

    Динамика

    Ядрёный рок и метал, как показалось, AE-920T передаёт уж слишком интеллигентно. Но сразу скажу, не из-за нехватки "скорости", просто сама манера записи такой музыки обычно предполагает более острое звучание. Хотя, допускаю, что это уже "вкусовщина". К примеру, тот же Gojira – The Link (вот уж куда трэшовее и ядрёнее) усилитель передал вообще без малейшего намёка на зажатость. С таким размахом и напором, что на вступлении трека реально аж вздрагиваешь и покрываешься муражками от накатывающего вала гитарных фуззов, густо подкрепленных могучим басом.
    Ну и раз уж речь зашла о тяжеляках, то найдите при случае трек Credence – Opeth. При недостатке "скорости" и запаса блока питания сразу же начинается смешивание всех звуков в кашу, вплоть до откровенной какофонической грязи в звуке. Подобные "издевательства" AE-920T даже не замечает, так что с динамикой у него уж точно всё в порядке.
    Кстати, вот вам и наглядно о том, зачем блоку питания нужен такой запас ёмкости во вторичных цепях и, главное, способность быстро отдать энергию в выходные каскады – усилитель не зашивается на СЧ и ВЧ даже при самых серьёзных могучих басовых ударах. Недаром же почти любой твик начинается с замены конденсаторов БП.

    Коротко

    Звучание детальное и лёгкое, но при этом насыщенное, не легковесное. Макродинамика, считаю, просто выдающаяся. Усилитель уверенно рисует объём звуковой сцены, но при этом без гипертрофированного ощущения "пространства". Универсален, явной ориентации на СЧ/ВЧ или на НЧ не обнаружено.

    Плюсы
    В этой ценовой категории практически нет конкурентов по звучанию
    Крайне низкий уровень искажений и их "чистый" спектр
    Серьёзная элементная база
    Блок питания с хорошим запасом


    Минусы
    Разве что отсутствие возможности мостового включения. Но пускать усилитель с таким звуковым потенциалом на сабвуфер – всё равно что ноутбуком гвозди забивать.

    https://carmus.ru/content/95
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    E.O.S. AE-920T
    E.O.S. AE-920T
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa