Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Интегральная революция. Процессор-усилитель MD.Lab AM-60.6DSP

    Появление многоканальных усилителей со встроенным звуковым процессором повлияло на архитектуру автомобильных аудиосистем самым революционным образом. Взамен разнообразия коробок и ящиков с пучками проводов и кабелей – компактное устройство, которое можно установить практически в любом месте, не жертвуя багажником в пользу прекрасного.

    Да, поразить красотой инсталляции с таким подходом уже непросто – но и мода на архитектурные излишества в багажнике постепенно уступает место рациональному подходу. Кстати, в этом случае бюджет выглядит намного скромнее, и надёжность системы выше – меньше компонентов, меньше соединений и разъёмов, имеющих свойство окисляться и терять контакт на кочках.
    Если прибегнуть к философским обобщениям, то интеграция в технике вообще и в электронике в особенности всегда приводила к появлению новых видов изделий. Достоинства очевидны: уменьшение габаритов и энергопотребления, упрощение коммутации и управления. Недостатки при таком подходе зачастую лишь следствие стремления снизить себестоимость и вызванных этим компромиссов. Но при грамотном и взвешенном подходе и эти подводные камни можно обойти.
    Шестиканальный усилитель со встроенным процессором AM-60.6DSP обладает широчайшими коммуникационными способностями. Устройство объединяет шестиканального усилитель с мощностью каждого канала 60 Вт RMS на 4 Ом (80 Вт на 2 Ом) и восьмиканальный цифровой процессор. Он аналогичен уже изученному нами DSP8 и использует то же программное обеспечение, оно идет в комплекте.
    Шесть из восьми каналов процессора работают каждый со своим каналом усиления, два оставшихся подают сигнал на линейные выходы, их назначение определяется выбранной конфигурацией. Помимо традиционного линейного входа и входов высокого уровня усилитель оснащён цифровым оптическим входом, на который можно подавать сигнал с разрешением вплоть до 24бит/96кГц. Кроме этого, усилитель может работать в паре с блоком MD.Lab AM-WF. Он подключается к процессору по принципу pin-to-pin. В жгуте проводов самого процессора для этого имеется отдельный разъем. Модуль имеет свой собственный ЦАП и выдает на процессор аналоговый сигнал.
    В составе процессора 31-полосный эквалайзер, восьмиканальный блок временных задержек от 0 до 15 мс с шагом 0,021 мс, фильтры с крутизной от 6 до 48 дБ/окт. Настройка процессора производится с компьютера по USB, для оперативной регулировки служит проводной пульт управления с пятиметровым кабелем.

    Компоновка усилителя вполне традиционная, габариты 224 (235) x 180x 42 мм. Размер в скобках – длина с монтажными лапками. Силовые клеммы используются только для подключения питания. Из 20 контактов System Connector восемь отданы входам высокого уровня, в видах интеграции в OEM систему. Остальное – питание, включение, подключение блока MD.Lab AM-WF, линейные выходы седьмого и восьмого каналов процессора. Регулятор чувствительности предназначен для аналогового входа AUX. Далее – оптический S/PDIF, «сетевой» RJ45, к которому подключается блок дистанционного управления и мини-USB для настройки с компьютера. Панель выходов – это выходы шести каналов усилителя, и ничего более.


    Блок ДУ. Габариты панели – 39 х 84 мм, тыльной части – 28 х 64 мм, монтажная глубина с учётом кабеля – примерно 25 мм. Главное назначение ручки – регулировка громкости, короткое нажатие – приглушение звука, длинное (более 2 сек) – переход к регулировке уровня сабвуфера (по умолчанию он максимален). Остальное – кнопками. MODE – это выбор пресетов. Пока они не записаны в память устройства, на дисплее ничего не появляется. Всего в памяти процессора можно сохранить до 10 пресетов. INPUT циклически перебирает между CD (это – входы высокого уровня, то есть штатное ГУ, которое уж точно с CD), AUX – линейный вход, SPD – это оптика. А как же Wi-Fi? А очень просто, Переключение в режим приёма аудио по WiFi происходит, как только вы включите воспроизведение на WiFi источнике. Предварительно его, разумеется, надо познакомить с AM-WF по обычной в таких случаях вайфайной процедуре, с паролем.

    Пользователь может сохранять настройки не только в памяти усилителя, но и в ПК. Другими словами, сохраненную настройку можно тиражировать на неограниченное количество усилителей. Эта функция в первую очередь может быть полезна для автомобильных дилерских центров, ведь возможности усилителей этой серии позволяют поднять на новый качественный уровень звучание даже серийно установленных динамиков! Компактные размеры позволяют установить этот усилитель практически в любой автомобиль.
    Немаловажная деталь – возможность «сборки» порезанных на частотные полосы сигналов штатной двухполоски. К сожалению, в инструкции эта процедура детально не расписана, но особых сложностей это вызвать не должно – необходимо только при настройке указать тип задействованного входа высокого уровня: tweeter, midrange или fullrange.
    Процесс установки программы на компьютер детально изложен в инструкции к усилителю (её можно скачать с сайта), после запуска программа выдаёт следующее окно:


    На выбор предлагается три варианта конфигурации системы, отличающиеся распределением «секций» эквалайзера по группам каналов. Настройка фильтров во всех каналов независимая. Галочка Read from device позволяет считать настройки из усилителя, здесь же выбираем – в каких единицах выставлять задержки. С миллисекундами связываться не станем, будем работать в сантиметрах.

    В первом режиме все шесть основных каналов усилителя (A, B, C, D, E и F) работают в широкополосном режиме со всеми возможными настройками с общим для них 31-полосным эквалайзером. Каналы H и G (линейный выход, стерео) отводятся для подключения сабвуферного усилителя, диапазон регулировки эквалайзера сужен до сабвуферных границ. Во втором режиме каналам E и F выделен собственный 11-полосный эквалайзер. Шаг частот регулирования увеличен, но, как мы потом увидим, выбраны они грамотно. И, наконец, в третьем режиме такой же эквалайзер появляется и в канале G. Кроме того, выходы G и H становятся монофоническими, выдают сумму левого и правого каналов. А как этой суммой распорядиться – увидите, для дальнейшей работы выбран именно третий режим.
    В итоге получаем возможность выбора из массы вариантов. Первый режим – это, прежде всего, трёхплосный фронт + сабвуфер. Второй – двухплосный фронт (или 2,5 полосы) и широкополосный тыл (ему – отдельная секция эквалайзера) с сабвуфером. И третий режим – то же самое, плюс центральный канал с выхода G (с внешним усилителем). Основные каналы, кстати, равноценны – поэтому можно назначать их произвольно, дабы избежать «змеиной свадьбы» акустических проводов. Однако нужно помнить, что A,C, E – это «левые», а B, D, F – «правые».
    Нажимаем «ОК» и выходим в основное окно программы.


    Интерфейс, как теперь принято говорить, «интуитивно понятный». Всё уместилось в одном окне, кроме настройки входов высокого уровня – эта вкладка вызываются через меню File – CD Source Setup. Кстати, для корректной работы процессора при подключении по высокому уровню необходимо использовать все четыре канала высокоуровневого подключения.

    Настройки каналов независимые, но можно копировать настройки «левых» в «правые» (кроме задержек). Сделать дополнительные корректировки всегда проще, чем вручную заново вносить все параметры. Кстати, экранные движки регуляторов довольно-таки грубые, окончательные значения лучше вводить вручную в окошке возле регулятора.
    Можно выбрать общее усиление и индивидуальный уровень для каждого канала (с шагом 0,5 дБ), во всех каналах можно включить ФНЧ и ФВЧ вместе или по отдельности, точность установки частоты среза – 1 Гц. Набор значений крутизны фильтров – исчерпывающий (мягко говоря): от 6 до 48 дБ/окт. Добротность, правда, только одна, Баттерворт.
    Временные задержки по всем каналам вводятся в заранее выбранных единицах (мс или см), в ходе сессии поменять это нельзя, раньше надо было думать. В нашем случае задержки выставляются с шагом 1 см вплоть до 5,1 м (кстати, выставляется не расстояние до динамика, а насколько его нужно «отодвинуть» относительно самого дальнего). Так что помимо рулетки при настройке понадобится вспомнить устный счёт или достать калькулятор.
    Все настройки включены постоянно кроме эквалайзера – для него предусмотрен режим Bypass. Добротности эквалайзера – от 0,5 (нереально широкая полоса) до 9 (очень узкая полоса) с шагом 0,1. Стартовое значение – 5,8. У эквалайзера фиксированные частоты, уровень регулируется движками или прямым числовым вводом, добротность – только прямым числовым. В сабвуферных каналах оставлено по 11 полос эквалайзера, до 200 Гц включительно, но на частоты среза фильтров никаких ограничений не накладывается.


    Пример настройки 31-полосного эквалайзера (каналы A-B-C-D). Как говорится, «от души». Фильтры пока выключены.


    А это – центральный канал. Сложение «левого с правым» уже выполнено, остаётся отфильтровать по канонам сигнал «центра» (300 Гц – 7 кГц) и для выделения вокала внести небольшие коррективы в формантные области (630 Гц и 4 кГц). Обратите внимание – оставлены только 11 полос эквалайзера, причём не подряд, а «лишние» 20 выключены (NUL). При выбранной нами конфигурации такой же эквалайзер будет и в каналах E-F.


    В канале сабвуфера эквалайзер не «прорежен», а «урезан». Частоты регулирования те же, что и в 31-полосной секции, но оставлены только 11 низкочастотных.

    ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

    Поскольку все инструментальные тесты проводились с аналогового входа AUX, то для лучшей корреляции субъективных впечатлений с объективными измерениями этот же вход использовался и для прослушивания.
    Первое ощущение – звучание спокойное, легкое и открытое. Цифровой шум на слух не обнаруживался даже при основательной частотной коррекции (эквалайзер – да не покрутить?). Основное прослушивание, однако, велось при всех настройках «в ноль» и отключенных фильтрах.
    Среднечастотный диапазон детальный, с хорошим разрешением. Верхняя середина чуть суховата, высокочастотный диапазон немного упрощён – послезвучия тарелок и треугольника быстро скрадываются. Стереопанорама хорошая, глубина сцены передаётся правдоподобно, хотя задний план немного «замылен». Что поделаешь, лишнее преобразование из аналога в цифру, по оптике должно быть лучше – это отмечали и раньше, в тесте процессора DSP8.
    Динамика хорошая, атака в мидбасовом диапазоне упругая и осязаемая. В области нижнего баса результат чуть хуже, звучание немного расплывается – но этот усилитель и не планировался как сабвуферный. Хотя инструкция и предлагает варианты с подключением сабвуфера непосредственно к усилителю – не верьте, инструкции пишут совсем не те люди, которые делают устройство.

    ИЗМЕРЕНИЯ

    Уровень сигнала на входе AUX регулируется в аналоге, до АЦП – тем самым потенциометром на панели входов. И это правильно, динамический диапазон преобразователя надо использовать полностью. Процедура настройки предельно проста: поворачиваем регулятор, пока не сработает индикатор клипа сооветствующего входа, и потом немного откатываем назад. Регуляторы уровня в окне интерфейса работают уже с оцифрованным сигналом. При нулевой временной задержке сигнал путешествует в мозгах процессора чуть больше 3 миллисекунд. Минимальное значение задержки, которое можно ввести (шаг) – действительно 0,021 мс, или 0,7 см, максимальная величина задержки – 15 мс, или 5,1 м. Должно хватить…

    Каналы 1-6
    Заявка
    Факт
    Максимальная мощность (4/2 Ом при КНИ 1%), Вт - 75/100
    Номинальная мощность (4/2 Ом при КНИ 0,1%), Вт 60/80 65/85
    Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом), % - 0,01/0,012
    Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом), % - 0,012
    Чувствительность (LO/HI) 0,6-5 / 2-15 0,58/5,0 /1,8-15
    В нашу стандартную таблицу добавлена строка «номинальная мощность при уровне искажений 0,1%» – так будет честнее. Хотя, если судить по результатам измерений, производитель указал даже не «среднеквадратичную взвешенную» мощность, а тот порог, за которым начинается лавинообразный рост искажений. Впрочем, смотрите сами:


    В рабочем диапазоне мощностей (0,5-50 Вт) искажения не превышают 0,02% и практически не зависят от сопротивления нагрузки. Вот и объяснение открытого звучания. Прирост мощности при переходе к двухомной нагрузке невелик, порядка 30%.

    Работа процессора полностью соответствует заявкам, рассматривать все возможные случаи не хватит ни времени, ни места – поэтому ограничимся сборными графиками.


    Примеры АЧХ фильтров в усилительных каналах: крутизна от 6 до 48 дБ/окт. При отключенных фильтрах АЧХ имеет небольшой спад на самом верху диапазона – влияние выходного фильтра. С этим, кажется, всё ясно.


    У эквалайзера регулировка в минус больше, чем в плюс, что правильно, диапазон коррекции – от души. Диапазон регулировки добротности – от 0,5 до 9 с шагом 0,1 (что даже излишне), значение по умолчанию – 5,8. На нижней кривой приведён пример совместной работы эквалайзера и кроссовера – самый простой, всего две коррекции у границ диапазона.

    МЁД & ДЁГОТЬ

    Аппарат за свои деньги более чем удачный. Любой другой вариант окажется заметно дороже. Плюсы очевидны: компактное решение «всё в одном», дополнительные каналы процессора для сабвуфера и центра, весьма широкие возможности настройки, низкие искажения, достаточная для большинства применений мощность. Отметим также и возможность «сборки» сигнала штатных аудиосистем с высокоуровневых входов (но без частотной и временной коррекции, если понадобится – это придётся править уже на выходе).
    Минусов немного, но при таком ценнике они простительны. Фильтры только одного типа (поклонники Линквитца-Райли проходят мимо), зато самого употребительного. Жаль, что помимо традиционных «колоколообразных» кривых коррекции, нельзя организовать «полочные» с регулируемой крутизной и добротностью – при широкополосной коррекции это было бы предпочтительнее «вытаскивания» нескольких соседних полосовых регуляторов. Но я, кажется, уже «желаю странного».

    Цена вопроса: 29 990 руб.

    Источник: журнал Автозвук, 05/2017. Николай Нестеров
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    MD.Lab AM-60.6DSP
    MD.Lab AM-60.6DSP
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa