Самое приятное, что ESX XE6440-DSP не только в размерах интереснее, но и в цене – на момент теста его розничная цена составляет 27900 рублей. Если пересчитать на стоимость одного канала усиления и цифровой обработки, то это, пожалуй, на сегодняшний день одно из самых доступных предложений на рынке.
Конструкция
Компоновка корпуса односторонняя, что при ориентире на максимальную компактность инсталляции – ещё один большой и жирный плюс. И, кстати, о размерах самого усилителя. Думаю, по этому фото всё понятно и без цифр:
В отличие от своего 6-канального коллеги ESX QE80.6DSP из серии Quantum, здесь все разъёмы расположены в один ряд, и ничто не перекрывается. Разве что переключатель системы автоматического включения по наличию сигнала расположен под основным разъёмом. Но он выставляется один раз и оперативного доступа не требует.
Входов здесь три – высокоуровневый (Main), дополнительный аналоговый линейный (AUX) и оптический Toslink.
Насчёт подключений – разговор особый. В комплекте идёт большой "хвост", который позволяет подключаться прямо в разрыв ISO-разъёмов головного устройства. Проще и быстрее уж некуда – так усилитель сразу же получит питание и окажется подключенным по высокоуровневым входам. В питающих проводах сделаны дополнительные разъёмные соединения, чтобы была возможность запитать усилитель отдельно. Это правильно.
Четыре канала из шести "отправляют" сигнал в ISO-разъём. Это каналы A/B и C/D. Для них заявлена мощность по 40 и 60 Вт на каждый канал на 4 и 2 Ом, соответственно.
Пятый и шестой каналы E/F выведены в отдельный разъём, и для него тоже в комплекте идёт свой "хвост". Они мощнее, чем первые четыре – уже по 70 и 100 Вт на 4 и 2 Ом.
Каналы G/H (седьмой и восьмой) выводятся в линейном виде – к ним можно подключить отдельный усилитель. В одном разъёме с ними реализован и аналоговый AUX-вход.
По умолчанию седьмой и восьмой каналы назначены сабвуферными – предполагается, что отдельным усилителем будет отдельный моноблок. Впрочем, из программы можно назначить сабвуферными и собственные каналы E/F. В зависимости от этого регулировка уровня саба с проводного пульта будет управлять уровнем либо в каналах E/F, либо в G/H.
Сам пульт здесь точно такой же, как у ESX QE80.6DSP. На него возложены регулировки общей громкости и уровня сабвуфера, выбор источников и переключение настроечных пресетов (всего в памяти можно сохранить до 10 вариантов настройки).
Собственно, по этой причине и программное обеспечение здесь используется то же самое – X-Control. В комплекте с усилителем идёт диск, но на него его можно благополучно забить. Потому что на сегодняшний день ESX выпустило усовершенствованную версию ПО, которое называется X-Control 2.
Новый софт доступен (разумеется, бесплатно) на официальном сайте ESX. Отличия у второй версии существенные, так что стоит потратить несколько минут, чтобы её скачать. Главное – не забыть запустить файл MCU_Upgrade, чтобы программное обеспечение в самом процессоре тоже обновилось.
Останавливаться детально на работе софта не буду, отмечу лишь, что у ESX XE6440-DSP возможности настроек ровно такие же, как и у усилителя постарше – ESX QE80.6DSP, все его настроечные фичи я уже детально разбирал.
Внутри усилитель, как и его старший собрат, скомпонован достаточно плотно, в два "этажа". Как и в прошлый раз, чтобы добраться до нижней платы, пришлось бы раскрутить 100500 винтов, так что делать этого не стал – усилитель нужно было вернуть без следов "хирургии".
Трансформатор блока питания смотрится совсем нехило для столь компактного корпуса. Неудивительно, усилитель хоть и работает в эффективном D-классе, но шесть каналов тоже нужно чем-то "кормить".
Кстати, сам блок питания здесь заслуживает особого внимания – он "держит" кратковременные просадки питания аж до 8 Вольт. Хотя бы за одно только это к ESX XE6440-DSP стоит присмотреться владельцам машин с системой Start-Stop. Эта информация даже вынесена отдельно на коробку.
Процессорная часть абсолютно аналогична усилителю из серии Quantum. Это тот же хорошо проверенный 32-битный 8-канальный Cirrus Logic – "рабочая лошадка" многих усилителей среднего класса.
За аналого-цифровое преобразование отвечает чип Cirris Logic – CS5368. Для преобразования цифры в аналог используется собственный ЦАП самого процессора.
До усилительной части D-класса не добрался, но парочка выходных дросселей Sagami видна и без полной разборки – они стоят на выходах мощных каналов E/F. Точно такие же стоят и в ESX QE80.6DSP. В первых четырёх каналах используются дроссели поменьше.
Измерения
По измерениям характера искажений ESX XE6440-DSP выглядит практически точно так же, как и ESX QE80.6DSP. Если сравнивать совсем уж в лоб, то можно заметить, что уровень шумов здесь немного выше. Хотя, эту разницу только прибор и заметит – в среднем фоновый шум в выходном сигнале "плещется" где-то на уровне -100 дБВ и ниже, что очень даже неплохо. Спектры для каналов A/B/C/D и каналов E/F близки по своему характеру.
Спектр выходного сигнала в каналах A/B/C/D при подаче на вход 1 кГц | Спектр выходного сигнала в каналах A/B/C/D при подаче на вход 80 Гц + 90 Гц |
Спектр выходного сигнала в каналах A/B/C/D при подаче на вход 5 кГц + 6 кГц | Спектр выходного сигнала в каналах A/B/C/D при подаче на вход 10 кГц + 11 кГц |
…и посмотрел, что получилось на выходе. В общем-то, всё ровно так же, как нарисовала программа. Красная линия – это АЧХ при "нулевых" настройках эквалайзера:
Для каналов A/B/C/D описание обещает RMS мощность по 40 Вт на каждый из каналов при подключении 4-омной нагрузки. При подключении 2-омной потенциал обещает вырасти до 60 Вт. То, что заявка подтвердится, я особо и не сомневался – по факту вышло 42 и 64 Вт на 4 и 2 Ом, соответственно.
Зависимость КГИ от выходной мощности на 4 Ом (зелёная) и на 2 Ом (синяя) для каналов A/B/C/D
Для каналов E/F обещано 70 и 100 Вт на 4 и 2 Ом, соответственно. На деле – 79 и 106 Вт. Тут заявка тоже перекрывается с небольшим запасом.
Зависимость КГИ от выходной мощности на 4 Ом (зелёная) и на 2 Ом (синяя) для каналов E/F
Что важно, на 2-омную нагрузку усилитель работает так же легко, как и на 4-омную – искажения практически не возрастают. Это означает, что к усилителю можно подключать практически любую акустику не опасаясь, что он будет работать в неоптимальном режиме.
Звучание
Прослушивание проводил при подключении по оптике. Основной аналоговый вход оставим для подключения к простым штатным системам, а AUX-вход – для подключения каких-нибудь портативных плееров или второстепенных источников. Для получения максимального качества в любом случае нужно использовать "цифру".
Должен отметить, что XE6440-DSP звучит на удивление близко к протестированному не так давно ESX QE80.6DSP. Всё тот же нейтральный характер, без излишней жёсткости или акцентирования чего-либо в звучании.
Рельеф баса немного сглажен, но контроль динамиков достаточный, никакого гудения не наблюдается. На верхах есть небольшое упрощение, но без откровенного "замыливания". Звучание в целом слегка "подсушено", но, что важно, типичной "цифровой" грубости в нём нет. Тот случай, когда всё ровно, нейтрально, и зацепиться за что-нибудь характерное с первых минут просто не получается.
Опять же, подобные вещи всегда нужно рассматривать с учётом цены. А тут если посчитать цену одного канала, то получится, что усилитель в любом случае её явно переигрывает.
Выводы
За свои деньги усилитель, считаю, очень достойный. По сути, это "уменьшенная копия" протестированного немногим раньше ESX QE80.6DSP. Это касается и размеров, и цены, и, частично, выходной мощности. Но не процессорной части.
Насчёт мощности, кстати, разговор особый. Поскольку усилитель явно ориентирован на системы с "поканалкой", схема 4 х 40 Вт плюс 2 х 70 Вт выглядит вполне рациональной. Лично мне немного странно видеть, когда на среднечастотники или твитеры ставятся дурные усилители, выдающие по сотне Ватт в канал.
Что же касается мидбасов, то тут тоже всё разумно. Во-первых, большинству акустических систем честных 70 Вт на канал вполне достаточно. Если вам этого кажется мало, то ESX XE6440-DSP спокойно работает на 2-омную нагрузку, легко разгоняясь выше сотни Ватт. Из протестированного и запомнившегося с ним сработаются, например, 2-омные BLAM Relax 165 RS или Focal K2 Power ES 165 KX2.
Единственное, если решите использовать эти два канала на сабвуфер, то саб придётся подбирать слишком тщательно – с высокой чувствительностью и лёгкой подвижкой. А лучше этим совсем не заморачиваться и дополнить систему отдельным моноблоком – каналы G и H выведены как раз для этого.
Плюсы
Компактный корпус, удобная компоновка
Быстрое подключение через ISO-разъёмы
Невысокая "удельная цена" каждого канала усилителя и DSP
При такой цене звучит очень даже прилично
Легко работает на нагрузку 2 Ом
Держит просадки питания, идеально для автомобилей с системой Start-Stop
Минусы
Для своей цены минусы практически отсутствуют
https://carmus.ru/content/194
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)