Первое, что обратило на себя внимание – недвусмысленная надпись Made in Germany. Так что вариант с апгрейдом штатных систем именно в Volkswagen, похоже, вспомнился не просто так – кому ещё, как не немцам, делать акустику в таком формате.
Впрочем, я бы не ограничивал применение POW200.2 только этими машинами. Комплект-то получился интересным, так что его можно рассматривать и для custom-инсталляций наравне с традиционными 6,5-дюймовыми решениями.
Тут нужно сразу сказать, что Eton POW200.2 разрабатывался именно для классической "дверной" установки. 8-дюймовые динамики работают в достаточно широкой полосе, без особых проблем дотягивая по частоте до твитеров. Так что примерять их под сиденья в BMW даже и не думайте, для этого есть другие, более подходящие варианты.
Внешне диффузоры POW200.2 напоминают хорошо известные фанатам Eton диффузоры Hexacone. Характерный "сотовый" рисунок – это тиснение. Сами же диффузоры выполнены из целлюлозы и покрыты с лицевой стороны демпфирующим составом – слегка "резинистым" на ощупь.
Центральный колпачок сделан из мягкого материала. Судя по всему, одна из задач, которые он решает – коррекция на верхнем краю рабочего диапазона динамика, чтобы обеспечить ровный собственный спад АЧХ.
С обратной стороны диффузоры имеют более привычную "целлюлозную" фактуру.
Важно, что монтажная глубина НЧ/СЧ динамика совсем небольшая – 68 мм. Это всего на 2 мм больше, чем у 6,5-дюймовых POW160.2.
Магнитные системы по внешним габаритам идентичны моторам 6,5-дюймовых Eton POW160.2. Намотка звуковой катушки, навскидку, миллиметра на 3-4 выходит из зазора – её видно в окнах под центрирующей шайбой. Это обещает приличный линейный ход.
Твитеры в POW200.2 используются ровно те же самые, что и в 6,5-дюймовой модели. Диаметр шёлкового излучающего купола – 25 мм. Признаться, в паре с 8-дюймовым мидбасом я ожидал увидеть, как минимум, 28-миллиметровые. Насколько это решение здесь уместно, покажут измерения и прослушивание.
В комплекте, разумеется, куча всякой монтажной мелочёвки для врезного и поверхностного монтажа.
Кроссоверов в привычном понимании тут нет. Да они в этом комплекте и не нужны – мидбас имеет прекрасный спад на верхнем краю своего рабочего диапазона, а для твитеров какой-то особой коррекции всё равно не требуется. На измерениях всё сами увидите. В итоге – пара элементов в термоусадке прямо в разрыв провода на высокочастотник. Предусмотрено два варианта подключения – обычное "0 дБ" и с аттенюацией ВЧ "-3 дБ".
Как по мне, отсутствие привычного кроссовера имеет сразу несколько достоинств. Во-первых, мидбасовый динамик подключается к усилителю напрямую. А в системах с не очень мощными усилителями (в том числе штатными) лишние потери ни к чему.
Во-вторых, нет кроссовера – нет проблем с поиском для него места. В-третьих, можно легко организовать поканалку даже с простейшими ГУ и усилителями. И, наконец, в-четвёртых, минимальный кроссовер – это ещё и минимальные фазовые искажения, о чём многие почему-то забывают.
Измерения
Обратите внимание, формально акустика является 3-омной. Это позволяет немного форсировать усилитель, но ещё не настолько, чтобы создать для него тяжёлые условия. Иными словами, акустика при прочих равных позволяет получить чуть больше громкости. Это, кстати, и по цифрам видно, 88,7 дБ – очень неплохо для опорной чувствительности.
Зависимость импеданса от частоты для Eton POW200.2
Красная – мидбасовый динамик
Синяя – твитер
Зелёная – акустическая система в сборе
Красная – мидбасовый динамик
Синяя – твитер
Зелёная – акустическая система в сборе
Измеренные параметры Eton POW200.2:
- Fs (собственная резонансная частота) – 61 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 20,2 л
- Qms (механическая добротность) – 7,97
- Qes (электрическая добротность) – 1,02
- Qts (полная добротность) – 0,85
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 19 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,3 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,7 дБ
Добротность несколько выше классического баттервортовского значения 0,7, так что можно предположить, что раннего спада отдачи на басе не будет. Впрочем, зачем предполагать, когда можно взять и измерить АЧХ.
А АЧХ, между прочим, получилась образцовая – ровная, без резких всплесков, просто загляденье. С басовитостью тут всё в порядке – если не требовать от динамиков запредельной громкости, то эффективная работа начинается уже с 50-60 Гц.
АЧХ НЧ/СЧ динамиков Eton POW200.2, включенных в полную полосу
Красная – по оси
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов
Красная – по оси
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов
Твитеры – шёлковая классика, лучше всего покажут себя при направлении в салон или с совсем уж лёгким разворотом. Сильно разворачивать их не нужно – заметно теряют в отдаче на самом верху. Для тех, кто будет делать поканалку, пригодится АЧХ при их включении в полную полосу:
АЧХ твитеров Eton POW200.2, включенных в полную полосу
Красная – по оси
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов
Красная – по оси
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов
Резать твитеры лучше не ниже 5-6 кГц иначе велик риск получить повышенные искажения. Кстати, характер гармонических искажений довольно интересный – с явным преобладанием второй гармоники. Подумываю о том, чтобы включить такие графики в свои отчёты на постоянной основе.
АЧХ и КГИ твитеров Eton POW200.2, включенных в полную полосу
Красная – АЧХ по оси твитера
Оранжевая – вторая гармоника
Голубая – третья гармоника
Красная – АЧХ по оси твитера
Оранжевая – вторая гармоника
Голубая – третья гармоника
В принципе, родной кроссовер режет твитер в точном соответствии с возможностями высокочастотника.
АЧХ твитеров Eton POW200.2, включенных через фильтр к клеммам 0 дБ
Красная – по оси
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов
Красная – по оси
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов
Звучание
Как и следовало ожидать от акустики с 8-дюймовыми НЧ/СЧ динамиками, звучание оказалось достаточно басовитым. При этом бас не жёсткий, не сухой, без излишнего акцентирования панча. Я бы сказал, что он спокойный и уверенный. Такое сочное звучание без показушного стремления что-то приукрасить или выделить.
Серединка очень ровная, без выпячивания отдельных инструментов, звучание мягкое и в какой-то мере даже тёплое. Комфортная звуковая подача, жанрово нейтральная, чуть больше тяготеющая к спокойной "живой" музыке и ритмичной электронике.
С твитерами при установке придётся повозиться. Тут дело даже не в них самих, а в их согласовании с мидбасами. Прежде чем крепить их, желательно подобрать места установки и оптимальные направления. А ещё, что важно, попробовать подключение с прямой и обратной полярностями.
Например, подключив твитеры согласно описанию, поначалу я никак не мог отделаться от ощущения, что они звучат "сами по себе". Начал экспериментировать и довольно быстро пришёл к выводу, что во многих случаях (в зависимости от углов разворота, отражений) хорошо согласовать их с мидбасами получится, только если поменять полярность. Поэтому нужно обязательно пробовать оба варианта.
Выводы
В целом, Eton POW200.2 – отличный выбор для любителей спокойной музыки, ценящих комфортное звучание и ровный тональный баланс. Если относиться к нижним частотам без лишнего фанатизма и не пытаться расшатать басами машину, то способностей акустики вполне хватит, чтобы сэкономить на сабвуфере.
Пониженный до 3 Ом импеданс способен немного форсировать усилитель, не став для него тяжёлой нагрузкой. К тому же это делает акустику хорошим выбором при апгрейде штатных систем малыми силами – можно тоже взять на заметку.
И отнеситесь повнимательнее к твитерам – от мест их установки, углов разворота и, что не менее важно, полярности подключения будет напрямую зависеть то, как они состыкуются с мидбасовыми динамиками. Одним словом, акустика для тех, кто знает толк.
Плюсы
Комфортный тональный баланс
Серьёзные басовые способности
Минимальный кроссовер, НЧ/СЧ динамик не требует фильтра
Возможность биампингового подключения
Небольшая установочная глубина 8-дюймовых НЧ/СЧ динамиков
Made in Germany
Минусы
На агрессивной музыке акустика может показаться слишком спокойной
Источник: https://carmus.ru/content/203
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)