Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • А младший-то с характером. Тест 4-канального усилителя Helix D Four

    Сделать усилитель в умеренном бюджете и при этом не скатиться к ширпотребу – задача сложная. В большинстве случаев она посильна только компаниям, которые ведут собственные разработки, а не просто продают готовые ОЕМ-продукты под своими логотипами. В Audiotec Fischer по этой части, мягко говоря, опыт имеется, и не малый. Многие решения, которые сейчас воспринимаются как само собой разумеющееся, в своё время были придуманы именно братьями Фишерами. Так что даже один из младших усилителей у них получился с собственным узнаваемым характером.

    Конструкция

    Интересно, что в последнее время Audiotec Fischer стараются младшие модели делать в общем фирменном стиле. Взять хотя бы протестированный недавно Helix G Four или сегодняшний Helix D Four, который ещё немного дешевле (на момент теста он стоит около 11000 рублей). Оба они внешне перекликаются с топовыми усилителями компании. Скажем, с теми же Brax. Строгий массивный корпус со шлифованными поверхностями – всё по делу и без особых излишеств.


    В каком-то смысле это даже приятно. Покупая младшую модель, получаешь возможность сделать такую же опрятную и стильную инсталляцию, как с более дорогими усилителями. Да и по содержанию D Four оказался тоже не безликим, а с индивидуальной изюминкой. Однако, обо всём по порядку.
    Компоновка усилителя традиционная, тут никаких неожиданностей. Линейная часть с регулировками – с одной стороны, терминалы "силы" и "акустики" – с другой.


    По части фильтров каналы неравнозначны. В каналах А/В можно включить только ФВЧ. Правда, настроить его можно аж до 4 кГц, что недвусмысленно намекает на возможность поканалки.
    В каналах C/D можно включить либо такой же ФВЧ, либо вместе с ФНЧ, образовав полосовой фильтр. Верхний предел настройки ФНЧ – до тех же 4 кГц.


    Единственное, что насторожило – широкие диапазоны настройки частоты для всех фильтров охватываются в один оборот потенциометра, без деления на диапазоны. А это значит, что точная настройка частоты может оказаться непростой задачей. На измерениях обращу на это особое внимание.
    Из полезных особенностей – возможность при необходимости подключать усилитель всего по одной паре входов и наличие входов высокого уровня. Последние выполнены в разъёмах, что, на мой взгляд, довольно удобно. Не придётся заводить провода, пытаясь подлезть к терминалам уже установленного усилителя.


    Но гораздо важнее, что усилитель можно использовать в штатных аудиосистемах с самодиагностикой, которые начинают паниковать при отключении динамиков. Система ADEP (Advanced Diagnostics Error Protection) позволяет имитировать нагрузку для штатного усилителя. И да, система автоматического включения без подключения провода Remote, если что, тут тоже имеется.
    Внутри усилитель построен классически – на "полноразмерных" компонентах, без SMD и особых технологических изысков. Всё просто и надёжно.

    Выходные каскады построены на комплементарной паре 2SB817 и 2SD1047. В общем-то, тоже классика.

    По итогам вскрытия Helix D Four – добротный усилитель правильного начального уровня. Впрочем, как всегда, всё дело бывает в мелочах, которые не видны глазу. А посему – к измерениям и прослушиванию.

    Измерения

    Для начала – фильтры. Поскольку диапазоны регулировки достаточно большие, снял АЧХ не только в крайних положениях, но и в промежуточных. Параметры не идеальные, заметно плавают при регулировке. Но совсем бесполезными фильтры не становятся, пользоваться можно, а результаты измерений есть смысл просто принять как руководство к настройке.
    Сначала – работа ФВЧ, эти фильтры одинаковы для каналов А/В и C/D:

    АЧХ ФВЧ в каналах A/B и C/D при разных положениях регулятора


    • Регулятор на минимум – 15 Гц
    • Регулятор на 10 часов – 24 Гц
    • Регулятор на 12 часов – 120 Гц
    • Регулятор на 14 часов – 380 Гц
    • Регулятор на максимум – 3,9 кГц

    Теперь ставлю ФВЧ в каналах C/D на минимум и снимаю АЧХ при разных положениях регулятора ФНЧ:

    АЧХ ФНЧ в каналах C/D при разных положениях регулятора


    • Регулятор на минимум – 60 Hz
    • Регулятор на 10 часов – 100 Гц
    • Регулятор на 12 часов – 270 Гц
    • Регулятор на 14 часов – 690 Гц
    • Регулятор на максимум – 4,0 кГц


    Кстати, если усилитель будет использоваться в системе "фронт + саб", то ФВЧ в этом случае будет использоваться как сабсоник, отсекающий неинформативный инфраниз и не дающий сабвуферному динамику уйти в разнос. Очень полезная фишка, особенно если сабвуфер имеет фазоинверторное оформление.
    С регулятором Bass Boost всё чётко и в соответствии с обещаниями – подъём на 12 дБ с центром на 45 Гц.
    АЧХ системы Bass Boost

    Теперь к характеру искажений. Усилитель работает с малыми токами покоя, поэтому КПД у него очень хороший, греется мало, но всё это ценой повышения искажений на малых уровнях сигнала и характерной "расчёски" в спектре. На самом деле никакого криминала, всё это как и у любого аналогичного усилителя класса АВ.

    Спектр выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц
    Спектр выходного сигнала при подаче на вход 80 Гц + 90 Гц
    Спектр выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц + 6 кГц
    Спектр выходного сигнала при подаче на вход 10 кГц + 11 кГц
    Чтобы оценить искажения количественно, снял зависимость КГИ от выходной мощности. Заметьте, если величину искажений определять формально, т. е. на мощности 0,1 от максимальной (эту методику как раз любят многие производители) то КГИ не превышает 0,02%, что в точности совпадает с описанием.
    Зависимость КГИ от выходной мощности при работе на 4 Ом (зелёный график) и 2 Ом (синий график)

    На самом деле для усилителя в этой ценовой категории искажения невысоки. Большинство усилителей аналогичной стоимости обычно имеют КГИ выше. Я имею ввиду не цифры из маркетинговых описаний, а реальное положение дел.
    К тому же усилитель хорошо работает не только на 4 Ом, но и на 2 Ом. Искажения в рабочем диапазоне мощностей при переходе на низкоомную нагрузку повышаются едва-едва. Правда, и прибавка в максимальной неискажённой мощности небольшая, всего процентов на 50.
    Что же касается силового запаса вообще, то заявка обещает 65 и 90 Вт на 4 и 2 Ом, соответственно. На деле, если отталкиваться от стандарта СЕА-2006, получилось даже больше.


    • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 82 Вт
    • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 124 Вт


    Звучание

    Наверное, было бы неправильно предъявлять к усилителю в этой цене какие-то жёсткие аудиофильские требования. Ну не будет никто в такой системе слушать, как кто-то там дунул соплю во флейту, как прошелестел фрак скрипача или как дирижёр шаркнул каблуком на переходе к форте-фортиссимо. Так что лучше постараюсь описать характер звучания Helix D Four в целом.
    С одной стороны, усилитель действительно не склонен к аудиофильским тонкостям и избавляет слух от излишних подробностей. Но при этом его звучание совсем не тяжёлое и не мыльное, ни разу не зажатое, поэтому слушается легко, и от него не устаёшь. Он просто как будто рисует картину широкими мазками. Причём, рисует насыщенно, интересно и как-то открыто что ли. И самое главное – динамично, так что любители жёсткого рока тоже могут к нему присмотреться.
    Бас основательный, массивный, но при этом не "заплывший жиром" и не размазанный. Звучание на нижних частотах плотное и собранное. С энергетикой у усилителя всё в порядке.
    Одним словом, характер у усилителя есть, и я бы назвал его по-немецки педантичным. Кстати, уже не первый раз вспоминается этот эпитет применительно к Helix. Тенденция, однако.

    Выводы

    Helix D Four хоть и позиционируется как один из младших усилителей в семействе Audiotec Fischer, имеет все "фамильные черты" марки. И речь совсем не о внешнем виде (хотя, с этим тут всё тоже в тему).
    Усилитель имеет чёткое, честное и педантичное звучание, характерное для последнего поколения техники Helix, и уже одним только этим заслуживает к себе особого внимания.

    Плюсы
    Добротное исполнение по принципу "просто и надёжно"
    Очень даже приличное звучание для своей цены
    Возможность подключать к штатным системам с самодиагностикой
    Возможность работы от одной пары входов
    Фильтры позволяют организовать поканальное подключение акустики


    Минусы
    Совсем не идеальные параметры фильтров

    https://carmus.ru/content/224
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Helix D FOUR
    Helix D FOUR
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa