Конструкция
Усилители имеют "итальянскую" компоновку, когда все разъёмы и терминалы расположены с одной стороны. К слову, сам Audio System, имея глубоко итальянские корни, сам же в своё время отчасти и поспособствовал появлению этого термина.
Сам профиль корпусов уже знаком по предыдущим поколениям этих усилителей, но, надо признать, всё равно необычен – с одной из сторон в виде "клина".
Радиатор охлаждения большей частью находится внутри корпуса и прикрыт снаружи сеткой. Вентиляторы для принудительного охлаждения включаются лишь по необходимости – при достижении заданной температуры.
Из индексов моделей понятно, что M-90.4 и R-110.4 различаются мощностью, и это подтверждается в том числе и суммарным номиналом предохранителей.
А вот фильтровые части у обоих усилителей одинаковы, и более того, достойны особого внимания.
Во-первых, усилители можно использовать в поканальных системах. Каналы 1/2 в этом случае пойдут на твитеры, а каналы 3/4 – на НЧ/СЧ динамики. При этом можно включить одновременно ФВЧ и ФНЧ, получив полосовой фильтр.
Во-вторых, здесь есть очень интересная система FSA – Front Stage Ajust, она представляет собой фазовращатель в первом канале. Его назначение, по сути, точно такое же, как и у "процессорной" задержки, только здесь всё решено в аутентичном аналоговом виде. Между прочим, весьма мощное средство настройки для беспроцессорной системы, к его работе я ещё вернусь.
Из дополнительных плюсов – возможность работы усилителей от одной пары входов и подключения не только по линейному, но и по высокому уровню. Во втором случае используются те же RCA-разъёмы, только переключатель Hi/Low ставится в соответствующее положение.
С внешней стороной усилителей пока закончим, посмотрим начинку. К сборке претензий не возникло, качество монтажа элементов на плате достаточно высокое. Наряду с обычными компонентами вовсю используются SMD.
Как и полагается, более мощный Audio System R-110.4 имеет и более серьёзный блок питания с повышенным напряжением во вторичке. Хотя, компоновка и сами схемные решения у обоих усилителей в этой части схожие.
Впрочем, в звуковой части усилители тоже имеют минимальные отличия. По сути, они построены по одной и той же схеме, лишь слегка скорректированной в соответствии с разным питанием и, соответственно, разной выходной мощностью.
А вот входные линейные части так и вовсе одинаковые, в обоих усилителях используется одна и та же плата фильтров.
Откровенно говоря, на этапе "внешнего" изучения я так и не понял, почему производитель решил развести эти усилители по разным сериям. Конструктивно это действительно одна и та же модель, лишь с небольшими вариациями.
Впрочем, объяснение тому всё же нашлось, когда я подключил усилители для прослушивания. Минимальные различия в схемах иногда оборачиваются существенными различиями в звуке. Но до этого ещё доберусь, а пока же – традиционные измерения.
Измерения
Поскольку фильтровые части обоих усилителей абсолютно одинаковы, все графики относятся в равной степени и к Audio System M-90.4, и к Audio System R-110.4.
Каналы 1/2 имеют не очень широкий диапазон настройки ФНЧ, но зато ФВЧ можно настраивать, судя по заявке, вплоть до 4 кГц. Если быть точнее, то в реальности фильтр перестраивается примерно до 3,5 кГц (если смотреть по уровню -3 дБ), но в данном случае погрешность не такая уж и критичная.
АЧХ фильтров в каналах 1/2
В каналах 3/4 всё наоборот – ФВЧ имеет небольшие пределы настройки, а вот ФНЧ можно настраивать вплоть до частоты 3,5 кГц. На этот раз и по заявке, и в реальности.
АЧХ фильтров в каналах 3/4
С характером искажений у обоих усилителей дела обстоят примерно схоже. Шумы у обоих невысокие, но у Audio System R-110.4 с этим дела обстоят вроде как поинтереснее. Спектрограммы, разумеется, сняты при одинаковых условиях.
Спектрограммы выходного сигнала Audio System M-90.4 при подаче на вход 1 кГц / 80+90 Гц / 4+5 кГц / 10+11 кГц | Спектрограммы выходного сигнала Audio System R-110.4 при подаче на вход 1 кГц / 80+90 Гц / 4+5 кГц / 10+11 кГц |
Во-первых, при замерах зависимости КГИ от выходной мощности, всегда обращаю внимание на токопотребление усилителей. И должен отметить, что оба Audio System имеют достаточно высокий КПД. Впрочем, я это понял, ещё и когда слушал усилители – греются они по меркам АВ-класса не очень сильно, нужно крепко постараться, чтобы запустить вентиляторы.
С одной стороны, это хорошо, сегодня вообще есть тенденция делать экономичные усилители. С другой стороны, для усилителей класса АВ это всегда даётся ценой повышения искажений на малых уровнях сигнала. Но только, разумеется, относительно номинального значения, в целом всё остаётся в разумных пределах. Номинальные же искажения (по одному из стандартов определяются на 0,1 от максимальной мощности) – не превышают несколько сотых процента.
Зависимость КГИ от выходной мощности для Audio System M-90.4 | Зависимость КГИ от выходной мощности для Audio System R-110.4 |
Кстати, что касается мощностного запаса, то заявленные показатели оба усилителя отрабатывают уверенно:
Audio System M-90.4:
- Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 100 Вт
- Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 142 Вт
Audio System R-110.4:
- Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 110 Вт
- Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 149 Вт
Звучание
Как и обещал, первым делом начну с одного общего для обоих усилителей элемента – системы FSA (Front Stage Ajust). Она представляет собой обычный широкополосный фазовращатель, который можно включить в одном лишь левом канале пары 1/2. По сути, он вводит в канале некоторую задержку, только в отличие от "процессорной" она зависит от частоты.
Чтобы проверить работу FSA, попробовал сместиться поближе к левой акустической системе. Эффект хорошо заметен, звуковую сцену действительно можно скорректировать и "отлепить" звук от ближних динамиков. Это особенно заметно на нижней середине. Выше по частоте звуковые образы начинают заметно расплываться, так что тут придется дополнительно поиграться с направлением твитеров.
Из этого можно сделать выводы, что FSA особенно полезна, когда каналы 1/2 целиком работают на фронтальную акустику. Если же система поканальная, и эти каналы работают только на ВЧ звено, то ценность системы несколько снижается. Но в любом случае, штука довольно интересная и далеко не лишняя, позволяет получить правильную звуковую сцену вообще без применения процессора.
Характер звучания Audio System R-110.4
Оценку звучания начал с модели постарше. В целом усилитель показал плотный, насыщенный саунд. Бас не то, чтобы акцентирован, но обращает на себя внимание своей основательностью. Усилитель неплохо контролирует динамики на любой громкости, бас ни разу не вялый.
Подача средних и верхних частот несколько отличается от олдскульных усилителей Audio System. Здесь нет той характерной остроты, которая при неудачном подборе акустики порой даже превращалась в жёсткость. Новый Audio System звучит спокойнее и аккуратнее. На малых уровнях сигнала микродинамика немного скрадывается, но с повышением громкости усилитель раскрывается.
Чем больше я слушал разных записей, тем больше складывалось впечатление, что Audio System R-110.4 можно позиционировать как универсальный усилитель для тех, кто предпочитает уверенную звуковую подачу на нижних частотах и спокойное, без лишней резкости звучание на середине и верхах.
Характер звучания Audio System M-90.4
Несмотря на то, что серия М позиционируется немного "попроще", звучание этого усилителя воспринимается как более деликатное на середине и верхах. Допускаю, что причина тому – не такой массивный бас, который в Audio System R-110.4 значительно оттягивал внимание на себя. За счёт этого звучание показалось даже более аккуратным.
И хоть для агрессивного рока или "быстрого" метала усилитель по-прежнему не очень подходит, на более спокойной музыке в какой-то момент ловишь себя на мысли, что систему можно слушать очень долго, абсолютно не утомляясь.
При этом я бы точно не назвал звучание "простым". С ним хочется больше слушать красивый smooth-джаз или просто качественно записанную инструментальную музыку. А ведь далеко не всякий усилитель с такой стоимостью способен "воспитывать хороший музыкальный вкус". Обычно такое происходит на усилителях значительно дороже.
Выводы
Стоят усилители совсем не сногсшибательно – за Audio System R-110.4 нынче просят 14500 рублей, а за Audio System R-90.4 – 12000 рублей. Для такого уровня цен, считаю, звучание просто отличное. Они не стремятся резать по ушам, создавая впечатление нарочитой скорострельности, они не замыливают звучание, делая его плоским и мутным. Они просто играют комфортно, мягко и ненавязчиво. Наверное, как раз это и называется музыкальностью.
Если же выбирать между M и R сериями, то тут, как мне кажется, руководствоваться нужно личными предпочтениями. R-серия – для любителей массивного и насыщенного баса, M-серия – для более сбалансированного и деликатного звучания.
Плюсы
Комфортное и ненавязчивое звучание
Наличие системы FSA (Front Stage Ajust)
Возможность подключения усилителей по высокому уровню
Возможность работы усилителей от одной пары входов
Минусы
Для своей цены недостатков практически нет
https://carmus.ru/content/222
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)