Фишек в новом поколении серии Graphic немало, и одна из них – это необычные покрытия диффузоров НЧ/СЧ динамиков и куполов твитеров. Очевидно, что всё это сделано не просто ради красивого внешнего вида. Но обо всём по порядку.
Конструкция
Как и полагается акустике такого уровня, компоненты подаются с соответствующим антуражем – в деревянных ящиках. На каждом – свой серийный номер.
НЧ/СЧ динамики Brax Graphic GL6 и твитеры Brax Graphic GL1 предлагаются раздельно, что как бы заранее намекает на их использование в системах с поканальным усилением.
Для начала подробнее об НЧ/СЧ динамиках. Верхние подвесы у Brax Graphic GL6 достаточно мягкие. Основную жёсткость, как и полагается, задаёт центрирующая шайба. Диффузор – с очень интересным покрытием. С виду динамик напоминает Focal Polyglass, ну или где-то даже проскальзывала аналогия с Focal Utopia.
На самом деле – ничего подобного, и это становится понятно, когда держишь динамик в руках. Покрытие представляет собой керамическую крошку. Такое нанесение способствует "рассеиванию" концентрических напряжений в диффузоре, распространяющихся от звуковой катушки к краям и обратно, тем самым избавляя звучание от "изгибных" мод. Действительно, диффузор получился задемпфированным очень неплохо.
Сама основа диффузора – целлюлозный композит. Судя по жёсткости, без каких-то добавок тут тоже не обошлось.
Корзина динамика литая. Магнит средних для 6,5-дюймового калибра размеров, но из-за защитного кожуха мотор выглядит внушительно.
Звуковая катушка относительно крупная, диаметром 37 мм. Увидеть намотку не представляется возможным, но описание утверждает, что её высота – 14 мм. При высоте верхней шайбы магнитопровода 6 мм (до неё можно добраться, сняв с магнита кожух) заявка максимального линейного хода 4 мм в каждую сторону выглядит вполне оправданной. Механический ход, разумеется, побольше.
Твитеры Brax Graphic GL1 выглядят солидно и они, кстати, достаточно увесистые. Это объяснимо, корпуса выполнены из нержавеющей стали.
Судя по размерам, твитеры имеют акустическую камеру. Обычно это помогает снизить резонансную частоту и расширить рабочий диапазон частот вниз. Заявка обещает 900 Гц, и, забегая вперёд, она подтвердилась измерениями. Потом обратите внимание, где по частоте находится резонансный пик на графике импеданса.
Излучающий купол держится на шёлковом подвесе, а сам выполнен из алюминия и тоже имеет керамическое покрытие. При этом в описании заявлен параметр Mms всего 0,36 граммов. Попытка использовать все преимущества жёсткого и лёгкого купола, но при этом избежать звонкости – типичной проблемы "металлических" твитеров. Получилось, кстати, очень даже неплохо.
И ещё, фланец твитера имеет "волнообразную" форму, судя по всему, тоже не просто так. Он явно участвует в формировании диаграммы направленности. Измерения в этом смысле тоже преподнесли сюрприз.
Звучание
На этот раз измерения решил сделать в самую последнюю очередь, а для начала попробовать динамики в деле. Так сказать, для чистоты эксперимента – сначала выявить характерные черты, а потом посмотреть, чем они вызваны.
Подготовка к прослушиванию
Оценивать звучание "активного" комплекта – штука довольно сложная, результат сильно зависит от того, как состыкованы полосы между собой. Впрочем, не нужно путать – оценивать звучание или оценивать звуковой потенциал компонентов. В нашем случае важно именно второе. Ну а активное деление лишь добавляет немного технических сложностей, не более того.
На роль активного кроссовера был принят Helix DSP.2, что в данном случае получилось даже идеологически правильным – бренды Helix и Brax принадлежат одной компании – уже упомянутой в самом начале Audiotec Fischer.
На роль усилительного звена были опробованы несколько 4-канальных моделей, имевшихся в лаборатории на тот момент, включая серийный прогретый Black Hydra HBA-4.130, Mosconi One 130.4 и на время вынутый из собственного автомобиля Korkunoff Audio Master Unlim 4.50. Все три с уже известным характером звучания, так что выявить особенности акустики оказалось проще.
Межблочные кабели – уже привычные и знакомые The Chord Indigo Plus, хотя не упустил шанс поэкспериментировать и с другими. Но об этом как-нибудь потом отдельно расскажу. Акустический кабель – E.O.S. TA-14. Сама акустика – PSB Synchrony One B.
Опытным путём подобрал раздел полос. Получилось довольно неожиданно – на слух самое сбалансированное звучание получилось с фильтрами 6 дБ/октава и довольно большим разбегом частот – около 3 кГц для ФНЧ и около 8-9 кГц для ФВЧ. Объяснение этому нашлось позже.
Общие впечатления
Акустика реально удивила. Это не тот Brax, к которому все привыкли. Похоже, Фишер старший (собственно, один из основателей компании Audiotec Fischer) при разработке новых Graphic полностью передал полномочия Фишеру-младшему. И тот, должен сказать, дело совсем не испортил.
У многих "классический" Brax ассоциируется с тяжёлыми НЧ/СЧ динамиками, которые первым попавшимся усилителем ещё не растолкать, и яркими твитерами, которые просто так тоже не приготовить.
"Новый" Brax Graphic – совсем другая тема. Я уже приготовился бороться с динамиками, но они оказались звучащими достаточно легко. При этом акустика не старалась как-то особо подчеркнуть динамику, не "выстреливала" звуками, а просто подробно и естественно передавала нюансы знакомых треков.
Звучание на НЧ
Бас аккуратный и точный, без нарочитой "панчёвой" жёсткости или, напротив, "жирной" перенасыщенности. Структура низкочастотных инструментов прорабатывается очень и очень хорошо. Динамики при этом стояли в моих обычных боксах для прослушивания объёмом около 35 литров и хитрой внутренней геометрией, в них они ведут себя примерно как в обычной среднестатистической двери.
Отмечаю это особо, поскольку производитель рекомендует для Graphic GL6 объём всего 8 литров. Попробовал поэкспериментировать и "зажать" свои корпуса и... был немного разочарован. Звучание в больших корпусах было на порядок благороднее, голос был более насыщенный и полновесный, да и в целом динамик увереннее играл в самом низу. Так что объём двери для них всё же предпочтительнее.
Звучание на ВЧ
На ВЧ нет и следа от прежнего "браксовского" характера с холодной "кристальностью". "Керамика" звучит спокойнее и нейтральнее. Правда, свой характер твитеры проявили не сразу. Поначалу звучание на ВЧ показалось несколько скучным и даже каким-то тусклым. Но с разминкой (а твитеры тоже требуют разминки, это факт) в звуке начинали отчётливее проявляться тонкие нюансы, звучание постепенно приобрело прозрачность. В итоге после нескольких дней работы в "фоновом" режиме я наконец-то услышал в акустике сочетание нейтральности и высокой детальности. Хорошее, правильное звучание.
При этом заметил, что общий характер ВЧ сохраняется даже при развороте твитеров. Проявляется ли таким образом необычная форма фланца? Вполне возможно. В любом случае, в автомобиле это можно считать плюсом – нет необходимости тонко отлавливать углы разворота высокочастотников.
И ещё. Чувствительности твитеров Brax GL1 и мидбасов Brax GL6 неплохо сбалансированы. По крайней мере, при прослушивании гейны на усилителе для НЧ/СЧ каналов и для ВЧ каналов были примерно одинаковыми
Измерения
Вот теперь можно посмотреть, что представляет собой акустика в цифрах и графиках.
Измерения НЧ/СЧ динамиков Brax Graphic GL6
Мидбасовые динамики оказались немного жёстче заявки, хотя перед началом теста они разминались довольно долго. Более того, параметры стабилизировались и с дальнейшей разминкой уже почти не менялись. Полагаю, нужно быть готовым к тому, что Brax Graphic GL6 заиграют "в полную силу" далеко не сразу и потребуют более длительной, чем обычно, разминки.
Зависимости импеданса от частоты для Brax Graphic GL-6 (красная) и GL-1 (синяя)
Заявленные / фактические параметры Brax Graphic GL6:
- Fs (собственная резонансная частота) – 52 Гц / 61 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 16,3 л / 10,3 л
- Qms (механическая добротность) – 6,00 / 6,67
- Qes (электрическая добротность) – 0,57 / 0,65
- Qts (полная добротность) – 0,52 / 0,59
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15,3 г / 16 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,2 Тл м / 5,3 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,0 / 3,0 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88 дБ / 87,7 дБ
В каком-то смысле стала понятна причина столь точной и аккуратной подачи баса – это результат сочетания относительно невысокой добротности и относительно низкой резонансной частоты. Акустика неплохо забирается вниз по частоте, но при этом спад получается пологим. Собственно, что и подтвердили измерения АЧХ.
АЧХ НЧ/СЧ динамика Brax Graphic GL6 при включении в полную полосу
Красная – по оси динамика
Красная – по оси динамика
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов
Профит здесь вот в чём. При стыковке с сабвуфером и настройке ФВЧ на 60-70 Гц резонансная частота Fs почти "уходит" за пределы рабочего диапазона динамика. А когда динамик не пытается "бодаться" с усилителем, входя в резонанс, это всегда хорошо сказывается на качестве баса. Да и не только баса, интермодуляционные искажения снижаются во всём рабочем диапазоне динамика.
С "другого конца" своего рабочего диапазона Brax Graphic GL6 доигрывает до 2 кГц вообще без проявления направленности. После, разумеется, направленность уже проявляется, но тут нужно отметить, что при развороте динамик ведёт себя неплохо, и даже не особо требует коррекции фильтрами высоких порядков.
Это объяснило, почему при прослушивании настройка ФНЧ примерно на 3 кГц и выставление крутизны 6 дБ/октава показалась мне самой оптимальной на слух (в машине, разумеется, оптимальная настройка может быть иная).
Измерения твитеров Brax Graphic GL1
Для начала решил посмотреть, что могут твитеры сами по себе. Для этого сделал измерения при их включении в полную полосу (хотя на всякий случай всё же ограничил сигнал снизу по частоте). И дополнительно снял КГИ на разных частотах
АЧХ твитера Brax Graphic GL1 при включении в полную полосу
Красная – по оси динамика
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов
Фиолетовая – коэффициент гармонических искажений
Красная – по оси динамика
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов
Фиолетовая – коэффициент гармонических искажений
На первый взгляд, АЧХ выглядит непонятно. Но вот какой она становится при включении ФВЧ с частотой настройки 9 кГц и крутизной 6 дБ/октава.
АЧХ твитера Brax Graphic GL1 при включении через фильтр 9 кГц и 6 дБ/октава
Красная – по оси динамика
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов
Красная – по оси динамика
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов
Как видите, высокая настройка частоты ещё не означает, что ниже неё твитер будет терять в отдаче. В случае с GL1 эффективное воспроизведение при такой настройке начинается уже с 4 кГц. Причём, что интересно, твитер действительно можно разворачивать под углом к слушателям, и он не будет терять в отдаче на самом верху.
Вот и объяснилась немного странная, на первый взгляд, настройка фильтров при прослушивании. И снова замечу, что в автомобиле всё может быть по-другому, но в любом случае эксперимент показал – с этой акустикой не нужно бояться фильтров с низкой крутизной и "разбега" частот для ФВЧ и ФНЧ. Таким образом нивелируются особенности динамиков, и в итоге есть все шансы получить красивое и сбалансированное звучание.
Более того, есть подозрение, что новые Brax Graphic как раз и разработаны с тем, чтобы была возможность свести полосы, не применяя фильтры с высокой крутизной, а значит, минимально издеваясь над фазой.
Плюсы
Высочайшее качество изготовления
Применение нестандартных технологий
Твитеры прекрасно работают не только по оси
Чувствительности твитеров и НЧ/СЧ динамиков сбалансированы между собой
Минусы
Не терпят небрежности при настройке системы
https://carmus.ru/content/218
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)