На момент теста усилитель стоит 27000 рублей, т.е. около сотни баксов за канал. Это ещё не High End, но уже твёрдый средний уровень. Собственно, в модельном ряду усилителей JL Audio серия RD как раз и находится примерно посередине. Как всегда, у JL Audio есть официальный ролик о всей серии RD. В ней, если что, есть ещё моноблоки и пятиканальник.
Что умеет четырёхканальник JL Audio RD400/4 и кому придётся по душе его звучание – это выясню чуть позже, а пока, как обычно, начну с разбора конструкции.
Конструкция
Во-первых, усилитель компактный – длина корпуса меньше 25 см, а ширина не превышает 18 см. Корпус выполнен очень добротно. Он литой, увесистый, чувствуешь, что держишь в руках хорошую вещь.
LED-bar на верхней панели является по совместительству ещё и индикатором. В момент включения (или при срабатывании защиты) он красный, а в нормальном режиме работы – синий.
Небольшая мелочь – шильдик с логотипом идёт отдельно, его предлагается наклеить самостоятельно в зависимости от того, как будет ставиться усилитель. Просто чтобы он не оказался перевёрнутым.
Все разъёмы и терминалы подключения расположены на одной стороне. Причём, так, что никаких оголённых клемм после монтажа не остаётся.
Собственных предохранителей на корпусе нет, вместо этого предлагается использовать внешние с рекомендованным номиналом 40 А. На мой взгляд, это разумно. С большой вероятностью RD400/4 будет в системе не единственным усилителем, а это значит, что где-то поблизости всё равно будет дистрибьютор с предохранителями. При таком раскладе лишние элементы в питающей линии действительно ни к чему.
Все регулировки расположены на верхней стороне корпуса под съёмной крышкой.
С обратной стороны крышки имеется мягкое уплотнение. О какой-то особой герметичности речи не идёт, хотя оно в какой-то мере и позволяет рассматривать усилитель не только в "сухопутный" транспорт.
Теперь коммутация настройки. Во-первых, JL Audio RD400/4 можно подключать не только к линейным выходам головного устройства или процессора, но и по высокому уровню. Для этого используются всё те же RCA разъёмы, только переключатель Input Voltage переводится в положение High.
В последнем случае можно обойтись без сигнала Remote – усилитель умеет включаться автоматически по наличию сигнала. Причём, как по постоянной составляющей (DC Offcet), так и по самому сигналу. Попробовал – работает. Усилитель "просыпается" уже при небольшом уровне сигнала.
Во-вторых, входной селектор. Для работы всех четырёх каналов можно использовать только одну пару входов.
В-третьих, переключатель стерео/моно для каждой пары каналов. Фактически, это позволяет превратить усилитель в 3-канальный (для схемы "фронт + сабвуфер") или вовсе в двухканальный и подключить к нему, например, мидбасовые динамики мостом.
Дополнительный бонус – индикаторы клиппирования. Полезная штука при настройке чувствительности. Кстати, в ролике, который я привёл в самом начале, есть немного о его использовании – примерно со второй минуты. Ну и фильтры. Их разбор оставлю на потом, когда дойду до измерений.
Схемные особенности
Одна из главных особенностей серии RD – это оригинальные схемные решения D-класса, которые получили общее название NexD. Аналогичным образом, кстати, построены и усилители топовой серии HD.
Одна из технологий, играющая тут решающую роль – Single Cycle Control. Её суть – в хитро реализованной "быстродействующей" обратной связи, которая практически мгновенно корректирует ШИМ-сигнал, подаваемый на силовые ключи выходного каскада. Она несколько отличается от таковой в обычных усилителях D-класса, поэтому неудивительно, что JL Audio её запатентовал (патент USA #6084450).
Кстати, насчёт "скорости" работы силовой части. Несущая частота здесь составляет 400 кГц – это достаточно высоко даже для широкополосного усилителя.
Хоть звуковая часть в RD 400/4 и построена так же, как в верхней серии HD, блок питания здесь всё же чуточку проще. Скажем, если в HD реализован принцип Rollback Protection (когда в критических режимах работы блок питания не отключает усилитель, а снижает выходную мощность), то в серии RD блок питания имеет более привычный набор "отключающих" защит – по перегреву, выходу напряжения питания их допустимых пределов, короткому замыканию и всему такому прочему.
И да, ещё одна важная особенность – это входы. Здесь используется так называемая дифференциально балансная схема. Иными словами, оба контакта в RCA разъёме отвязаны от "земли". Между прочим, частая практика для американских усилителей. Сделано это для повышения помехозащищённости и особенно актуально в автомобилях, насыщенных бортовой электроникой, и аудиосистемах с большим количеством компонентов.
Измерения
Фильтры
Пределы регулировок у фильтров заявлены немаленькие – от 50 до 500 Гц, обычно такие фильтры настроить точно бывает не так просто. Для решения этой задачи JL Audio нанесли на регуляторы дополнительные промежуточные метки с указанием частот.
Чтобы проверить, насколько они соответствуют действительности, снял АЧХ не только в крайних положениях регуляторов, но и в промежуточных, соответствующих этим меткам.
АЧХ ФНЧ при положениях регулятора, соответствующих отметкам 50, 60, 80, 12, 200 и 500 Гц
АЧХ ФВЧ при положениях регулятора, соответствующих отметкам 50, 60, 80, 12, 200 и 500 Гц
Точность получилась действительно очень неплохая. Более-менее заметный разбег есть только в последней четверти хода, около отметки 200 Гц. Но и то не такой, чтобы это было большой проблемой при настройке.
Соответствие ФНЧ (заявлено – фактически):
- 50 – 52 Гц
- 60 – 60 Гц
- 80 – 78 ГЦ
- 120 – 126 Гц
- 200 – 270 Гц
- 500 – 490 Гц
Соответствие ФВЧ (заявлено – фактически):
- 50 – 48 Гц
- 60 – 56 Гц
- 80 – 73 ГЦ
- 120 – 118 Гц
- 200 – 240 Гц
- 500 – 480 Гц
Гармонические и интермодуляционные искажения, выходная мощность
Тут всё как обычно – на вход подаю сигналы с разными сочетаниями частот, смотрю, что усилитель даёт на выходе.
Спектры выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц / 80 Гц + 90 Гц / 5 кГц + 6 кГц / 10 кГц + 11 кГц
Должен отметить, спектры искажений не такие уж и грязные. С ростом порядка гармоник их уровень быстро падает. Плюс ко всему уровень фонового шума очень низкий – стабильно "плещется" где-то за отметкой -100 дБВ. Величина искажений тоже очень невысока. В рабочем диапазоне мощностей КГИ составляет всего несколько тысячных долей процента.
Зависимость КГИ от мощности выходного сигнала
Заявку выходной мощности усилитель выполняет. Описание обещает 75 и 100 Вт на нагрузку 4 и 2 Ом, соответственно. На деле номинальная мощность получается выше. Причём, заметно выше. Как рекомендует стандарт CEA-2006, она определяется при достижении КГИ величины 1%:
- На нагрузке 4 Ом – 87 Вт на канал
- На нагрузке 2 Ом – 162 Вт на канал
Звучание
И снова шах и мат тем, кто до сих пор считает, что D-класс не умеет звучать. В целом характер RD400/4 оказался очень похож на звучание топового JL Audio HD600/4. Разумеется, при почти трёхкратной разнице в цене RD звучит немного попроще, но не настолько, как может показаться сначала.
Понравился бас. Он без лишнего "жира", где нужно – упругий, где нужно – сочный и вибрирующий. Усилитель не болтает динамиком как тузик тряпкой, держит его хорошо. Сложные басовые партии даются усилителю легко. Контрабас в джазе не срывается в гудение, бас-гитара на роке разборчивая, не сливается с бас-бочкой.
Средние и верхние частоты открытые, хотя на вокале порой возникает ощущение "подсушенности". На "живой" музыке вроде джаза или блюза хочется чуть больше теплоты и проникновенности, но на роке усилитель показывает себя отлично, с динамикой у него всё в порядке. При этом он не пытается казаться нарочито скорострельным. Хорошая динамика выражается, скорее, в лёгкости и отсутствии "зажатости" в звуке.
И, кстати, заметил интересную особенность. По моим наблюдениям, усилители D-класса обычно быстро показывают свой характер, "прогрев" для них нужен не такой длительный, как для усилителей АВ класса. Здесь же всё оказалось немного иначе.
Так уж получилось, что он стоял у меня в системе больше двух недель, работая в режиме "бухтит чего-то там фоном". И время от времени замечал, что усилитель раскрывается всё полнее. Это не привыкание, на знакомых треках действительно каждый раз обнаруживались всё новые нюансы. Так что хоть RD400/4 и работает в классе D, к его прогреву лучше отнестись со всей серьёзностью.
Выводы
Если коротко, то RD400/4 – это усилитель для тех, кто мечтает о топовом HD600/4 (а это, на мой взгляд, один из лучших автомобильных усилителей D-класса на сегодняшний день), но не может себе его позволить.
Чуть попроще защита в блоке питания, чуть попроще конструктивные элементы, но зато никакой экономии на звуковой части. Как результат – в целом схожий с флагманским характер звучания – нейтральный, без привнесения лишней теплоты и мягкости или чрезмерного "выхолаживания" до состояния звенящей кристальности.
Одним словом, модель весьма удачная, и если вы ищите компактный и не особо прожорливый усилитель, но при этом с повышенными требованиями к качеству звучания, то RD400/4 вполне можно рассмотреть как один из вариантов.
Плюсы
Небольшие размеры, удобная и продуманная компоновка корпуса
Хорошее звучание для своей ценовой категории
Качественное исполнение
Низкий уровень искажений и шумов
Минусы
Существенных промахов не обнаружено
https://carmus.ru/content/210
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)