Подобный "широкополосный" подход довольно точно соответствует идеологии бренда SOaudio (сокращённо от Sophisticated Audio). Взять хотя бы их нашумевшие широкополосники SO55neo.
Как и в любой компании со своей технической концепцией, в SOaudio все идеи исходят от вполне определённого человека – Гернота Грабоша (Gernot Grabosch). На минуточку, одного из основателей EMMA Academy. Изготавливается акустика в Германии на производственных мощностях Ehmann & Partner GmbH (где-то мы про них уже слышали, да?).
Конструкция
Как и все другие динамики SOaudio, модели SO165/38 и SO29neo собираются вручную и поставляются подобранными друг к другу парами.
Внешне НЧ/СЧ динамики похожи на те, что появились у SOaudio несколько раньше – SO165/2.8. В индексе модели у них отличаются лишь пара последних цифр – SO165/38. Что означают эти 38, будет понятно чуть позже.
Диффузор выполнен из плетёного материала и с лицевой стороны покрыт демпфирующим составом. Точнее, не просто покрыт, а пропитан. Центральный колпачок "полумягкий". Описание на счёт него ничего не говорит, но очень похоже, что он отформован из ткани и пропитан скрепляющим составом.
С обратной стороны хорошо видна сама плетёная структура диффузора и немного просочившаяся пропитка. В целом должен отметить, что диффузор действительно получился очень хорошо задемпфированным, собственные призвуки материала в нём практически отсутствуют.
Динамики собраны на качественных литых корзинах. Размеры – стандартные для калибра 6,5 дюймов, так что если появится желание замениить что-то имеющееся на SOaudio, то переделывать подиумы не придётся.
А вот и то, что означают цифры 38 в индексе модели SO165/38. Это диаметр звуковой катушки – здесь он как раз 38 мм. Кстати, в более ранней модели SO165/2.8 последние цифры означали сопротивление Re, а диаметр катушки у неё 25 мм.
Увидеть саму намотку катушки не представляется возможным, но в описании указана её высота – 13 мм. При толщине верхней шайбы магнитопровода (её можно увидеть, немного оттянув защитный резиновый кожух) можно предположить максимальный линейный ход в пределах 3,5 мм в каждую сторону.
Ход не гигантский, но, во-первых, для SQ-системы вполне достаточный. А во-вторых, с таким соотношением толщины шайбы и длины намотки контроль динамика будет лучше, чем с длинноходными моторами, у которых две трети катушки висят бесполезным (и даже вредным) балластом.
Твитеры имеют немного непривычный калибр – 29 миллиметров. И при этом, кстати, остаются относительно компактными, а значит, удобными в установке. И это при том, что пропорции говорят о наличии в корпусе "нагрузочной" акустической камеры.
Кстати, потом обратите внимание на график импеданса – резонансный горб у SO29neo – где-то в районе 700 Гц, что для твитеров на самом деле очень низко.
Сетки съёмные, это на тот случай, если для твитеров вдруг захочется сделать custom-грили. Сами излучающие купола выполнены из ткани и имеют довольно высокий профиль, плоскими их уж точно не назовёшь.
Судя по конструкции, твитеры должны получиться интересными – увеличенный купол и акустическую камеру обычно делают, чтобы расширить полосу их эффективной работы вниз (низкая Fs, кстати, не всегда говорит о том, что твитер действительно может играть "низко"). Всё это будет видно на измерениях и прослушивании.
Измерения
Частенько для динамиков ручной сборки характерен значительный разброс параметров относительно заявленных. Здесь с этим всё в порядке, всё укладывается в относительно узкий коридор допусков. И да, динамики, похоже, действительно подобраны парами, поскольку разброса параметров в комплекте, можно сказать, нет вовсе.
Зависимости импеданса от частоты для SOaudio SO165/38 (красная) и SO29neo (синяя)
Заявленные / фактические параметры SOaudio SO165/38:
- Fs (собственная резонансная частота) – 57 Гц / 55 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 11,0 л / 10,4 л
- Qms (механическая добротность) – 9,30 / 7,14
- Qes (электрическая добротность) – 0,56 / 0,51
- Qts (полная добротность) – 0,53 / 0,47
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16 г / 17 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,5 Тл м / 6,3 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,8 / 2,8 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88 дБ / 88,1 дБ
Классический пример правильного динамика – низкая Qes (хороший "электрический держак") и высокая Qms (нужная добротность достигается подбором подвесов с нужными параметрами упругости и вязкости).
Масса подвижной системы средняя для 6,5-дюймовых динамиков, но мотор достаточно сильный, так что проблем с контролем динамика не предвидится. Собственно, прослушивание это только подтвердило.
Сопротивление несколько ниже привычного, но не настолько, чтобы это стало проблемой для усилителя. Даже для такого, который вообще не терпит акустику с номинальным импедансом ниже 4 Ом.
Выброс на АЧХ в верхней части диапазона, характерный для большинства динамиков, здесь совсем небольшой. Да и то он заметен лишь когда динамик смотрит прямо на слушателей, а для автомобиля интереснее АЧХ, снятые под углами. К тому же его можно легко нивелировать настройкой ФВЧ (не выше 4 кГц).
АЧХ НЧ/СЧ динамика SOaudio SO165/38 при включении в полную полосу
Красная – по оси динамика
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов
Красная – по оси динамика
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов
А вот твитеры реально удивили. То есть, я конечно ожидал, что они будут уверенно играть с понижением частоты, но чтобы так... Они работают чуть ли не как широкополосники в миниатюре – с понижением частоты отдача почти не падает. И что самое удивительное, при этом искажения растут совсем не быстро.
АЧХ твитера SOaudio SO29neo при включении в полную полосу
Красная – по оси динамика
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов
Фиолетовая – гармонические искажения (график поднят по уровню)
Красная – по оси динамика
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов
Фиолетовая – гармонические искажения (график поднят по уровню)
Всё это говорит о том, что твитеры можно резать снизу достаточно низко. По крайней мере, от 2,5-3 кГц (12 дБ/октава) они уже будут работать уверенно. Можно резать и ниже, но, простите, тут уже всё упирается в банальные размеры купола. Одним словом, в двухполоску – самое то, что надо.
Звучание
Довольно сложно оценивать звучание комплекта, рассчитанного на поканальные системы с активным делением. Тем не менее, кое-какие выводы сделать удалось.
Во-первых, НЧ/СЧ динамики уверенно забираются вниз по частоте, при этом не страдая ранней перегрузкой (вот он, хороший электрический "держак"). Но при этом бас не жирный и не акцентированный, он очень чёткий и точный. Из-за этого, правда, на ритмичной электронной музыке "низов" может показаться недостаточно – там обычно приветствуется басовое "мясцо". Зато на музыке, где важны контроль и разборчивость (джаз, рок) динамики отрабатывают как раз так, как нужно – рельеф басовых инструментов прорабатывается очень старательно.
На середине звучание ровное и спокойное. НЧ/СЧ динамики практически не теряют в микродинамике с ростом частоты, так что в двухполосных системах SO165/38 приживутся хорошо. По крайней мере, до тех же 4-5 кГц они дотягивают без особых проблем.
Твитеры играют очень легко, ровно и, я бы даже сказал, естественно. Может, не столь воздушно, как SO19neo, но зато в целом ВЧ диапазон передаётся правильнее и как-то живее что ли, "телеснее". Он более цельный, "верха" не отрываются от остального диапазона. Есть все шансы абсолютно "бесшовно" состыковать твитеры с НЧ/СЧ динамиками. Сильно их разворачивать или пихать под штатные сетки я бы точно не стал, направление в салон будет им в самый раз.
Резать твитеры снизу можно очень даже смело. И хоть от физики никуда не деться (чем ниже частота раздела, тем тяжелее им даётся самый верхний диапазон), потенциал у SO29neo в любом случае хорош. По крайней мере, с настройкой ФВЧ на 3-4 кГц (12 дБ/октава) они играют легко и достаточно воздушно. Кто бы что ни говорил, а большинство твитеров при таком разделе уже начинают заметно "тяжелеть", а то и откровенно "подгаживать" звук.
Выводы
И снова вернусь к тому, с чего начинал. Очень часто в двухполосных системах НЧ/СЧ динамик с трудом дотягивает до твитера, а твитер неохотно работает в нижней части своего диапазона. Поэтому стыковать их между собой бывает гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Здесь же способностей динамиков хватает с большим запасом – SO165/38 способен легко играть до 4-5 кГц, а SO29neo может "подхватывать эстафету" у него уже чуть ли не с 2 кГц. Такое "перекрытие" позволяет не просто "подтягивать" НЧ/СЧ динамик и твитер друг к другу, а спокойно стыковать их так, как это необходимо в конкретной инсталляции.
Добавьте сюда способности динамиков звучать точно, с хорошей передачей атаки и без лишнего "окрашивания" звука, и вот вам готовый двухполосный комплект аудиофильского уровня для поканальных систем.
Плюсы
Высокое качество изготовления
Незаурядные возможности твитеров SO29neo
Чёткий, точный и артикулированный бас SO165/38
Свобода в настройке стыка НЧ/СЧ динамиков и твитеров
Минусы
Отсутствие штатного крепежа для твитеров SO29neo
https://carmus.ru/content/226
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)