Конструкция
Начну, как всегда, с изучения внешней стороны. На этот раз мне удалось взять не одну, а сразу несколько ходовых моделей. Основное внимание уделю, конечно же, компонентной TX265S (6,5 дюймов). К тому же она самая дорогая среди всей этой троицы – аж целых 3600 рублей. А после коротко пробегусь по коаксиалам TX250C (5,25 дюймов) и TX269C (6х9 дюймов).
Первое, что сразу обращает на себя внимание – диффузоры. Вроде бы обычный полипропилен, но с одной интересной особенностью. Сама основа матово-белая и полупрозрачная, а покрытие лицевой части – непрозрачное. Если разместить позади динамика несколько светодиодов, то надписи будут светиться. Это так, на заметку любителям декора.
Корзины динамиков стальные, штамованные, с порошковым покрытием. Загушены средне, хотя к общей жёсткости вопросов никаких.
Звуковая катушка имеет диаметр 1 дюйм – оптимально для акустики, которой в большинстве систем предстоит работать от головного устройства или недорогих усилителей.
Твитеры небольшие, в стандартных пластиковых чашках "под врезку", хотя, если что, в комплекте есть чашки и для наружного монтажа. Излучающий купол диаметром 25 миллиметров выполнен из полупрозрачного шёлка. Перед ним – апертурная "шайба". На фотографии, правда, этого не разглядеть, сетка довольно плотная и несъёмная.
Кроссовера в обычном понимании здесь нет – он свёлся к фильтру верхних частот, который находится прямо на проводе для подключения твитера. Мне обычно нравится такой минимализм, но насколько он здесь оправдан – покажут измерения.
Если мидбас действительно не нуждается в фильтрации сверху, то это, считаю, для бюджетной акустики большой плюс – на пути между усилителем и динамиком не будет дохлых катушек на сердечнике, которые обычно имеют нехилое паразитное сопротивление.
Коаксиальные модели в целом повторяют компонентную, по крайней мере, что касается самих НЧ/СЧ динамиков. В них тоже полипропиленовые диффузоры с полупрозрачными надписями, которые так и просят подсветки с обратной стороны, те же решения в магнитных системах (хотя сами моторы, как и полагается, всё же разные), такие же корзины.
Твитеры у коаксиалов, правда, заметно проще – это уже не благородный шёлк, а банальный майларовый сбалансированный купол с апертурной "шайбой" перед ним.
В "овалах" 6х9 дюймов стоят два одинаковых твитера. Судя по всему, просто чтобы "подтянуть" чувствительность на верхних частотах к уровню НЧ/СЧ динамика. Никаких излишеств вроде "трёхполосности", "четырёхполосности" и прочей ереси.
И да, разумеется, в комплекте ко всем моделям идут защитные грили. В отличие от верхней серии TX8 обошлось без выкрутасов – здесь просто традиционные аккуратные "сеточки".
Измерения
Лезть глубоко в параметры коаксиалов особой необходимости нет, поэтому для них просто снял основные параметры. Тем более, что по своей идеологии они похожи на компонентную модель, а её я в любом случае разберу по полной программе.
Зависимость импеданса от частоты для TX250C
Измеренные параметры TX250C:
- Fs (собственная резонансная частота) – 88 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 5,1 л
- Qts (полная добротность) – 1,05
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,4 дБ
Зависимость импеданса от частоты для TX269C
Измеренные параметры TX269C:
- Fs (собственная резонансная частота) – 60 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 16,7 л
- Qts (полная добротность) – 1,03Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,6 дБ
Для компонентной акустики уже никаких поблажек – импедансные кривые, обычный набор параметров и, конечно же, все АЧХ.
Зависимость импеданса от частоты для TX265S
Измеренные параметры TX265S:
- Fs (собственная резонансная частота) – 67 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 9,5 л
- Qms (механическая добротность) – 4,17
- Qes (электрическая добротность) – 1,13
- Qts (полная добротность) – 0,89
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,2 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,4 дБ
Судя по параметрам, НЧ/СЧ динамик имеет всё, чтобы уверенно чувствовать себя на басе – невысокая для 6,5-дюймового калибра резонансная частота и полная добротность чуть выше классической 0,707.
Измерения АЧХ подтверждают это – он начинает эффективно работать уже примерно от 60 Гц. Это хороший показатель.
АЧХ мидбасового динамика TX265S по оси (красная), под углом 30 градусов (синяя) и под углом 60 градусов (зелёная)
Особо хочется отметить чуть ли не идеально ровную АЧХ без обычных горбов на верхнем краю рабочего диапазона. Для бюджетной акустики это даже как-то неожиданно. Вот почему фильтр мидбасу действительно не нужен. Короче, зачёт.
Твитер – типичный представитель "шёлковой" школы. Сначала снял его АЧХ при подключении "как есть", без фильтра верхних частот. Разумеется, в жизни так его включать никто не будет, но по ней частенько можно понять, есть ли у твитера проблемы на нижнем краю рабочего диапазона. Проблем, как видите, нет, ровненький предсказуемый спад.
АЧХ твитера TX265S без фильтра по оси (красная), под углом 30 градусов (синяя) и под углом 60 градусов (зелёная)
По верху, правда, тоже спад, но тут многое будет зависеть ещё и от кроссовера. Вот так твитер работает уже в нормальном включении через фильтр. Спад наверху стал не таким заметным, но полностью, к сожалению, никуда не делся.
АЧХ твитера TX265S с фильтром по оси (красная), под углом 30 градусов (синяя) и под углом 60 градусов (зелёная)
Как видите, твитер не очень любит, когда его разворачивают. Так что за основу можно принять его направление в салон.
Звучание
Для акустики ценой меньше 4 тысяч рублей звучание очень неплохое – оно мягкое и спокойное. Да, придраться всегда есть к чему, это всё же не аудиофильская модель. Но то, что акустику можно слушать долго и не уставать от звука – это сам по себе хороший показатель.
Во-первых, здесь нет яркости, которая свойственна многим бюджетным моделям. Акустика не старается кричать и тем самым казаться громче. Она играет ровно и мягко, ничего не выпячивает, не орёт и не звенит.
Во-вторых, динамики неожиданно басовиты для бюджетных 6,5 дюймов. Понятное дело, это не сабвуфер, но на популярной музыке или "клубняке" удар получается мясистым и плотным. Добавить в систему небольшой сабвуфер – и на нижних частотах всё будет совсем хорошо.
На верхних частотах акустика совсем не поражает своей "воздушностью", но "информативную" часть ВЧ-диапазона отрабатывает чисто, без навязчивого звона и неестественных "цыков-псыков". Одним словом, спокойно и комфортно.
Выводы
К этой акустике есть смысл присмотреться тем, кто предпочитает спокойную, мягко звучащую музыку с умеренным уровнем громкости. Лёгкий инструментал, качественная попса, электроника, джаз, блюз – вот тут MTX TX2 показывает себя с лучшей стороны, это как раз её. На жёстком роке и метале не хватает динамики и остроты, хотя, к примеру, старый рок воспроизводится душевно.
Глядя на цену, можно предположить, что в большинстве случаев эта акустика будет ставиться в простые системы без отдельных усилителей. Однако усилители ей совсем не противопоказаны. Как минимум, это означает, что если вы соберётесь проапгрейдить систему, то акустику менять не придётся.
Плюсы
Хорошее согласование мидбаса и твитера с минимальным фильтром на ВЧ
Ровное, комфортное и ненавязчивое звучание
Возможность сделать подсветку
Минусы
Звучанию на ВЧ порой не хватает "воздушности"
https://carmus.ru/content/189
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)