Сразу отмечу один важный момент, на который всегда стараюсь обратить внимание в СЧ звене – это ширина частотного диапазона. Не заявленного, а в котором динамик реально может нормально работать. Насчёт нижней граничной частоты тут всё ещё не так критично, а вот возможность состыковать СЧ и ВЧ на частотах выше 8-10 кГц – это очень серьёзное достоинство.
Во-первых, при таком разделе уже нет необходимости располагать СЧ и твитер в одной плоскости (делать так называемую "матрёшку") для минимизации фазовых искажений. Во-вторых, при высокой частоте раздела самому твитеру будет работаться легче, а это значит, что качество ВЧ оказывается в выигрыше. В-третьих, даже если динамик и не будет работать на высоких частотах, его способность двигать диффузором с высокими скоростями говорит о его динамических свойствах – снова получаем выигрыш в ясности и детальности звучания.
Собственно, E.O.S. MD-75 создавался как раз с прицелом на все эти требования. Более того, с некоторыми допущениями его можно вообще считать широкополосным и использовать совсем без твитера. В этом смысле его ближайший конкурент – это протестированный немного ранее Morel CCWR 254.
Конструкция
Как заведено для верхних моделей бренда E.O.S., динамики поставляются в деревянном кейсе. За сохранность во время транспортировки точно можно не переживать.
В комплект входят защитные грили. Считаю важным, что их внешний диаметр не превышает диаметр фланца самого динамика. Если учесть, что СЧ динамики чаще всего "прописываются" в стойках или уголках зеркал, такую компактность можно только приветствовать – тут каждый миллиметр на счету.
Внешний диаметр динамика составляет 90 мм, а диаметр посадочного отверстия – 73 мм. Формально такой динамик можно отнести к 3-дюймовым. К слову, большинство грилей для 3-дюймовых среднечастотников имеют внешний диаметр порядка 100 мм, так что в установочном плане E.O.S. выглядит весьма привлекательно.
Корзина выполнена из сложного пластикового композита, судя по описанию, усиленного стекловолокном. Лёгкая, прочная и лишённая призвуков от слова "совсем" – это тоже очень хорошо. Монтажная глубина динамика – 37 мм.
Диффузор выполнен из лёгкого тонкого стекловолоконного композита и имеет плетёную структуру. На ощупь материал неожиданно жёсткий для своей толщины. Центральный колпачок – жёсткий полимерный материал.
Подключение акустических проводов реализовано терминалами "двойного предназначения" – можно использовать как клеммы-лопаточки, так и "вилочки" или просто зачищенный провод.
Длина намотки звуковой катушки здесь допускает весьма приличный для среднечастотника ход диффузора – по 2 мм в каждую сторону. А это означает, что можно ожидать уверенной работы динамика в нижней части его частотного диапазона. И, кстати, если сравнивать с уже упомянутым Morel CCWR 254, то увеличенный размер диффузора (3 дюйма против 2,5 дюймов) к этому как раз располагает.
Катушка охлаждается через окна под фланцем центрирующей шайбы, чего для СЧ динамика вполне достаточно. Тем более, что она тут относительно крупная для 3-дюймового малыша – её диаметр 25 мм. Ну или 1 дюйм, если вам так привычнее.
К слову, её охлаждение для СЧ динамика не менее важно, чем для какого-нибудь мидбасового динамика или сабвуфера. Мощности здесь невеликие, но кратковременные колебания температуры на пиках сигнала никто не отменял, а это причина "температурной компрессии" – кратковременных колебаний импеданса, приводящих к "срезанию" пиков сигнала и, как следствие ухудшению передачи атаки.
Измерения
Описание приводит объёмистый перечень параметров. Примечательно, что фактические параметры повторили их достаточно точно (с небольшой поправкой на необходимость более длительной "разминки"). Значит, при серийном производстве никаких особых изменений в конструкции (по сравнению с опытными образцами) не произошло, и к тому же это один из признаков стабильности производства в целом.
Заявленные / измеренные параметры E.O.S. MD-75:
- Fs (собственная резонансная частота) – 130 / 139 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,54 / 0,44 л
- Qms (механическая добротность) – 3,79 / 4,16
- Qes (электрическая добротность) – 0,61 / 0,62
- Qts (полная добротность) – 0,53 / 0,54
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 3,2 / 3,3 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,4 / 4,5 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 / 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1 Вт) – 86,0 / 86,7 дБ
Неожиданно сильная магнитная система и импеданс, не опускающийся в рабочем частотном диапазоне ниже значения 4 Ом, обещают хороший контроль динамика на середине. С ростом частоты импеданс хоть и растёт, но незначительно. Косвенно это является признаком использования в моторе короткозамкнутого витка (кольца Фарадея) и, судя по всему, MD-75 действительно имеет все предпосылки, чтобы высоко забраться по частоте.
Измерения АЧХ это только подтверждают, и заявленная верхняя граница 18 кГц – не пустое обещание. Разумеется, умение высоко играть проявляется только если динамик направлен в сторону слушателей. С разворотом АЧХ наверху спадает, но было бы странно, если бы для 3-дюймового калибра было бы иначе.
Как бы то ни было, по оси неравномерность АЧХ укладывается в "коридор" шириной 4 дБ в диапазоне от 200 Гц и выше. Неравномерности связаны традиционно с "гулянием" механических напряжений в диффузоре, что наглядно подтверждается графиком акустической фазы. Но компромисс между жёсткостью диффузора и стремлением максимально снизить его вес найден достаточно удачно – чрезмерно резких скачков фазы в области средних частот всё же удалось избежать.
В искажениях преобладает вторая гармоника, что говорит о неплохой линейности магнитной системы и подвесов. Заметная нелинейность с преобладанием третьей гармоники появляется только на самых низких частотах. Но, во-первых, громкость при измерении выставлена совсем нешуточная (обратите внимание на уровень самой АЧХ), а во-вторых, ну кто в здравом уме будет использовать 3-дюймовый среднечастотник на мидбасе?
Прослушивание
Не упустил шанс послушать E.O.S. MD-75 в системе. Разумеется, после предварительного "прогрева" в течение нескольких часов, в ходе которых параметры новых динамиков стабилизируются. Кстати, и звучание при этом заметно меняется – выравнивается тональный баланс, появляется больше мелких нюансов. Это актуально для любых динамиков, а не только для низкочастотных, как многие думают.
Для частотного деления был использован процессор JL Audio TwK88, а СЧ-звено "внедрено" в акустику PSB Synchrony One B. Благо, она допускает биампинговое подключение к усилителю.
В качестве усилительного звена на НЧ и ВЧ выступил совсем недавно поступивший в продажу E.O.S. AE-4100.1 Special Edition (его тест тоже намечен на ближайшее время), а на СЧ-звено был пущен пока ещё находящийся в лаборатории Audison Thesis quattro, включенный в режим Class A.
E.O.S. MD-75 были установлены в корпуса объёмами около 4 литров каждый (при Vas порядка 0,5 л это, фактически, уже free-air). Собственно, те же самые, в которых проводились измерения.
Работа снизу
На удивление, при установке в просторный корпус динамики достаточно уверенно начинали работать уже с 300-350 Гц (при крутизне фильтра 12 дБ/октава). Для эксперимента попробовал распустить их в полную полосу, и какого-то заметного на слух ограничения не было вообще. Линейность перемещения диффузора внизу на деле очень неплохая.
Если реализовать free-air проблематично, описание рекомендует установку в корпуса объёмами от 0,2 литра и выше. В этом случае к упругости подвеса, разумеется, добавится ещё и упругость "воздушной пружины", так что резонансная частота поднимется, и настройку фильтра тоже придётся поднимать. Но в любом случае, от 400-500 Гц динамик сможет работать весьма эффективно – проверил, просто заполняя имеющийся корпус пенопластовыми кубиками.
Работа на СЧ и ВЧ
Понятно, что сверху 3-дюймовый динамик физически не может работать как точечный когерентный источник, да и разрешение на верхних частотах никогда не будет таким же, как у хорошего твитера. Тем не менее, звучание не становится откровенно глухим, и стыковать E.O.S. MD-75 с твитером можно действительно на частотах от 8-10 кГц или даже выше.
В диапазоне же до этих значений динамик не теряет в динамике – на СЧ контролируется усилителем хорошо, в звучании "нижнего верха" не появлялось никакой "пластмассовости" или "отслаивания" отдельных нот. Сибилянты, как и вообще все свистяще-шипящие звуки, передавались натурально, без "разрыва" с остальным частотным диапазоном. Вокал тёплый и очень живой.
А ещё отмечу особо, что динамик, имея достаточно широкий диапазон частот, не требует особой эквализации сигнала. В звучании нет резких резонансных пиков, горбов на АЧХ и каких-либо "резаков", оно воспринимается очень цельно и естественно. В общем, впечатления самые положительные.
Выводы
Очень интересные СЧ динамики, которые можно смело рекомендовать в том числе и в самые серьёзные системы. Как дополнительный плюс – очень демократичная цена (что-то в районе 11 т. р. за пару), но показанные возможности и качество звучания значительно её превосходят.
Если коротко подытожить, то E.O.S. MD-75 – это очень "музыкальные" серединки с неожиданно уверенной работой внизу и расширенным вверх диапазоном. Хорошо контролируются усилителем и, что в автомобиле особенно важно, абсолютно лояльны к оформлениям – от компактных закрытых корпусов объёмом всего от 0,2 литра до полного free-air.
Плюсы
Музыкальность и "цельность" звучания в широком диапазоне частот
Нет необходимости в сильной эквализации сигнала
Уверенная работа внизу
Способность забираться вверх по частоте
Лояльность к акустическому оформлению
Минусы
Разве что винты в комплекте под крестовую отвёртку, а не под шестигранник
https://carmus.ru/content/264
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)