На самом деле серия Mille имеет две подсерии – Mille Legend и Mille Pro. Первая сделана в духе "ни в чём себе не отказывать". Она появилась, если не ошибаюсь, в прошлом году. Mille Pro имеет исполнение "ближе к жизни", она появилась относительно недавно. По сути, всё та же идеология построения, что и у Legend, но в более гуманной цене – неодим заменён ферритом, цельный диффузор уступил место более привычному с центральным колпачком (хоть в итоге и такой же формы, но зато дешевле в сборке), более традиционные кроссоверы без дополнительных выкрутасов в виде корректирующих и компенсирующих цепей, ну и всё остальное в том же духе.
Кстати, двухполосных комплектов в серии Mille Pro два – MPK 165.3 (без буквы Р) и MPK 165P.3 (с буквой Р). У последнего НЧ/СЧ динамик не 4-омный, а 3-омный, внешне он отличается более крупным магнитом. Ну и, само собой, кроссовер тоже другой. Именно такой мне и достался. Этот комплект презентовался на самой конференции, поэтому попал ко мне прямо в корпусах.
Терминалы от НЧ/СЧ динамиков и твитеров, кстати, выведены на разные клеммные колодки, чтобы была возможность попробовать комплект в поканальном включении.
Правда, в конечном итоге я слушал эту акустику всё равно в своих корпусах. Но об этом чуть позже.
Поскольку для акустики такого уровня поканалка – весьма вероятный вариант включения, было решено изучить этот момент подробнее. Так что попутно был взят 4-канальный процессор-усилитель Audison prima AP4.9bit. О нём потом расскажу отдельно, тоже интересный оказался аппарат.
Конструкция
Какими-то бросающимися в глаза необычностями акустика не сверкает. Особенности становятся видны лишь при детальном рассмотрении. Причем, их имеет практически каждый элемент и, судя по рассказу того же Лоренцо Кваттрини (насколько я понял, он имел непосредственное отношение к проектированию третьего поколения Mille), является результатом достаточно долгой и кропотливой работы.
Коротко пробегусь по тому, что видно внешне. Что касается внутреннего строения динамиков – на то есть измерения.
Корзина литая, покрытие напоминает результат работы пескоструя, плюс фрезеровка. Замечу, здесь использована не универсальная корзина с лёгкой адаптацией под бренд, а изготовлена своя литьевая оснастка. Серьёзный подход. Помня, как подделывались предыдущие серии, можно предположить, что хоть какое-то время подделок на рынке не будет. Интересно, долго ли?
Диффузор вместе с центральным колпачком образуют фирменный конический профиль V-Cone с экспоненциальной образующей. Кстати, ещё один объект для подражания – китайцы часто копируют такой "конус" без сохранения геометрии, не сильно вдаваясь в то, как это работает. В итоге иногда приходится видеть довольно странные поделки с жёсткостью как у одноразовой тарелки для пикника.
Материал диффузора – целлюлоза, но, как водится, с оригинальными добавками. Конкретно в Mille Pro – с длинными хлопковыми волокнами. Фронтальная часть имеет покрытие, выполняющее двойную функцию – дополнительное демпфирование (избавление от призвуков), а заодно и защита (полимер всё-таки).
Верхний подвес диффузора выглядит не совсем привычно. У его профиля даже собственное название есть – Boundary Free. В вольном переводе что-то вроде "свободный от краевых эффектов". Под краями, судя по всему, имеются ввиду внешний и внутренний периметры гофра. У обычных динамиков подвес приклеивается к фланцу корзины по внешней стороне, здесь же внешняя сторона оказалась как бы "подвёрнутой" внутрь. Это позволило сделать диффузор чуть больше, чем у обычных 6,5-дюймовых динамиков. По внутренней стороне гофра, где он крепится к диффузору, переход сделан плавным.
Звуковая катушка – почти дюймовая. Точнее, 25 мм, итальянцы метрической системы придерживаются охотнее, чем "дюймовой". Высота намотки – 14 мм.
Твитеры имеют купол из традиционного "герцевского" материала – тетолон. Диаметр – 25 мм.
Размеры небольшие, но и плоским его не назовешь, тыльная сторона корпуса намекает на присутствие акустической камеры.
Кроссовер достаточно компактен. Под съемной крышкой спрятан переключатель уровня твитера – "+2,5 дБ" или "0 дб". НЧ/СЧ динамик сверху режется первым порядком, твитер снизу – вторым.
Из приятностей, которые можно отметить – грили из комплекта. Их можно ставить хоть с сетками, хоть без сеток, оставив только защитные "дуги":
Измерения
Импедансные кривые снял отдельно для НЧ/СЧ и ВЧ динамиков и для всего комплекта в сборе с кроссовером:
- Красная кривая – импеданс НЧ/СЧ динамика
- Синяя кривая – импеданс твитера
- Зелёная кривая – импеданс комплекта с кроссовером
Для мидбаса параметры получились следующими:
- Fs (собственная резонансная частота) – 78 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 9,9 л
- Qms (механическая добротность) – 5,82
- Qes (электрическая добротность) – 0,63
- Qts (полная добротность) – 0,57
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,9 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 90,8 дБ
Поскольку акустика с большой вероятностью будет использоваться в том числе и в поканальных системах, измерения АЧХ провел в двух вариантах – с кроссовером и без него. Как обычно, посмотрел под разными углами.
Вот так работает мидбас сам по себе, будучи установленным в объёме 30 литров (эквивалент среднестатистической автомобильной двери):
- Красная кривая – АЧХ по оси динамика
- Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
- Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов
Глубоко вниз по частоте не лезет, но стыковать с сабвуфером всё равно можно достаточно низко. Верхний бас динамик отрабатывает уверенно. Небольшой всплеск АЧХ в районе 2-4 кГц уходит с разворотом динамика. Вот вам и наглядный пример того, что звучание где-нибудь на стенде в магазине и в машине окажутся совсем разными. В машине-то мы как раз под углом динамик видим. И слышим.
Включение штатного кроссовера "успокаивает" горб в районе "верхней середины". В поканалке есть смысл начать настройку ФНЧ с 2 кГц и 6 дБ/октава. Примерно так, как это делает штатный кроссовер:
Обратите внимание на АЧХ под углом – идеальная слегка приподнятая полочка от 90 до 400 Гц. На деле такой характер звучания намного приятнее, чем если бы АЧХ была идеально ровная во всём диапазоне.
Твитер неожиданностей не преподнёс:
Классическая "мягкокупольная" АЧХ. Сильно разворачивать его не нужно, теряется отдача на самом верху, звук будет "тускнеть". При поканальном включении настраивать ФВЧ можно достаточно низко, вплоть до 2 кГц, если система не для дурной громкости, конечно. "Резаков" при этом можно не опасаться, звучать будет достаточно ровно и аккуратно.
А вот так режет его собственный кроссовер из комплекта:
Звучание
После измерений вернул динамики в корпуса, которые использовались на конференции. Но очень скоро снова убрал их оттуда и поставил в свои обычные тестовые боксы. Не любят они тесноту – и бас куда-то уходит, и СЧ зажатые.
Прослушивание проводил как обычно, развернув НЧ/СЧ динамики почти друг к другу. Пространство за ними закрыл звукопоглощающими матами. Твитеры в процессе прослушивания встали положение "почти на слушателя".
Нижние частоты
В прошлом поколении Hertz Mille НЧ/СЧ-динамик был далеко не самым слабым звеном. Похоже, этот характер сохранился и в новом комплекте. На НЧ есть приятный панч, но без избыточного акцентирования. Бас-бочка плотная, упругая, мясистая, но при этом не лезет на первый план, а остается там, где ей и положено – на заднем. Контрабас и бас-гитару акустика тоже отработала без единой претензии – разборчиво и достаточно глубоко для 6,5-дюймового динамика.
Кстати, лишний повод напомнить, что динамики с хорошим басовым потенциалом требуют и соответствующего подхода к инсталляции. С жиденькими проставочными колечками и дрожащими как той-терьеры дверными жестянками получите не бас, а гудение. Так что делайте серьёзно, и результат порадует. Динамики могут.
Середина
На СЧ всё достаточно ровно. Яркости или каких-то резаков не обнаружено, никакого тонального перекоса. Голоса насыщенные и полновесные. Рояль передаётся достоверно – он не забит песком и не потерял корпус. Саксофон, как ему и полагается, в меру резок, но не визглив. Всё сбалансировано. Твитер не «отцепляется» от НЧ/СЧ динамика, звучание во всём диапазоне слитное и цельное. Короче, не нашел, к чему можно всерьёз придраться.
Верхние частоты
Признаюсь честно, в предыдущем поколении Hertz Mille твитеры вообще ни разу не вдохновляли. Возможно, это дело вкуса, но их «мелкопесочный» характер мне был не по душе. Похожего характера я ожидал и здесь, но должен признать, новое поколение звучит интереснее – живее и натуральнее. Хотя небольшая «фирменная» сухость в какой-то степени всё же осталось. Это ощущается, например, на женском вокале, особенно если сама запись богата свистяще-шипящими звуками. Нет, они не акцентируются, с этим-то как раз всё очень корректно. Сам характер таких звуков показался несколько «суховатым» и каким-то «шершавым» что ли. Как будто в горле у исполнителя пересохло.
В положении переключателя кроссовера «+2,5 дБ» эта особенность заметна сильнее, в положении «0 дБ» ощущается гораздо меньше. Но это при почти прямой ориентации твитеров в сторону слушателя, при сильном развороте в реальной инсталляции может получиться иначе. Хотя, сильно отворачивать твитеры или прятать их глубоко под штатные сетки я бы не стал. Как и предположил при измерении, так они растеряют свою лёгкость. Примите это во внимание при выборе для них места.
Выводы
Если коротко, то акустика звучит весьма и весьма интересно. Отличный низ, сбалансированные средние частоты, подробный, хоть и слегка «подсушенный» верх, хорошая передача «пространства».
Больше того, через какое-то время я просто поймал себя на том, что звук не утомляет. Напротив, ухо быстро адаптируется к нему, перестает цепляться за особенности, и через какое-то время начинаешь не оценивать и воспринимать отдельные звуки, а слушать саму музыку. Это ценно, не любая акустика так может. Главное – не испортить всё это кривой инсталляцией.
Пару слов по настройке поканалки
На самом деле, измеренные АЧХ уже сами по себе показали все особенности, которые придётся обходить при настройке стыка мидбаса и твитера. Тем не менее, всё же собрал систему поканально и погонял частоты раздела и порядки фильтров.
Вывод таков. При поканальном включении стыковать твитер с мидбасом можно смело в районе 2-2,5 кГц. Если ниже – будет совсем тяжело твитерам, при размере купола 25 мм они и так на пределе разумного. Если выше – твитерам будет хорошо, но мидбасы могут горбить в области верхней середины. Хотя, последнее – не факт, всё будет зависеть от геометрии конкретного салона и разворота динамиков. Нужно пробовать. В крайнем случае, можно будет слегка поработать эквалайзером.
Чтоб наверняка без проблем, есть смысл подумать о добавлении к комплекту третьей полосы. Тогда систему можно будет настроить вообще ровно-ровно. По крайней мере, мидбасы и твитеры к этому уже располагают.
Плюсы
Красивое, насыщенное и неутомляющее звучание
Уверенно играет на нижнем краю диапазона, легко срастить почти с любым сабвуфером
Минусы
Характер ВЧ имеет свои особенности, хотя и не такие явные, как в предыдущем поколении
https://carmus.ru/content/70
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)