Положение новой линейки в модельном ряду требует отдельного пояснения, поэтому перед тестом буквально пару слов о том, что такое Cento и Cento Pro. Правильно читать "ченто", итальянцы всё же. Одно из значений этого слова – цифра "сто". Получается, Hertz сейчас почти полностью перешёл на "цифровой" ряд: Uno / Dieci / Cento / Mille – 1 / 10 / 100 / 1000.
Кстати, немного инсайда. Переход на новые обозначения в Elettromedia затеяли в своё время с приобретением системы Klippel. Кто не в курсе, это очень навороченный и невменяемо дорогущий измерительный комплекс (настолько дорогой, что его могут позволить себе единицы разработчиков), который состоит из разных модулей для измерений или контроля.
Скажем, с Klippel можно наглядно видеть, как распространяются механические напряжения в диффузоре при работе динамика, насколько линейно движение диффузора в плюс и в минус, как вообще ведёт себя динамик на малых и больших амплитудах и много других подобных вещей, которые не учитываются при обычном проектировании.
Ко мне в руки попал список аппаратных модулей, которые сейчас есть в Elettromedia (эта система наращиваемая), и, должен признаться, я был очень впечатлён. Как-нибудь обязательно расскажу об этом отдельно (поверьте, оно того стоит, китайцы со своими динамиками-конструкторами тут даже близко не стояли), а пока что вернусь к нашей акустике.
Основная линейка Cento, как ожидается, придёт на смену нынешней Energy, представлять которую, полагаю, не нужно. А вот Cento с добавкой Pro – расположена на ступеньку выше. Это поначалу сбивает с толку, потому как в серии Mille всё наоборот – Pro стоит как раз ниже, чем Mille Legend.
Получается, что Pro – это некий промежуточный уровень между "сотой" (Cento) и "тысячной" (Mille) сериями, и если выстроить серии по возрастанию, то модельный ряд получается вот таким:
- Cento (скоро придёт на смену серии Energy)
- Cento Pro (как раз в этом тесте)
- Mille Pro (тоже уже довелось изучать)
- Mille Legend (топовая акустика Hertz)
В каком-то смысле получается, что Cento Pro – это новая ценовая ниша для Hertz. Комплект компонентной акустики Hertz CPK 165, который у меня оказался в руках, на момент теста стоит 15400 рублей.
Конструкция
Первое, что сразу обращает на себя внимание – качество изготовления, с ним здесь всё в полном порядке. Динамики просто приятно держать в руках.
НЧ/СЧ динамики выполнены на стальной штампованной корзине с матовым антирезонансным покрытием. Окна корзины довольно крупные – на это мало кто обращает внимание, но это тоже важный момент, динамик должен свободно "дышать" своей тыльной стороной. Особенно, учитывая, что порой он и без того может быть установлен в достаточно тесный подиум.
Диффузор выполнен из целлюлозы с полимерным покрытием лицевой стороны. Вместе с колпачком его форма явно перекликается с геометрией V-Cone для диффузоров серий Mille. Впрочем, здесь это не просто декор, криволинейная образующая конуса – средство повышения его жёсткости и борьба с распространением механических "изгибных" напряжений внутри диффузора. Измерения, кстати, наглядно покажут, что это не пустые слова, чуть дальше всё сами увидите.
Магнитная система заключена в защитный кожух, под которым, если слегка отогнуть край, видны вентиляционные отверстия под фланцем центрирующей шайбы. Совсем снять кожух не получается, он приклеен к магниту.
К исполнению центрирующей шайбы, терминалов подключения акустических кабелей и подводящих проводников вопросов не нашлось – всё технологически просто, но очень аккуратно и по делу.
В комплект Hertz CPK 165 входят защитные грили, так что динамики можно не только прятать в штатные места, но и ставить в кастомные подиумы.
Твитеры выглядят вполне обычно, но, судя по тому, что довелось услышать весной от Лоренцо Кваттрини (Lorenzo Quattrini), ведущего инженера Elettromedia, имеют немало конструктивных хитростей внутри.
Одна из них – Center Tuning Duct, осевой канал в магнитной системе с выводом в тыловую акустическую камеру. Объёмом, хитрой формой и подбором материала для заполнения всего этого хозяйства удалось, как заявляется, снизить резонансную частоту твитера и улучшить импульсный отклик. Аналогичная фишка используется, кстати, в акустике серий Mille (не иначе как результат использования уже упомянутого Klippel). Посмотрим, измерим, послушаем, а пока что вот вам красивая картинка из официальной презентации линейки.
Кстати, обратите внимание, подвес купола получается закрытым и не участвует в излучении. На такое усложнение конструкции разработчики явно пошли не ради красоты, а чтобы сформировать нужную диаграмму направленности. Опять же, измерения покажут.
И небольшое отступление от компонентной модели. Для коаксиальных Hertz CPX 165 и CPX 690 используются похожие твитеры, но в них акустическая камера сделана иначе. В её качестве используется полая ножка, на которой твитер держится. Согласитесь, мало кто из производителей так заморачивается с коаксиалами.
Снова вернёмся к компонентным CPK 165. В комплекте для твитеров идёт разная установочная мелочёвка – их можно врезать в поверхность, установить в наружные чашки или приспособить в штатные места через обоймы с "ушами".
Кроссоверы средней "крупности", их размеры 8,6 х 11 см и высота 3 см.
Судя по количеству элементов (плата прихвачена клеем, точно проследить схему не получилось), построены на фильтрах второго порядка с настраиваемой аттенюацией твитеров. Переключатель имеет три положения – "-2 дБ", "0 дБ" и "+2 дБ".
Измерения
Как и в случае с недавно изученным сабвуфером серии Mille Pro, попадание параметров в заявку практически ювелирное. Похоже, Hertz можно приводить в пример некоторым компаниям как образец правильности и стабильности производства.
Заявленные / измеренные параметры Mille CPK 165:
- Fs (собственная резонансная частота) – 60 Гц / 61 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 11,5 л / 10,3 л
- Qms (механическая добротность) – 4,3 / 3,82
- Qes (электрическая добротность) – 0,66 / 0,68
- Qts (полная добротность) – 0,57 / 0,58
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16 г / 16 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,45 Тл м / 5,40 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом / 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 92,5 дБ / 87,6 дБ
Полная добротность относительно невысокая, но при дверной установке она подтянется повыше. Вес подвижки средний для 6.5-дюймовых динамиков. Резонансная частота, как и было обещано, достаточно низкая. Разве что чувствительность итальянцы любят давать "маркетинговую", без указания условий измерения (собственно, как и большинство производителей).
АЧХ у НЧ/СЧ динамика спокойная, без резких провалов и выбросов. Это хорошо, криволинейная форма диффузора своё дело делает – его практически не ломает (и снова вспоминается информация про Klippel). К тому же форма АЧХ слабо зависит от угла разворота динамика даже без использования кроссовера, что для автомобильного мидбаса можно считать плюсом.
С включением через кроссовер АЧХ перестаёт зависеть от разворота от слова "совсем".
На графике акустической фазы обошлось без резких переломов. Кое-какая неуверенность появляется только выше 2,5-3 кГц, но в целом динамик входит в модальный режим работы (когда длина волны становится сопоставимой с размерами диффузора) очень мягко.
По искажениям ситуация в пределах допустимого, хотя с понижением частоты кривая КГИ начинает болтаться в опасной зоне около 5%. Драматизировать особых причин нет, основной тон в этом всё равно задаёт вторая гармоника.
На средних частотах всё чистенько. По всему видно, что динамик явно создавался с прицелом на двухполоску, сопряжение с твитером должно получиться без проблем.
Твитер работает достаточно ровно, с его разворотом АЧХ не ломается, а плавно смещается вниз.
Фаза линейна, за исключением, разве что, самого верхнего края диапазона. Но это нормально, на частоте 15 кГц длина волны получается чуть больше 2 см, так что это результат банальной интерференции.
Внизу рабочего диапазона, как видите, тоже без резких переломов. Похоже, что твитер, как и было обещано, может уверенно работать в очень широкой полосе, начиная где-то с 2,5-3 кГц. Это на заметку тем, кто будет включать акустику поканально с активной фильтрацией.
Измерения искажений это подтверждают, заметный рост третьей гармоники начинается только ниже 1,5 кГц. А выше 3 кГц общий уровень искажений падает вообще ниже 1%:
Разумеется, обмануть физику не получится, всё же размер излучателя невелик, хотя твитер действительно позволяет побаловаться с настройками.
Штатный кроссовер режет относительно низко, но не до фанатизма. Как показало дальнейшее прослушивание – твитеру при этом работается достаточно легко, звучание не грубеет и не "обогащается" призвуками даже на громкости выше средней (хотя, чего уж там, понятие "средней громкости" у каждого своё).
Переключатель уровня на кроссовере работает как ему и полагается – форма АЧХ не корявится, кривая просто смещается по вертикали.
В общем, с инженерной точки зрения Cento Pro – скука полная, поскольку серьёзно придраться особо и не к чему. Ну разве что чуть повышенные искажения в мидбасовой области, хотя недостаток этот можно считать формальным, поскольку дело обошлось "музыкальной" второй гармоникой. При всей своей внешней простоте акустика сделана грамотно, количество явных компромиссов сведено к минимуму.
Звучание
Долго расписывать особенности звучания не стану, пробегусь по основным впечатлениям и выводам, которые удалось сделать после прослушивания Hertz CPK 165 в моём привычном тестовом тракте.
Общее впечатление, звучание на СЧ и ВЧ
Во-первых, как-то сразу стало понятно, что твитер в Cento Pro получился удачным. Я почти всегда придирался к "песочности" и "сухости" звучания акустики Hertz в этом диапазоне, но, судя по всему, в Elettromedia здорово научились работать с тканевыми куполами даже в относительно умеренной ценовой категории. Никакой лишней синтетики или слишком явного окраса – медные тарелки не истончаются и не тускнеют, обертона в каких-нибудь духовых инструментах не рассыпаются стеклянным песком. Ощущение "воздуха" хоть и не зашкаливает, но звучание на верхах ни разу не скучное.
Другой плюс новых твитеров – действительно неожиданно уверенная работа внизу отведённого им диапазона. Наглядный пример – лёгкая и подробная передача обертонов в вокале, за счёт чего звучание получается "живым" и красивым. Это не слишком свойственно двухполоскам в схожей цене. Как правило, на стыке полос твитер не всегда способен адекватно принять "эстафету" у НЧ/СЧ динамика, который на этих частотах обычно уже начинает заметно "ломать". В итоге – слабая динамика и субъективное ощущение "зажатого" звучания, хотя формально АЧХ может быть чуть ли не идеальной. Здесь подобных вещей не наблюдается.
Теперь я понимаю, почему на весенней конференции Elettromedia итальянцы все уши протёрли тем, как они разрабатывали высокочастотники. Тогда я не придал этому особого значения, а ведь похоже, что в этом направлении действительно была проделана огромная работа, и старания, судя по услышанному, оказались ненапрасными.
Звучание на НЧ
Характерная особенность НЧ/СЧ динамиков – довольно уверенная (для размера 6.5 дюймов) работа внизу. Это практически сразу показали треки Yello – в последних альбомах стариканы электроники уж как-то особенно полюбили низкочастотные вибрации. Да и ритмичный хаус или транс вставляет очень даже ничего – Audiomatic вот прямо хорошо зашёл, причём, даже на приличной громкости динамики нормально контролировались усилителем.
Невзлюбить Cento Pro могут разве что сторонники жёсткой "концертной" подачи баса с переакцентированным мидбасовым диапазоном. Бас у Cento Pro точный, но какой-то уж слишком аккуратный что ли, без хлёсткости. Басовый ритм на треках Майкла Джексона не бьёт в грудь. Хотя, контрабас у Патриции Барбер совсем не теряется и в то же время не раздувается в размерах. Так что любители томно-пафосного домашнего стерео, в принципе, тоже останутся довольны.
А вообще, многое будет зависеть ещё и от настроек. Низкая частота собственного резонанса позволяет практически вывести её за пределы рабочей полосы динамика. К примеру, настройка ФВЧ на 70-80 Гц (12 или 24 дБ/октава) очень хорошо скажется на точности баса. Правда, для этого и саб придётся подбирать соответствующий – он должен эффективно дотягивать до этой отметки, а не "вязнуть" выше 50 Гц. Но это уже немного другая история.
Выводы
Очень удачная акустика, к разработке которой подошли с толком и вниманием к мелочам. Да, нужно понимать, что это вполне "земная" ценовая категория, и ждать "соплей во флейте" или каких-то возвышенных аудиофильских подвигов не нужно.
Тем не менее, в своей ценовой нише Cento Pro выглядит очень и очень достойно – обладает сбалансированным и ясным звучанием и, что важно, достаточно лёгкой и нейтральной передачей верхней середины – самой критичной области почти для любой двухполосной акустики.
Плюсы
Высокое качество изготовления
Твитер с широким частотным диапазоном
Уверенное и точное воспроизведение нижних частот
Звуковые возможности явно выше цены
Минусы
Каких-то особо серьёзных минусов не обнаружено
https://carmus.ru/content/281
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)