Такой подход во многих случаях будет обоснованным и рациональным. Например, когда система имеет традиционный аналоговый источник (штатка или какое-то другое ГУ, неважно), при этом нужны расширенные настройки, а добавлять в систему отдельный процессор не позволяет бюджет.
А ещё, кстати, есть небольшой профит для профессиональных установщиков – не будет проблем с криворукими клиентами. Поставил, настроил нормально с компа, отключил USB. Всё. Никто потом не полезет с отвёрткой крутить гейны и фильтры (в отличие от усилителей с традиционными "крутилками"), а потом с жалостливым видом объясняться "я ничего не трогал, это оно само сбилось / захрипело / сгорело".
Конструкция
Перед тем, как лезть внутрь, начну с короткого обзора конструкции. Внешне это самый обычный усилитель с односторонней компоновкой корпуса, наличие в нём процессора почти ничто не выдаёт. Впрочем, корпус довольно элегантный, в этом плане Eton всегда отличались хорошим вкусом.
Разъёмов RCA – три пары. Одна "лишняя" – это линейные выходы для подключения других усилителей. Процессор-то здесь 6-канальный, четыре его канала работают на сам усилитель, а ещё два – как раз выводятся на эти разъёмы.
Вместо обычных аналоговых крутилок – разъём USB. Переключатель рядом с ним ведает выбором режимов системы автовключения – актуально при подключении к штатным системам, позволяет обойтись без сигнала Remote.
Для подключения по высокому уровню (например, к штатному ГУ вместо динамиков) отдельных разъёмов не предусмотрено. Сигнал подаётся прямо на RCA-разъёмы через переходники в комплекте. Диапазон регулировки чувствительности допускает такую универсальность.
Дистанционный регулятор уровня пригодится, если одна из пар каналов будет работать мостом на сабвуфер. Выполнен, правда, в открытом корпусе (можно считать, совсем без корпуса). Из программы управления процессором можно назначить каналы, в которых он будет действовать.
Теперь к самому интересному – к начинке. Открываю крышку. Вдоль "задней" стенки выстроились силовые транзисторы блока питания. Транзисторов звуковой части пока не видно.
Процессорная часть оформлена в виде отдельной субплаты, "укутанной" в экран. Откручиваю, снимаю.
Под ней расположена силовая звуковая часть. При более детальном изучении оказывается, что силовые ключи звуковой части закреплены под платой, радиатором для них является верхняя часть корпуса усилителя. Это хорошо с точки зрения теплового режима, так они оказались максимально разведенными с силовыми ключами БП.
Кстати, элементы вполне приличные, в критичных частях схемы использованы "быстрые" конденсаторы с низким внутренним сопротивлением (Low ESR).
Львиную долю платы занимает блок питания.
А вот и само сердце усилителя. Цифровая обработка сигнала возложена на 28-битный чип ADAU1701 от Analog Device. Судя по даташиту, у него вроде как есть собственные АЦП, но разработчики, видимо, решили, что они не обеспечивают должного качества звучания. По крайней мере, на плате замечены отдельные очень недурные АЦП AKM5358 от Asahi Kosei (работают с разрешением 96 кГц / 24 бит). А вот ЦАП, судя по всему, используется встроенный в процессорный "камень".
Маркировка микроконтроллера MC9508JM16 зачем-то замазана краской. Пфф… можно подумать, не узнал бы. Очень похоже, что здесь он отвечает за USB-соединение и вспомогательные "обслуживающие" функции. И какой был смысл секретничать?
Из операционников замечены NE5532 и TL072. Нормальные проверенные "рабочие лошадки" среднего класса, которые используются в очень многих усилителях. Их вклад в общее звучание сильно зависит от обвязки, поэтому поспешные выводы делать не нужно.
Управление
Софт в комплекте с усилителем не идёт, всё скачивается с официального сайта Eton. Разумно, потому что периодически выходят обновления самой программы и прошивок процессора.
Интерфейс выглядит непривычно, безо всяких красочных финтифлюшек. Обычно всё стараются уместить в одно окно, здесь же функции разбиты по нескольким вкладкам.
В первой – коммутация, тут указываем с каких входов на какие выходы должен идти сигнал. Для упрощения задачи – внизу слева есть две кнопки – "2 входа и 6 выходов" или "4 входа и 6 выходов". Выбрал для примера второй вариант. Сразу же можно поднастроить чувствительности входов. Типа, "покрутить гейны".
Фильтры НЧ и ВЧ включаются и настраиваются почти независимо друг от друга. Выбор частот среза ничем не ограничен, точность – 1 Гц. Крутизна – вплоть до 48 дБ/октава. Впрочем, выставить везде максимальную крутизну процессор всё равно не даст. Если, например, в одной паре выставлена крутизна 48 дБ/октава, то в остальных каналах можно выставить не выше 36 или 24.
Видимо, всё упирается в вычислительные мощности процессора, и программа принудительно ограничивает варианты. Хотя, давайте честно, вот на кой вам во всех шести каналах ставить 48 дБ/октава? Оно и 24-то не везде нужно, так что запас в любом случае достаточный.
Кстати, если нажать внизу в окошке надпись Show Plot, то можно контролировать получившиеся АЧХ, программа открывает дополнительное окно с графиками.
Дальше – задержки. Естественно, для каждого канала отдельно. По умолчанию всё показывается в миллисекундах, но на вкладке Setup можно настроить отображение хоть в миллиметрах, хоть в сантиметрах, хоть вообще в дюймах или футах (вдруг вы чистокровный англичанин и метрическая система вам претит?).
Ещё дальше – несколько вкладок с эквалайзерами, каждая вкладка для своей пары каналов. Тут тоже каждый канал можно настраивать отдельно:
Разумеется, контролируя получающееся безобразие в окне с графиками:
Ну и, наконец, уровни выходного сигнала.
Измерения
Первым делом подаю на вход разные сочетания частот, смотрю, много ли усилитель добавляет в сигнал отсебятины. На удивление, спектр гармонических и интермодуляционных искажений весьма умеренный, высшие гармоники практически отсутствуют. Уровень шума низкий. В общем, объективно всё выглядит очень и очень неплохо.
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц + 120 Гц
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц + 6 кГц
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 10 кГц + 11 кГц
В целом уровень искажений невысокий, в рабочей области мощностей порядка каких-то сотых (а то и тысячных) долей процента. На малых уровнях сигнала немного выше, но тоже в пределах разумного.
Зависимость КГИ от выходной мощности
Заявка выходной мощности подтверждается (обещано 105 и 165 Вт, соответственно, на 4 и 2 Ом), и даже с небольшим запасом (как всегда, определяю согласно стандарта CEA-2006 по уровню 1%):
- Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 107 Вт
- Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 178 Вт
Звучание
Звучит усилитель интересно. Плотно и упруго на НЧ и немного суховато на СЧ и ВЧ. Но, на удивление, совсем не синтетично, как это часто бывает с D-классом (по крайней мере, если не придираться с совсем уж аудиофильскими заморочками).
Не стану говорить, что вот эту музыку с ним слушать хорошо, а вот эту – плохо, жанрово Eton Stage 4 достаточно универсален. Но ритмичная электроника, как по мне, вставляет больше. Возможно, из-за характера баса – основательный такой, плотный, упругий, "мясной". Но не "жирный".
Кстати, заметил, что на музыке с акцентированными нижними частотами усилитель не зашивается при повышении громкости. Да и вообще он любит, когда ему дают работать в полную силу, а не держат "в узде" на малых уровнях. При этом с ростом громкости бас не становится рыхлым, не размазывается и, что важно, не заставляет усилитель тухнуть и терять динамику на средних и высоких частотах.
На треках с богатым "эмбиенсом", записанных, например, в больших концертных залах или же просто грамотно сведённых с заметной реверберацией, масштабы звуковой сцены передаются уверенно, хотя, чего уж там, не рекордно. И снова заметно, что усилитель в полной мере раскрывается только с повышением громкости. Интересная особенность.
Выводы
Когда делаешь выводы, полученные впечатления нужно всегда соотносить с ценой. При немалых возможностях настройки и неплохом звуковом потенциале цена Eton Stage 4 в районе 30 тыс. рублей выглядит вполне адекватной. Предположу, что некоторые начнут обмусоливать встроенные ЦАП и не самые пафосные операционники. Но снобствовать, как минимум, глупо, потому что в своей цене конкурентов у Eton Stage 4 всё равно найдётся немного. Разве что Kicker IQ500.4, у него похожая концепция – это не процессор, в который добавили усилитель, а усилитель, в котором традиционная кроссоверная часть расширена до возможностей процессора.
Так что если такой принцип построения (процессорная система с аналоговым источником) вписывается в ваши требования, Eton – вполне достойный вариант. Связки из раздельных процессора и усилителя в любом случае либо получаются заметно дороже, либо умещаются в цену, но заведомо проигрывают по звуку, либо это вообще вариант б/у. В общем, в своей рыночной нише усилитель сидит прочно.
Плюсы
Компактные размеры
Качественно сделан
Высокая выходная мощность
Развитая система автоматического включения по наличию сигнала
Минусы
Раз уж имеем процессор, хотелось бы иметь цифровые входы
https://carmus.ru/content/149
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)