Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Дома и в автомобиле. Тест компонентных акустических систем Black Hydra HGC-2.28

    Об этой акустике серии Gamma я слышал разные мнения. Одним в ней нравятся НЧ/СЧ динамики, но не нравятся твитеры. Вторые, напротив, в восторге от твитеров, но НЧ/СЧ динамики оставляют равнодушными. На самом деле это означает, что акустика имеет особенности, выбивающиеся за рамки привычных стандартных решений. Так что тест обещал много неожиданностей.

    Конструкция

    Акустика предлагается в "активном" варианте, т. е. без кроссовера – только НЧ/СЧ динамики HGC-2.28W и твитеры HGC-2.28T (цена комплекта на момент теста – около 25000 рублей). Но если что, для ценителей Pure Passive есть отдельно кроссоверы, разработанные конкретно под эту акустику с учётом особенностей динамиков.


    В комплекте идут перчатки – так частенько делают производители домашней техники, намекая на то, что она требует к себе особого уважения. Как оказалось, про домашнюю технику применительно к Black Hydra HGC-2.28 придётся вспомнить ещё не раз.


    А вот этот предмет в комплекте уже более практичен – шестигранный ключ-отвёртка для зажима акустических кабелей в терминалах. Приятная мелочь – динамики будут ставиться один раз, а ключ потом останется как небольшой полезный презент.


    Грили в комплекте тоже есть, но тут обошлось без особых заморочек – просто стандартные сеточки.


    Теперь к самим динамикам. С первого взгляда внимание привлекают три особенности. Во-первых, покрытие диффузоров имеет "шершавую" фактуру. Это дополнительно демпфирует распространение по диффузору механических напряжений, а значит, устраняет возможный "окрас" звучания. Плюс ко всему, таким образом демпфируется приграничный к поверхности диффузора слой воздуха, что тоже должно сказаться на звучании.


    Во-вторых, фазовыравнивающая "пуля" в центре диффузора имеет форму усечённого конуса со сложной "вогнутой" образующей. Не совсем такую же, но похожую форму использует компания Pioneer, например, в серии PRS. Задача "пули" – оптимизировать излучение динамика, когда он расположен под углом к слушателям.
    И в-третьих, верхние подвесы здесь имеют профиль с плавным переходом от самого "бублика" к поверхности диффузора. Обычно это позволяет уменьшить "отражение" от краёв диффузора механических напряжений, концентрически распространяющихся от места крепления каркаса звуковой катушки. В конечном итоге это опять же положительно сказывается на качестве звука.


    Сам диффузор, к слову, достаточно жёсткий. Тут повлияли два фактора – сам материал (удачно выбранный целлюлозный композит) и криволинейная образующая самого конуса.


    Корзина динамика литая и просто каменно-жёсткая. Звонкость? Не, не слышал. Мотор построен на довольно крупном магните – 100 мм в диаметре. Это немного больше среднего, принятого в 6,5-дюймовом калибре.


    Терминалы подключения акустических кабелей – закрытого типа. Всё бы ничего, но они на самом деле не самые удобные – винт зажимает очищенный отрезок кабеля на самом кончике. Если использовать не самый мягкий кабель (а уровень акустики как бы подразумевает, что можно использовать не только простую "лапшу"), то кабель очень легко выдернуть из терминалов.


    Твитеры своим внешним видом больше напоминают высокочастотники какой-нибудь домашней акустики (ещё один, и далеко не последний, повод вспомнить "домашку") – большие фланцы с крепёжными отверстиями.


    Излучающий купол отформован из полупрозрачного шёлка и помещён в короткий рупор. Сетка несъёмная. Сам корпус цельный, металлический.


    Измерения НЧ/СЧ динамиков HGC-2.28W

    Измеренные параметры не то, чтобы совсем не совпали с заявкой, но очень похоже на то, что официальные параметры снимались с опытных образцов, как это чаще всего бывает, а в серийную акустику были внесены изменения. Причём, не в подвесы или в диффузор, а конкретно в намотку звуковой катушки. Это видно хотя бы по тому, что параметр Re (который тупо измеряется мультиметром) на деле оказался ниже заявленного. Да и остальные параметры на то намекают.
    Зависимости импеданса от частоты для НЧ/СЧ динамика HGC-2.28W (красная) и твитера HGC-2.28T (синяя)

    Заявленные / фактические параметры НЧ/СЧ динамика Black Hydra HGC-2.28W:


    • Fs (собственная резонансная частота) – 56 Гц / 55 Гц
    • Vas (эквивалентный объем) –20,1 л / 14 л
    • Qms (механическая добротность) – 6,81 / 7,01
    • Qes (электрическая добротность) – 0,59 / 0,41
    • Qts (полная добротность) – 0,54 / 0,39
    • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 20 г / 19 г
    • BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,3 Тл м / 6,4 Тл м
    • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,1 / 2,7 Ом
    • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 91,6 дБ / 88,8 дБ


    И ещё один момент. Обратите внимание на добротности. Среди автомобильной акустики мне пока не доводилось встречать динамиков с такими значениями. Они больше характерны опять же для динамиков домашней акустики.
    При установке как обычно, в дверь, на нижнем краю рабочего диапазона получается плавный спад. Бас получается без особого напора, хотя, как ни странно, упрекнуть акустику в отсутствии басовитости нельзя, в низкочастотную область она забирается весьма прилично. Но про прослушивание я лучше расскажу отдельно.

    АЧХ Black Hydra HGC-2.28W при установке в объём 35 литров.
    Красная – по оси динамика
    Синяя – под углом 30 градусов
    Зелёная – под углом 60 градусов


    Пока же появился повод прикинуть оформление динамика. Установка тупо в дверь – не единственный возможный вариант для HGC-2.28W. Например, гораздо более интересных результатов можно добиться с фазоинвертором. Да, это сложнее. Но зато посмотрите, какая получается завидная АЧХ при установке динамика в 7-литровый корпус с портом, настроенным на 65 Гц (труба диаметром 4 см и длиной 9 см):
    Расчётная АЧХ для Black Hydra HGC-2.28W при установке в фазоинверторное оформление (7 литров / 65 Гц)

    Кто искал "ящичный" мидбас? Вот вам и подходящий вариант. А ещё на этих динамиках можно построить неплохую домашнюю акустику. Но это так, к слову.

    Измерения твитеров HGC-2.28T

    Измерения высокочастотников начал с того, что включил их без фильтров и оценил, что они вообще собой представляют. Как всегда, АЧХ в таком варианте включения не очень привлекательна, но она даёт понять, что с твитером нужно делать дальше.

    АЧХ твитера Black Hydra HGC-2.28T при включении без фильтров
    Красная – по оси динамика
    Синяя – под углом 30 градусов
    Зелёная – под углом 60 градусов
    Фиолетовая – коэффициент гармонических искажений


    Заодно снял график КГИ – коэффициента гармонических искажений. По нему чётко видно, как искажения растут с понижением частоты. И глядя на него, я бы не стал настраивать ФВЧ для HGC-2.28T ниже 4-5 кГц. Да и то, если крутизна будет не самой низкой.
    Попробовал поэкспериментировать. К примеру, вот что получается, если включить в каналах твитера фильтр на 6 кГц с крутизной 12 дБ/октава:

    АЧХ твитера Black Hydra HGC-2.28T при включении фильтра 6 кГц и 12 дБ/октава
    Красная – по оси динамика
    Синяя – под углом 30 градусов
    Зелёная – под углом 60 градусов


    Уже лучше, правда? При этом эффективно твитер начинает излучать где-то уже примерно с 5 кГц.
    А теперь если вернуться к АЧХ для мидбаса, то окажется, что он способен вполне себе эффективно дотянуть до твитера. И если динамик будет ориентирован под углом к слушателям (а в автомобиле мидбас в любом случае будет ориентирован под углом), то для их стыковки даже фильтров высоких порядков не понадобится.

    Звучание

    Систему для прослушивания построил с учётом измерений – боксы под СЧ/НЧ динамики развёрнуты почти друг на друга, твитеры расположились чуть выше на подставках. Всё это подключалось к четырёхканальнику Black Hydra HBA-4.130, а само деление осуществлялось процессором Helix DSP.2.
    Раздел полос получился таким – НЧ/СЧ динамики резались сверху на 4 кГц с крутизной 6 дБ/октава, твитеры подрезались снизу на 6 кГц с крутизной 12 дБ/октава. Но тут сразу предостерегу – этот вариант не универсальный, в каждом автомобиле будет своё сочетание настроек.

    Звучание на НЧ

    При установке мидбасов в 35-литровые боксы бас получается непривычно чёткий, сухой и точный. Сказывается сильный мотор – он хорошо держит диффузор. Удар – динамик отработал и встал. Никакого гудения.
    Но при этом бас совсем не поражает напором, из-за чего в звучании порой не хватает основательности и эмоционального драйва. Слишком уж он правильный. Всё же любителям "мяса" есть смысл задуматься о фазоинверторных корпусах.

    Звучание на ВЧ

    Твитеры обладают довольно необычным характером. Несколько раз в отзывах о них я слышал слово "звонкие". Но я бы не назвал их характер именно звонким, жёсткого или грубого окраса на ВЧ нет. А вот то, что ВЧ иногда бывают немного навязчивы своей "чрезмерной подробностью" – это действительно так. Тонкие нюансы звучания порой уж слишком старательно "вытаскиваются" на передний план.
    Снова то самое ощущение, что динамики пришли из домашней техники – комфортнее всего их звучание воспринимается в "среднем поле", т. е. как раз так, как обычно и слушается домашняя стереосистема в комнате средних размеров.
    Впрочем, тут есть три фактора, которые сильно влияют на характер ВЧ. Во-первых, твитеры тоже должны разминаться. И конкретно для HGC-2.28T этот процесс может потребовать больше времени, чем обычно. По крайней мере, за несколько дней работы в "фоновом режиме" звучание хоть и сохранило общий характер, но уже стало несколько мягче.
    Общаясь с людьми, которые уже строили системы на HGC-2.28, я услышал, что твитерам нужно 110-120 часов, чтобы они по-настоящему раскрылись. Для автомобильной акустики это непривычно долго, но в той же домашней технике это в порядке вещей. Да и то, что я услышал сам, это в какой-то степени тоже подтверждает.
    Во-вторых, опять же, всё зависит от настроек. Скажем, если опустить частоту раздела ФВЧ, то звучание действительно приобретает ненужный окрас, который, пожалуй, уже можно назвать звонкостью. Но, как говорится, "сдуру можно сломать что угодно", так что режем твитеры снизу аккуратно, слушая, как при этом меняется характер ВЧ.
    В-третьих, никто не отменял эквалайзер. Обратите внимание, на АЧХ твитера присутствует небольшой горбик в области 9-10 кГц. А ведь это как раз та самая область, которая ответственна за "цыки-псыки". И что интересно, небольшой коррекции параметрическим эквалайзером (в моём случае – частота 9,7 кГц, уровень -4 дБ, добротность 4,0) оказалось достаточно, чтобы в значительной мере избавиться от назойливости на ВЧ. Да и формально АЧХ при этом заметно подравнялась:

    АЧХ твитера Black Hydra HGC-2.28T с включенным фильтром и эквализацией
    Красная – по оси динамика
    Синяя – под углом 30 градусов
    Зелёная – под углом 60 градусов


    Выводы

    Если коротко, то потенциал у динамиков огромен. Но это может сыграть и злую шутку – в зависимости от способа установки и настройки можно получить как редкое по своей красоте звучание (по крайней мере, в своей ценовой категории), так и откровенно всё испортить, а потом говорить, что "акустика не играет".
    При этом нужно помнить, что динамики явно имеют "домашние" корни. И если в самом начале это была лишь догадка, то после измерений и прослушивания это можно утверждать уже с большой вероятностью. Скажем, параметры НЧ/СЧ динамиков – как у хороших головок для домашней стереосистемы, и в автомобиле всё будет зависеть от того, как вы их установите. Выбором оформления можно получить либо сухой и точный бас, граничащий с легковесностью, либо сочный, полновесный и способный оставить сабвуфер почти без работы.
    Очень неплох потенциал на СЧ. И хоть динамик имеет не самую лёгкую подвижную систему (скорее, она даже чуть тяжелее среднестатистической для 6,5-дюймовых динамиков), но мощный мотор её надёжно держит, и звучание не теряет динамику в этом диапазоне. А если мидбасы подрезать снизу на 60-70 Гц и тем самым "вывести" резонансную частоту из рабочей области частот, то звучание на СЧ от этого только выиграет.
    Твитеры очень чувствительны к настройке и требуют в этом деле определённого опыта. В любом случае нужно очень сильно "постараться", чтобы получить с ними мутное звучание. Они безжалостно вытаскивают наружу все нюансы. Тут, конечно, дело вкуса, но для соревновательных систем это свойство обычно очень полезное.

    Плюсы
    Добротная конструкция динамиков
    Возможность менять характер баса выбором оформления
    Высокое разрешение на ВЧ
    Приятные мелочи в комплекте в виде перчаток и отвёртки


    Минусы
    Не очень удобные терминалы подключения акустических кабелей
    Интереснее всего НЧ/СЧ динамики работают при корпусной установке


    https://carmus.ru/content/220
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Black Hydra HGC-2.28
    Black Hydra HGC-2.28
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa