Black Hydra HBC-3.28 тоже поставляется без кроссовера. Вполне логично, ведь акустика недешёвая (на момент теста – почти 37 тыс. рублей), и с большой вероятностью будет частью процессорной системы с поканальным усилением. Для начала бегло оценю конструкцию, а дальше – самое интересное – перейду к измерениям и прослушиванию.
Конструкция
Внешне трёхполосная Beta напоминает двухполосную Gamma. Тот же строгий стиль и отсутствие ненужных украшательств.
Динамики построены на литых корзинах, форма которых уже стала визитной карточкой для всей продукции под брендом Black Hydra.
В отличие от "Гаммы" мидбасовые динамики здесь имеют фазовыравнивающую "пулю" более привычной формы.
Среднечастотники имеют традиционную конструкцию с колпачком.
В мидбасовых и среднечастотных динамиках используются диффузоры из целлюлозного композита, но с разным составом. В мидбасовом диффузор выглядит относительно привычно.
В состав композита среднечастотного динамика добавлены крупные волокна, которые придают им эдакий "крафтовый" вид.
Подводящие в мидбасовом динамике выполнены плоской "косичкой" и прошиты через центрирующую шайбу. В среднечастотнике они выполнены традиционным способом.
А вот терминалы подключения кабелей имеют то же недостаток, что и в двухполоске – зачищенный конец кабеля входит в них неглубоко, что может доставить некоторые проблемы при установке. Особенно если используются жёсткие кабели.
Твитер относительно крупный, его пропорции говорят о том, что в конструкции не обошлось без нагрузочной акустической камеры. Излучающий купол выполнен из тонкого полупрозрачного шёлка с пропиткой и слегка утоплен вглубь корпуса. По сути, фланец образует перед ним короткий рупор с широким раскрывом. Позже оказалось, что он играет заметную роль в звучании и формировании диаграммы направленности, это будет видно на измерениях.
В комплекте к акустике идут защитные грили, выполненные в едином стиле. Для среднечастотников внешний диаметр гриля составляет 104 мм – лишь немногим больше внешнего диаметра фланца самого динамика.
В качестве приятного бонуса – пара разнокалиберных отвёрток-шестигранников в комплекте. Монтировать динамики с ними действительно удобнее, чем с обычными Г-образными шестигранниками.
Ну и снова белые перчатки, которые проводят параллель с дорогой домашней аудиотехникой и психологически как бы готовят к бережному обращению с акустикой.
Измерения в этот раз снова сделал до того, как приступил к прослушиванию. Всё же в поканалке настраивать разделение полос лучше не вслепую, а уже зная особенности каждого динамика.
Измерения
Для начала, как всегда, электромеханические параметры, а потом – АЧХ.
Измеренные параметры мидбасового динамика:
- Fs (собственная резонансная частота) – 64 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 11,2 л
- Qms (механическая добротность) – 3,39
- Qes (электрическая добротность) – 0,81
- Qts (полная добротность) – 0,67
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,7 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,7 дБ
Измеренные параметры среднечастотного динамика:
- Fs (собственная резонансная частота) – 142 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,56 л
- Qms (механическая добротность) – 5,26
- Qes (электрическая добротность) – 1,38
- Qts (полная добротность) – 1,09
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 3 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,6 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,9 дБ
По первым прикидкам, оба динамика совсем не тяготеют к тесным корпусам. НЧ/СЧ динамик буквально создан для дверной установки, да и СЧ динамик, судя по всему, лучше тоже не зажимать в маленький объём. Рассмотрю их возможности детальнее.
АЧХ мидбасового динамика
Чем оказался хорош мидбасовый динамик, так это на удивление ровной АЧХ. До 2 кГц – вообще тишь да гладь. К тому же в этом диапазоне звучание и от угла разворота совсем не зависит.
Пожалуй, его можно было бы с успехом использовать даже в двухполоске. Подвижка у него пусть и не самая лёгкая, но и далеко не самая тяжёлая. К примеру, у той же двухполосной Black Hydra HGC2.28 подвижка гораздо тяжелее, из-за чего эта акустика раскрывается далеко не со всяким усилителем. Так что у трёхполосной "Беты" с этим даже поинтереснее получается.
АЧХ среднечастотного динамика
У среднечастотника всё тоже интересно. Относительно высокая добротность дала небольшой подъём на нижнем краю рабочего диапазона. На деле это совсем не означает, что его можно пускать работать от 150-200 Гц, при прослушивании выявились некоторые особенности, которые заставят настраивать ФВЧ немного выше.
Вверх среднечастотник дотягивает "ровненько и гладенько" примерно до 5 кГц, после чего начинает проявляться зависимость от угла разворота. К слову, при направлении "в лоб" появляется выброс АЧХ выше 10 кГц, и он даёт о себе знать даже при достаточно низкой настройке ФНЧ среднечастотника – звучание приобретает некоторую окраску, как-то "стекленеет" что ли. Так что лёгкий разворот ему совсем не повредит – он нивелирует этот выброс АЧХ, и всё приходит в норму.
Уровень искажений на средней громкости достаточно умеренный, хотя выше 3 кГц третья гармоника неожиданно начинает преобладать над второй. Потом посмотрим, как это скажется на звучании.
АЧХ твитера
Вот тут получилось интересно. Твитер идёт в обойме, напоминающей короткий рупор, и это стало причиной относительно горбатой АЧХ. Это ограничивает свободу в настройке ФВЧ – предпочтение придётся отдать высокой частоте и низкой крутизне. С другой стороны, звучание не так уж и сильно зависит от угла разворота, а это уже можно считать плюсом.
Ну и сразу же приведу характер искажений. По этой части, кстати, всё выглядит весьма прилично, уже с 3-4 кГц твитер может работать полноценно.
А теперь маленький фокус. Если вынуть твитер из обоймы, тем самым лишив его "рупора", то оказывается, что он умеет работать иначе. Более того, в некоторых случаях будет даже предпочтительнее сделать ему более плоский фланец.
В "голом" виде АЧХ твитера по оси становится заметно ровнее, и к тому же он начинает легче работать на самом верху своего диапазона. Ограничение здесь появляется в другом – в таком виде твитер уже не любит, когда его разворачивают, и ориентировать его придётся исключительно в сторону слушателей.
Характер искажений в таком виде остаётся практически таким же, как и при установке твитера в обойму.
Прослушивание и настройка раздела полос
Главная задача прослушивания – не столько оценить звучание акустики как оно есть, сколько выявить её характерные особенности. Эта информация поможет инсталлятору избежать ошибок. Кое-какие выводы уже можно сделать по результатам измерений, но прослушивание дополнило общую картину.
Разумеется, найденные при этом настройки не следует принимать как готовый рецепт, они лишь позволяют понять возможности акустики. Хотя их действительно можно использовать как отправную точку в конкретной инсталляции.
Звучание на НЧ, басовый потенциал
Мидбасовый динамик понравился. Во-первых, бас достаточно глубокий. Динамик не только отрабатывает верхний бас, но и легко забирается в средний бас. Для 6,5-дюймового калибра очень неплохо, стыковка с сабвуфером проблем не вызовет.
Характер баса во многом зависит от усилителя. Я пробовал использовать для прослушивания сразу несколько. Скажем, на мидбасовых каналах поработали Korkunoff Master Unlim 50.4, DLS Ultimate A4, Audio System HX85.4 и Audison Thesis TH quattro.
Скажем, подключение к паре каналов DLS A4 дало жирный, массивный бас, а вместе с Korkunoff бас был не таким тяжеловесным, но более собранным по своей структуре. Связка с Audison Thesis дала шикарное звучание, но это в любом случае усилитель заведомо более высокого класса. Общий же вывод – мидбасовые динамики любят, когда усилитель имеет запас по мощности и у него хороший "держак".
Настройка раздела НЧ/СЧ
Среднечастотник способен играть достаточно низко, и это хорошо. Но подрезать его ниже 300 Гц я бы не стал, звучание становится тяжелее и теряет в микродинамике. Одна из причин – высокая добротность, больше единицы. Физически это означает, что при приближении к резонансной частоте среднечастотник начинает двигать диффузором не столько повторяя подаваемый сигнал, сколько под воздействием сил инерции. Поэтому чем дальше частота среза ФВЧ от резонансной частоты, тем лучше динамик передаёт мелкие нюансы записи.
Но и слишком высоко резать смысла тоже нет – настройку на 400 Гц (при крутизне 12 дБ/октава) можно спокойно принимать за отправную точку. За счёт того, что в нижней части диапазона у среднечастотника наметился небольшой подъём, эффективно излучать он начнёт уже от 300-350 Гц. Поэтому между среднечастотником и мидбасовым динамиком лучше сделать небольшой разрыв – настроить ФНЧ мидбасового динамика на 50-100 Гц ниже, чем ФВЧ среднечастотника.
И ещё одно важное замечание. Все эксперименты проводились при установке среднечастотника в относительно просторный (для него) корпус – около 4 литров. Зажимать его в тесный объём вообще не нужно. Если без этого никак не обойтись, то раздел между НЧ и СЧ придётся поднимать, как минимум, на 50-100 Гц.
Настройка раздела СЧ/ВЧ (твитер в обойме)
В этой части нюансов не меньше. Для начала попробовал поэкспериментировать с твитером как он есть – в обойме, образующей короткий "рупор". Твитеры действительно хорошо работают при небольшом развороте, хотя сильно "давать угла" им всё равно не нужно, теряется лёгкость и воздушность.
Как и предполагал, "срастить" твитер со среднечастотником удалось только с фильтром, настроенным примерно на 8 кГц и с крутизной 6 дБ/октава. В этом случае плавный спад нивелировал горб на АЧХ, и твитер начинал эффективно работать примерно с 5-6 кГц – ровненько и не выпячивая какие-то отдельные диапазоны.
Среднечастотник при этом пришлось ограничивать сверху примерно на 5 кГц (12 дБ/октава), в противном случае получалось "перекрытие" полос, и звучание приобретало навязчивую яркость.
Настройка раздела СЧ/ВЧ (твитер без обоймы)
Извлечение твитера из обоймы заставило полностью пересмотреть настройки. Появилось чуть больше свободы в выборе частоты и крутизны ФВЧ, зато ужесточилось требование к направлению твитеров – при их ориентации в сторону слушателей верхние частоты однозначно звучали интереснее и легче.
В настройке ФВЧ основной тон задали особенности среднечастотника. Резать его сверху выше 5-6 кГц всё же не нужно, а потому сначала выставляем ФНЧ для него, а потом "пристыковываем" к нему твитер, настраивая ФВЧ.
Выводы
Акустика многообещающая, способна на детальное, богатое и утончённое звучание. Но она требует очень вдумчивого подхода к инсталляции и настройке. Принцип "ставим куда получится, а там настройками вытащим" тут не прокатит.
И если с мидбасовым динамиком всё более-менее понятно, то над СЧ/ВЧ звеном следует подумать. Во-первых, среднечастотники не любят смотреть совсем уж "в лоб". Я бы ставил их с небольшим углом. Как вариант – с направлением в точку между подголовниками передних сидений.
Во-вторых, твитер допускает два варианта установки – в обойме и "голышом". В первом случае вы получаете больше свободы в его ориентации, но ФВЧ придётся использовать с высокой частотой раздела и низким порядком. Во втором случае вы получаете больше свободы в настройке ФВЧ, но твитер однозначно лучше ориентировать в сторону слушателей.
Что касается усилителя, то тут тоже следует ответственно отнестись к его выбору. К сожалению, на момент теста у меня уже не было протестированного ранее Black Hydra HBA-4.130. Но сложилось устойчивое убеждение, что он отлично сработался бы с этой акустикой – "держак" у него как раз очень приличный, да и ценовая категория с этой акустикой у него вроде как общая. Так что эту связку, пожалуй, можно будет принять в качестве оптимальной.
Плюсы
Действительно аудиофильское звучание
Серьёзный басовый потенциал
Возможность настроить раздел НЧ/СЧ не выше 350-400 Гц
Твитер допускает разные варианты установки
Высокое качество изготовления
Минусы
Как всегда, инсталлятору придётся серьёзно постараться
https://carmus.ru/content/239
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)