Для начала коротко о ценах – на момент теста 10-дюймовый и 12-дюймовый динамики стоят 6400 и 6900 рублей, соответственно. Так что заявление о доступности вроде как соблюдается.
Главная отличительная особенность динамиков – строение диффузора. Здесь он составной, с цельной сферической частью из полипропилена. Преимущество такой конструкции в отличие от обычного конуса очевидно – конструктивно диффузор оказывается чрезвычайно жёстким. Фактически, при его работе изгибные моды отсутствуют как класс даже в предельных режимах работы с большим ходом – он движется целиком, как поршень.
Тыльная сторона диффузора более традиционна, она выполнена из прессованной целлюлозы.
Корзины – стальные штампованные, с качественным порошковым покрытием. Обычно такое называют "антирезонансным", хотя это уже, скорее, маркетинг. Тем не менее, корзины ни разу не звонкие, это можно отметить как дополнительный плюс. Завальцовки по краям окон и рельефные выштамповки придают им необходимую жёсткость. В общем, просто и со вкусом.
Косички подводящих проводников прошиты через центрирующую шайбу и дополнительно прихвачены к ней каплями эластичного клея. Тоже просто и надёжно.
Магнитные системы, судя по всему, у 10-дюймового SW-C10 и 12-дюймового SW-C12 одинаковы. Обе построены на сдвоенных ферритовых магнитах диаметром 142 мм. Высота верхней шайбы магнитопровода (и в данном случае она определяет высоту магнитного зазора) – 7 мм.
Правда, общую длину намотки звуковой катушки оценить не удалось, окон под фланцем центрирующей шайбы не предусмотрено. Отвод тепла производится в основном элементами самой магнитной системы. Осевое отверстие в торце, скорее, можно считать не частью системы охлаждения, а декомпрессионным, чтобы внутри мотора не образовывалась упругая воздушная подушка.
Впрочем, динамики всё равно предназначены не для переваривания больших мощностей, а для деликатной работы на нормальных уровнях громкости.
Измерения
Описание приводит электромеханические параметры для обоих динамиков. Однако если для 12-дюймового SW-C12 измеренные параметры практически полностью совпали с заявленными, то для 10-дюймовгого SW-C10 они заметно разошлись. Причём, если проанализировать конструкцию обоих динамиков и сопоставить с заявкой, то закрадывается подозрение, что в описании допущена досадная ошибка. Измеренные же параметры чётко показали – оба динамика принадлежат к одной серии и действительно имеют больше сходств, чем различий.
Измеренные параметры Best Balance SW-C10:
- Fs (собственная резонансная частота) – 47 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 17 л
- Qms (механическая добротность) – 5,58
- Qes (электрическая добротность) – 0,87
- Qts (полная добротность) – 0,75
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 107 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 10,6 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,9 дБ
Измеренные параметры Best Balance SW-C12:
- Fs (собственная резонансная частота) – 38 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 31 л
- Qms (механическая добротность) – 5,89
- Qes (электрическая добротность) – 0,84
- Qts (полная добротность) – 0,73
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 183 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 12,8 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,3 дБ
Некоторые параметры динамиков оказались для меня неожиданными. Например, обычно сабвуферы с составными диффузорами имеют относительно тяжёлые подвижные системы, и приступая к измерениям, я был к этому уже готов. Но нет, они хоть и не пушинки, но по нынешним временам оказались даже легче, чем "в среднем по больнице".
Давненько не встречал чего-то подобного, сразу вспомнились старые добрые времена, когда сабы предназначались для музыки, а не для перекачки воздуха по салону на радость чернокожей части народонаселения (и косящих под неё всех остальных).
Расчёт акустического оформления
Поэкспериментировав с расчётами, пришёл к выводу, что оба динамика лояльны к акустическому оформлению – несмотря на высокую добротность, их можно ставить как free-air, так и в закрытые корпуса. Хотя в последнем случае жадничать с объёмом явно не стоит.
Что касается free-air, то отмечу один момент, о котором часто забывают. На рынке сейчас полно сабвуферов с относительно высоким значением Qts, но далеко не каждый из них можно использовать free-air. К примеру, представьте, как в таком оформлении будет работать саб с тяжёлой подвижной системой. Да, собственно, никак – диффузор будет бултыхаться под действием собственной инерции, и тут не поможет ни один усилитель, каким бы расчудесным он ни был.
В случае с Best Balance SW-C10 и SW-C12 получается несколько иначе. Высокая добротность у них сочетается с пусть и не рекордно низкими, но всё же умеренными величинами параметра Mms. По крайней мере, усилители будут способны контролировать их вполне сносно. Особенно это касается 10-дюймовой модели.
Что же касается корпусов, то описание приводит рекомендации делать для обоих динамиков ЗЯ. Для 10-дюймового рекомендуется объём от 12-15 литров, а для 12-дюймового – от 25-30 литров. Ничего против таких рекомендаций не имею, но нужно учитывать, что в совсем уж маленьких корпусах результирующая добротность Qtc окажется высоковатой – не по аудиофильски, хотя для ритмичной электронной музыки вполне приемлемо. Так что если решите делать корпус, делайте его всё же побольше.
А вот фазоинверторное оформление для высокодобротных динамиков – не самое лучшее решение. Поэтому раз уж мы с самого начала говорим о Sound Quality, то, полагаю, это оформление здесь можно даже не рассматривать.
Проба в деле и выводы
В принципе, характер у обеих моделей довольно схож. Были сомнения в том, что "десятка" не даст в тесном корпусе настоящего "сабвуферного" баса, но эти опасения не оправдались. В корпусе объёмом порядка 20 литров бас получился мясным, пусть и без пробирания низкими вибрациями, но с достаточным тактильным ударом, больше соответствующим каким-нибудь концертным низкочастотным мониторам. В общем, пара таких сабов для клубной музыки – самое то. "Двенашку" попробовал в корпусе порядка 30 литров. Характер получился примерно то же, хотя более крупный саб при прочих равных ожидаемо дал более увесистое звучание.
По итогу – весьма достойные сабвуферы, рассчитанные пусть и не на аудиофильские замашки, но неплохо приспособленные под нормальное "гражданское" применение. Их главное преимущество – лояльность к акустическому оформлению, они могут работать в корпусах практически любых размеров. На практике это удобно для стелсов – нет нужды точно вымерять получившиеся объёмы. Хотя по возможности лучше всё же сделать корпуса попросторнее или же и вовсе рассмотреть вариант установки free-air.
Плюсы
Доступная цена
Лояльны к объёмам оформления, способны работать free-air
Составная конструкция диффузора исключает появление изгибных мод
Минусы
Не подойдут любителям "кишкотряса"
https://carmus.ru/content/331
От простой системы до сложной «поканалки». Недорого. Тест головного устройства Prology CMD-400 со встроенным 8-канальным аудиопроцессором