В этот раз парни из "Аудиосистем" попросили инструментально оценить обновившуюся в этом сезоне серию Sabotage. Так у меня в лаборатории оказались 6.5-дюймовые Swat SBT-65PRO, 8-дюймовые Swat SBT-80PRO и для полноты комплекта – твитеры Swat SBT-4N PRO. Окей, будем смотреть, что они умеют.
Внешне каких-то особенностей выявить сложно, с виду - традиционная "эстрада". Но исполнение аккуратное, и это уже хорошо. Катушки – 1,5 дюйма, так что подключать можно не только к худосочным усилителям, но и "вливать" в них мощности посерьёзнее.
Целлюлоза диффузоров имеет среднюю плотность, но ближе, наверное, к непрессованной. Об этом говорит и тыльная часть с характерным рельефом. В самой структуре материала можно разглядеть волокнистость – описание на этот счёт ничего не говорит, но чаще всего в целлюлозу добавляются хлопковые волокна, они придают диффузорам структурную жёсткость. Судя по дальнейшим измерениям, это дало свои результаты, хотя на вид – диффузоры как диффузоры, вроде бы ничего необычного.
Качество клемм – без вопросов, металл толстый, плюс техническое золочение. Пластиковая площадка закреплена на корзине нормальным винтом, а не приклёпана тощей клёпкой, как это обычно бывает. Для подключения можно использовать как стандартные клеммы-лопаточки, так и клеммы-вилочки.
Корзины отштампованы из толстого стального листа и достаточно жёсткие. Это тоже важно, частенько доводилось видеть корзины, которые чуть ли не руками можно гнуть. Покрытие – порошковая "антирезонансная" краска.
Корпуса компрессионных рупорных твитеров отлиты из металла, исполнение тоже аккуратное. Можно отметить их небольшую установочную глубину – всего 32 мм при внешнем диаметре фланца 83 мм. В комплекте идут неплохие плёночные конденсаторы.
Тут тоже по внешнему виду сложно судить о чём либо, всё в конечном итоге зависит от того, как реализована катушка и выполнена мембрана в компрессионной камере. Поэтому на внешной стороне задерживаться не стану, перехожу к самому главному – к измерениям.
Измерения
Навскидку – у динамиков лёгкие подвижки и сильные моторы, такое сочетание дало высокую опорную чувствительность. С такими моторами можно было бы ожидать низкую добротность, однако кольца Фарадея в магнитных системах внесли свои коррективы, подняв Qts до приемлемых "дверных" значений. Как следствие – внизу своего частотного диапазона динамики не слишком сильно теряют в отдаче и играют достаточно ровно. Наверху влияние колец тоже заметно, это будет видно чуть дальше, при измерениях АЧХ.
У 8-дюймового динамика Vas закономерно выше, а резонансная частота заметно ниже, чем у 6.5-дюймового, но не совсем пропорционально размеру, что говорит о более мягком подвесе. Правда, на его работу в качестве мидбасового вряд ли можно рассчитывать, разве что на совсем небольшом уровне громкости – длина намотки звуковой катушки всё равно не позволяет динамику "размахнуться".
Измеренные параметры SWAT SBT-65PRO:
- Fs (собственная резонансная частота) – 130 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 4,0 л
- Qms (механическая добротность) – 4,29
- Qes (электрическая добротность) – 0,66
- Qts (полная добротность) – 0,58
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 9,3 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,1 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 93,2 дБ
Измеренные параметры SWAT SBT-80PRO:
- Fs (собственная резонансная частота) – 94 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 14,0 л
- Qms (механическая добротность) – 4,37
- Qes (электрическая добротность) – 0,69
- Qts (полная добротность) – 0,59
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,5 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,4 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 94,4 дБ
Твитер показал неожиданно приличную импедансную кривую, без характерных для большинства рупорных компрессионников корявостей. Конденсатор можно смело использовать не только как "защиту от дурака" в поканальных системах (от случайной подачи на твитер широкополосного сигнала), но и как полноценный фильтрующий элемент в простых системах. Но я в любом случае за поканалку, только с ней (если не накосячить с настройками) можно получить тонально правильное звучание.
АЧХ и искажения SWAT SBT-65PRO и SBT-80PRO
А вот и то, о чём сказал чуть раньше – ещё одно проявление работы кольца Фарадея в магнитной системе – динамики уверенно работают до самого верха. Совсем без твитеров оставлять их не нужно, но настройка уже не ограничена возможностями динамиков.
Теперь акустическая фаза. Из-за этих графиков большинство эстрады остаётся без отчёта, поскольку это измерение хорошо показывает жёсткость диффузоров и на каких частотах их начинает ломать. В случае со Swat SBT скрывать особо нечего – резких ступенек на графиках фазы нет, диффузоры почти не ломает. Придраться можно лишь к небольшим колебаниям в районе 5 кГц у 6.5-дюймового SBT-65PRO. У 8-дюймового SBT-80PRO с этим вообще полный порядок.
С искажениями всё обстоит вполне приемлемо. У 6.5-дюймового динамика они ожидаемо ниже. В основном преобладает вторая гармоника, и лишь с понижением частоты начинает быть заметной третья – сказывается ограниченность хода диффузора.
АЧХ и искажения твитеров SWAT SBT-4N PRO
АЧХ твитера снял в двух вариантах – как есть и с подключением через конденсатор. Первый график показывает, что твитер умеет сам по себе, а второй – что получится, если не заморачиваться с поканалкой и ограничиться минимальной фильтрацией (вариант рабочий, хоть и не самый оптимальный).
По понятным причинам снимать график акустической фазы не стал – для рупорных твитеров он вообще неинформативен. А вот графики искажений – другое дело.
С понижением частоты искажения ожидаемо растут, и для чистого звучания верхних частот настраивать ФВЧ нужно не ниже 5-6 кГц.
Звучание и выводы
Звучат динамики, как и полагается "эстраде" – ярко, но при этом ровно, а не орут как будто к телефонной трубке рупор приставили. Это серьёзный плюс. Причём 8-дюймовый SBT-80PRO понравился даже больше – он и вверху как-то ровнее и естественнее звучит, и внизу чуть поувереннее себя чувствует. Причина становится понятна, если вернуться к графикам фазы – у 6.5-дюймового в районе 5 кГц наметился перелом акустической фазы (поведение диффузора) и, как следствие, пошла небольшая неровность АЧХ.
В мидбсовую область оба динамика особо не забираются, но панчевый мидбасовый "тук" обозначают хорошо. Большинство "эстрады" этого не умеют. Требования к подрезке снизу относительно стандартные – на малой громкости ФВЧ можно опускать до 80-100 Гц (для определённости, 24 дБ/октава), при повышении громкости обязательно поднимать хотя бы до 150 Гц.
Твитеры удачно вписались в серию и хорошо подходят к мидбасовым динамикам. Лучше всего настроить их стыковку получится в поканальных системах, благо, процессоры нынче доступны, да и бюджетных ГУ с поканалкой полно. Настраивать ФНЧ для среднечастотников и ФВЧ для твитеров лучше так: в связке SBT-65PRO / SBT-4N PRO – 5-6 кГц / 6-7 кГц, а в связке SBT-80PRO / SBT-4N PRO – 6-7 кГц / 7-9 кГц.
Плюсы
Качественно выполнены
Звучат ровно, без лишней резкости или звонкости
1.5-дюймовая катушка позволяет подключать к серьёзным усилителям
Минусы
Обычная "эстрадная" проблема – отсутствие уверенного мидбаса
https://carmus.ru/content/341
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)