Что представляет собой линейка VXi
Ко мне в руки попал один из первых усилителей этой серии, появившихся по эту сторону океана (доступны к покупке они будут в начале августа). Это 8-канальный VX800/8i.
Вообще же в линейке предлагается аж 8 моделей. Кроме 8-канальника в неё входят два моноблока, 2-канальная модель, 4-канальная, две 5-канальных и 6-канальная. С размахом, однако. Все усилители – со встроенными процессорами.
Официальная премьера серии VXi состоялась на родине JL Audio только этой весной, и на ней, кстати, была представлена в том числе и акустика серии C7, которую мне уже довелось внимательно изучить и послушать.
Количество каналов процессора в каждой модели VXi на два больше, чем каналов усиления. В моём случае усилитель 8-канальный, а процессор в нём – 10-канальный. Два "лишних" канала выводятся в линейном виде и могут использоваться для подключения другого усилителя, например, басового моноблока.
При таком раскладе было бы логично, если бы в линейке VXi присутствовал такой моноблок. Но нет, одноканальные VX600/1i и VX1000/1i зачем-то тоже сделаны со своими процессорами. При всём уважении к JL Audio, выглядит не слишком логично. В единую систему они завязываются легко, но вычислительные способности встроенных процессоров "расходуются" при таком раскладе не слишком рационально.
Кстати, о завязывании нескольких усилителей VXi в единую систему. Чтобы управлять ими, придётся приобрести девайс с названием JL Audio VXi-HUB. У меня такого нет, поэтому для любопытствующих – фото с официального сайта:
С таким хабом можно объединить до пяти усилителей VXi. В случае острой необходимости можно соединить несколько хабов, и объединить таким образом ещё больше усилителей... Правда, я что-то слабо представляю, когда такая необходимость может вообще возникнуть.
Управление всем этим хозяйством происходит через шину JLid. На самом деле, решение не новое, что-то похожее можно встретить у Audison с их шиной AC Link (Audison Control Link), по которой тоже передаются команды управления.
Входы и выходы
Как и полагается, у JL Audio VX800/8i есть линейные входы в количестве 8 штук. Точнее, они не совсем линейные, их можно использовать и в качестве высокоуровневых – диапазон чувствительностей заявлен аж до 16 Вольт (среднеквадратичное значение). В описании они названы Differential-Balanced – симметричная схема, в которой нулевая точка не соединена с внешним контактом RCA. Такая схема обладает почти всеми достоинствами балансных входов, в частности, позволяет избавиться от наводок на сигнальные цепи.
Зачем нужно такое количество входов? Во-первых, и это самое очевидное, их можно банально сконфигурировать в программе, например, как основной вход и дополнительные AUX-входы. Во-вторых, в США очень распространены решения типа Before Amplifier – провода, которые идут с ГУ, вынимаются из штатного усилителя и втыкаются в "коробочку". А из этой "коробочки" уже выходят оптические или линейные выходы, которые можно пускать в процессор. Причём последние часто бывают как раз многоканальными, и восемь входов усилителя может оказаться даже мало. К примеру, появившиеся совсем недавно адаптеры MOST 150 могут иметь аж до 12 линейных выходов. Вот вам парочка таких интерфейсов – ZEN-V и ZEN-M
Оптический вход, разумеется, у VXi тоже есть. И в дополнение к нему – оптический выход, к которому можно подключить "паровозиком" другие усилители VXi.
Кстати, важный момент – если сигнал подводится к усилителю по "цифре", то необходимо будет докупить выносной регулятор, он не идёт в комплекте с усилителями VXi и предлагается отдельно.
Конструктивные особенности
Ну и отмечу ещё несколько конструктивных фич JL Audio VXi. Он компактен (несмотря на то, что у него 8 каналов со вполне "взрослой" мощностью) и имеет одностороннюю компоновку. Другие усилители этой серии отличаются лишь длиной корпуса.
Питание, традиционно для JL Audio, подводится через солидного вида и веса разъёмные соединения. Решение удобное и в инсталляторском плане, и в плане надёжности тоже неплохо себя показало.
В моноблоках, насколько можно судить по картинкам на официальном сайте, такие же разъёмы используются и для выходов. В широкополосных же моделях акустика подключается через "хвосты". Выполнены, кстати, очень качественно – всё в защитной змейке с аккуратной заделкой концов. Каждый вывод подписан, запутаться невозможно.
Внимание к мелочам всегда было сильной стороной JL. В комплекте идут заглушки для крепёжных отверстий и даже небольшая лопаточка, чтобы их можно было при необходимости аккуратно вынуть.
Шильдик с логотипом, как всегда, идёт отдельно. Его предлагается наклеить уже после установки усилителя в зависимости от того, как он будет ориентирован.
При включении усилителя загорается лёгкая сдержанная иллюминация.
Пора заглянуть внутрь. Снимаю нижнюю крышку (кстати, не жестянка какая-нибудь, а тоже литая). Усилитель собран в несколько "этажей". Самая верхняя плата – это процессорная часть.
Процессоры в VXi собраны на полной связке Asahi Kasei: совсем свежий "камень" AK7738, появившийся только в 2015 году, ЦАП AK4432, АЦП AK5720, и чуть в сторонке замечены ресиверы цифрового сигнала AK4113. Кстати, как заявляется на официальном сайте, JL Audio не просто взяли уже готовые чипы. Эта архитектура – совместная разработка JL Audio и Asahi Kasei. Сигнал обрабатывается в разрешении 24 бит / 96 кГц.
Интересно, что сама структура является масштабируемой. Сам процессор имеет встроенные 4 канала ЦАП, а при необходимости нужное количество каналов "наращивается" внешними микросхемами. Действительно, на плате было обнаружено три двухканальных AK4432 – как раз в сумме набирается 10 каналов.
Под процессорной платой расположилась плата усилителя и блока питания.
Добраться до чипов D-класса оказалось делом довольно сложным. Часть силовых элементов смонтирована на нижней стороне платы и прижата к корпусу через термопасту. Ворошить их без особой на то нужды просто не хотелось.
Тем не менее, в материалах от JL Audio нашлось упоминание об использовании драйвера D-класса IRS2092 в связке с выходными DirectFET-ключами IRF6645. Сочетание, которое рекомендовано в качестве оптимального самими разработчиками этих кристаллов и использующееся в том числе и в оригинальном усилителе IRAUDAMP (ценой, между прочим, больше 30 тысяч рублей за одну только плату с двумя каналами усиления).
Кстати, сразу отвечу тем, кто нашёл на AliExpress усилители на IRS2092 за полторы тысячи рублей. Там всё реализовано гораздо проще, да и с ключами IRF6645 я ни одной связки так и не увидел. Усилители в основном работают на относительно низких несущих частотах, в самом лучшем случае 300-400 кГц. Как следствие, звучание у них получается самым обычным, типичным для D-класса.
Использование же быстрых выходных ключей позволяет чипу работать "в полную силу",и это уже совсем другая история. В тех же оригинальных IRAUDAMP и усилителях VXi частота драйверов "разогнана" до значений, близких к максимальной отметке 800 кГц. А учитывая, что JL Audio давно ведёт разработки в области усилителей D-класса и является по этой части держателем нескольких патентов, в VXi эта микросхема явно используется со своими фокусами. Технология получила название NexD2, то есть уже второе поколение фирменной схемотехники NexD.
Учитывая, что основным входом для усилителей VXi можно считать цифровой, а по аналогу усилители будут подключаться в большинстве случаев к штатным системам, мудрить с дорогими аудиофильскими операционниками на входе было бы неразумно. Поэтому в JL Audio остановились на достойных, но без фанатизма JRC 2068.
Блок питания скомпонован достаточно плотно и, насколько я могу судить по увиденному, силовые ключи здесь тоже расположены с нижней стороны платы и прижаты к корпусу.
На этом знакомство с внутренним миром пока приторможу. Закрываю крышку, включаю усилитель в свой тракт и цепляюсь к компьютеру через USB-порт для первичной настройки. Кстати, в отличие от некоторых производителей, JL Audio не собирается отказываться от разъёма USB Type B – в автомобиле он намного надёжнее и удобнее, чем miniUSB и microUSB.
Программа управления TuN 3.0
Управляющий софт у JL Audio универсальный – предназначен и для отдельных процессоров FiX и TwK, а теперь вот и для усилителей VXi. О программе я во всех подробностях уже рассказывал, когда терзал процессор TwK 88. Повторяться во всех деталях, полагаю, нет необходимости, поэтому отмечу основные фичи, которые появились в TuN версии 3.0.
Управление со смартфонов
Первое нововведение – это появление версий софта для мобильных устройств. Их даже две – TuN Mobile и TuN Express. То есть наконец-то можно не тащить в машину ноутбук, а рулить настройками со смартфона или планшета. Причём, без проводов – подключение происходит по Bluetooth.
Для этого, правда, придётся докупить адаптер VXi-BTC Bluetooth (на момент теста на сайте JL Audio он имеет статус Cooming Soon). Судя по всему, его можно будет использовать не только с усилителями VXi, но и с процессорами FiX и TwK.
Про проводное соединение в описании софта ничего сказано не было, но на свой риск попробовал соединить свой Android-смартфон с усилителем через OTG-кабель. Фокус, разумеется, не прошёл, так что пока буду действовать по старинке – через компьютер.
Управление несколькими усилителями VXi
В новой версии программы добавилась возможность работать сразу с несколькими процессорными девайсами – для этого наряду с вкладками Setup и Tune появилась вкладка Network. Так что если использовать упомянутый в самом начале VXi-HUB, то системой можно "рулить", не перезапуская софт и не переподключаясь. В моём распоряжении, правда, имелся только один усилитель.
Маршрутизация сигналов
Во вкладке Setup, в принципе, без особых изменений. В ней точно так же "рисуем" маршрут сигнала – с какого входа на какие выходы, на какие каналы нужны свои эквалайзеры. Разве что добавилась возможность задавать мостовой режим каналов (в чём до появления усилителей по понятным причинам не было необходимости).
Новое в звуковых настройках
Во вкладке Tune, ведающей настройками, всё выглядит тоже знакомо, но по сравнению с версией Tun 2.0 здесь появились две важных фичи.
Во-первых, в эквалайзере крайние точки теперь можно сделать "ступенчатыми", так называемый shelf-фильтр. Правда, это не значит, что "ступеньки" можно делать только по краям диапазонов. Как и остальные точки регулировки, их можно таскать по графику АЧХ как угодно, попутно задавая добротность (форму "перегиба" АЧХ):
Вторая фича – это All-Pass Filters, они же – всепропускающие фильтры. Вот это уже интереснее. Очень серьёзная настройка, которая в большинстве случаев будет по силам лишь при использовании измерительной аппаратуры.
Если коротко и сильно упрощённо, то задача таких фильтров – не ослабить или усилитель какую-либо область на АЧХ. Они нужны, чтобы сдвинуть по фазе отдельные частотные составляющие. Только в отличие от традиционных задержек, здесь "смещается" не весь сигнал целиком, а перегибается ФЧХ, начиная с определённой частоты.
Чтобы наглядно продемонстрировать работу all-pass фильтра, использовал программу Smaart. Думаю, этот инструмент не нуждается в представлении – это один из крутейших софтов для акустических измерений.
Для примера была взята обычная домашняя двухполосная акустика. Измерительный микрофон установлен таким образом, чтобы получить чёткий фазовый скачок в зоне стыка НЧ/СЧ динамика и твитера (в районе 2,5 кГц). Верхний график – фаза, нижний график – АЧХ. На неравномерности в области нижних частот можно не обращать внимания, это всё отражения от стен помещения, они нам сейчас не сильно важны.
Как видите, нестыковка по фазе твитера и НЧ/СЧ динамика дала провал и на АЧХ в области 2,5 кГц. Теперь включаем в канале all-pass фильтр, который "перегибает" фазовую характеристику. Двигаем частоту и меняем добротность таким образом, чтобы сгладить скачок ФЧХ.
В итоге получаем идеальную стыковку полос по фазе и... АЧХ в этой области чудесным образом тоже выравнивается. Впрочем, АЧХ здесь уже вторична, главное – это именно правильное фазовое согласование, причём, заметьте, без использования задержек.
Где можно использовать такой фильтр? Во-первых, и это очевидно, для более качественной стыковки полос в поканальных системах. Во-вторых, это очень мощный инструмент для "полупоканальных" систем.
Например, у вас СЧ и ВЧ висят на одном канале через пассивный кроссовер. При этом в большинстве случаев в зоне их стыка фаза будет скакать. К чему это приводит, полагаю, говорить не нужно – как минимум, это невозможность точно собрать звуковые образы на сцене. Подвигать динамики относительно друг друга задержками по понятным причинам невозможно. А вот all-pass фильтр позволяет нивелировать этот фазовый скачок и точно срастить СЧ и ВЧ звенья. Бинго!
Звучание
Вот тут, наверное, самое интересное. Впервые я услышал систему с этим усилителем в автомобиле Виталия Раббота и был удивлён, насколько кардинально изменился звук по сравнению с тем, что я слышал до этого. Потом, когда я пристально гонял VXi уже в своём тракте, только утвердился во мнении – этот усилитель принципиально отличается от всего, что я слышал раньше.
Чтобы было понятнее, приведу такую аналогию. Когда мы оцениваем качество ЖК-телевизора, то смотрим на яркость, на точность цветопередачи и всё такое прочее. Но когда после этого видим OLED-телевизор, то понимаем, что до этого занимались фигнёй, а всё в конечном итоге решает глубина чёрного.
С усилителями VXi примерно то же самое – когда включаешь его в тракт, то в звуке появляется столько "воздуха" и мелких деталей, что остаётся удивляться, где всё это было раньше. В звуке появляется та самая "глубина чёрного". Что особенно поразило, я услышал много нового даже в некоторых затасканных до надоедливости треках.
Похожие ощущения, кстати, были при прослушивании в тракте Audison Thesis, однако там усилитель подавал детали как бы невзначай, как само собой разумеющееся. Здесь же – каждый нюанс как на ладони и с кристальной прозрачностью. Причём, что самое интересное, безо всякой "синтетики" и "сухости", которые обычно присущи D-классу. Абсолютно нейтральный звук. Неожиданно, очень неожиданно.
Отдельно отмечу бас. Формально, по нынешним меркам усилитель не слишком мощный – 8х75 Вт на 4 Ом или 8х100 Вт на 2 Ом (разумеется, честной "неискажённой" мощности). Однако, его можно спокойно пускать и на саб (каналы можно объединять в мост, получая 200 Вт). Всё дело в контроле. По крайней мере, в связке с JL Audio 10W6-D4 (каждая катушка подключена мостом, в итоге набирается 400 Вт) усилитель довольно крепко держал диффузор без намёка на вялость или чрезмерную "жирность". А саб-то, между прочим, не из лёгких.
Выводы
В этой части буду немногословен. Пока это один из лучших усилителей, которые мне когда-либо доводилось "пробовать на зуб". Более того, JL Audio VX800/8i – это первый на моей памяти автомобильный усилитель D-класса (про домашнюю технику отдельный разговор), звучание которого не ассоциируется с D-классом вообще.
Он не "сушит" звук, неожиданно очень крепко "держит" тяжёлую акустику, и при этом имеет редкую микродинамику, характерную, скорее, для домашнего High-End ценой в несколько лямов. В этом смысле цена 130 тысяч рублей за 8-канальник хоть и выглядит пугающей, по факту является вполне оправданной. В общем, усилитель для тех, кто может себе позволить и, самое главное, понимает в этом толк.
Плюсы
Звучание со сногсшибательной микродинамикой
Мощный процессор, обработка сигнала в разрешении 24 бит/96 кГц
Высокий уровень технического исполнения
Удобная и продуманная в мелочах программа управления
Появление в настройках all-pass фильтра
Минусы
В серии нет моноблока без процессора
Цена доступна далеко не каждому
https://carmus.ru/content/277
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)