Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Сравнительный тест 4-канальных усилителей. Выбираем 4-канальный усилитель в цене от 12000 до 16000 рублей

    Выбрать доступный усилитель с хорошим звучанием - задача сложная. Это в дорогой технике у производителей развязаны руки, они не ограничены в выборе компонентов и использовании собственных оригинальных схемных решений (а труд разработчиков тоже кое-чего стоит). Когда же бюджет ограничен, приходится идти на компромиссы, и вот тут искусство разработчика правильно ставить приоритеты проявляется в полной мере. Сегодняшний сравнительный тест призван помочь в выборе именно такого усилителя – без фанатизма по мощности, но с достойным звучанием.

    Скажу сразу, я не ставил перед собой задачу разделить усилители на "хорошие" и "плохие". Модели, которые были доступны к тестированию, но вызывали сомнения, отвалились ещё на стадии сбора теста. Оставшиеся пять усилителей в целом показали себя хорошо, но при этом каждый оказался со своим звуковым характером и собственными сильными сторонами.

    DLS P40 (12390 рублей)

    Конструкция

    Забегая вперёд, первый и самый доступный участник этого сравнительного теста оказался далеко не самым простым по своим возможностям. Хотя на первый взгляд это обычный, хоть и довольно качественно выполненный усилитель. Корпус по меркам АВ-класса компактен – 30 х 19 см в плане, не считая ушек крепления. Цвет примечательный – с красивым медным отливом.


    Кроме обычных входов предусмотрены высокоуровневые. Фильтры имеют пределы регулировки от 50 до 500 Гц. В каналах 3/4 добавлен фиксированный бас-буст с аккуратным подъёмом в 6 дБ.

    На нижней стороне корпуса имеется вентилятор, так что если будете ставить его не на раму, а просто на плоскость, лучше слегка поднять над монтажной поверхностью. На плате используются SMD-компоненты, что во многом объясняет компактный размер корпуса. Сборка аккуратная, по этой части однозначно зачёт.

    Измерения

    Фильтры работают без нареканий – пределы соответствуют заявке, крутизна и добротность постоянны во всём диапазоне регулировки, не придраться.

    Усилитель работает с относительно невысоким током покоя выходных каскадов, но пока ещё в честном классе АВ, в класс В не сваливается – паразитные гармоники при сверхмалом уровне сигнала видны еле-еле (первые две спектрограммы). В целом спектры искажений более чем умеренные – явно доминирует вторая гармоника, дальше с ростом порядка уровень гармоник быстро спадает. Интермодуляционные искажения невысокие.

    Во всём спектре главенствует вторая гармоника. На средних частотах уровень третьей опускается куда-то вообще ниже плинтуса. Это, кстати, прямым образом отразилось и на звучании – оно ни разу не колючее и не холодное. В целом, пожалуй, даже нейтральное.

    Ещё одна интересная, на мой взгляд, характеристика – поведение электрической фазы сигнала. Думали, все усилители по этой части идеальны? Как бы не так, некоторые из них фазу крутят ого-го как. Впрочем, для DLS P40 график фазы выглядит более чем неплохо.

    Уровень искажений умеренный при любой мощности, но что гораздо важнее – он не повышается на малых уровнях сигнала. Это подтверждает сказанное чуть выше – усилитель работает в честном классе АВ с удачно подобранным током покоя, так что от него можно ожидать деликатного звучания без потери мелких нюансов. Прослушивание покажет.

    • Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,03%
    • Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,05%
    • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 74 Вт
    • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 129 Вт
    • Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 92 Вт
    • Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 157 Вт


    Звучание

    Весьма нейтральное и сбалансированное звучание без явных акцентов на отдельных частотных областях. Как и предполагал, DLS действительно бережно относится к мелким нюансам – хоть и не вытаскивает их на первые планы, но и не затирает, передаёт легко и ненавязчиво. Послезвучия на ВЧ длительные, структура "живых" инструментов и вокала передаётся, может, и чуточку упрощённо, но это если сравнивать с заведомо более дорогими усилителями. На жёстком роке или метале звуки в кашу не перемешиваются, и это тоже хорошо. Мидбасовый диапазон в целом неплох по своей структуре, хотя порой хочется чуть больше напора, особенно если мидбасовые динамики имеют не самую лёгкую подвижку.


    • Ритмичная электроника – 4
    • Лёгкий инструментал, джаз – 5
    • Сложная симфоническая музыка – 4
    • Современный рок и метал – 4
    • Популярная музыка – 5


    Ground Zero GZTA 4125X-II (12990 рублей)

    Конструкция

    Этот усилитель выглядит богато, фактура и цвет корпуса полностью оправдывают название серии Titanium. Усилитель крупный, но это во многом благодаря пластиковым накладкам, "навесом" закрывающим разъёмы и терминалы. Таким нехитрым способом удалось неплохо защитить их от механического повреждения. Зачтём в плюсы.


    Фильтры не совсем привычные – можно включить либо отдельно ФВЧ, либо ФВЧ + ФНЧ. Диапазон настройки ФВЧ начинается аж от 5 Гц, что, фактически, равноценно его выключению. В режиме полосового фильтра (ФВЧ + ФНЧ) всё говорит о возможности подключения мидбасовых динамиков, однако о поканалке речи не идёт – верхний предел настройки ФВЧ всего 500 Гц, что для твитеров, мягко говоря, низковато. Как вариант, можно использовать GZTA 4125X-II для мидбасовых каналов (каналы 1/2) и сабвуфера в мостовом включении (каналы 3/4), а на твитеры определить отдельный менее мощный усилитель. Но при таком раскладе нелишними были бы линейные выходы, однако здесь их не предусмотрено. В общем, по части фильтров возможности явно шире стандартных, но использование этого преимущества оказывается не таким уж и очевидным.

    Внутри всё просто и надёжно – никакого модного SMD-монтажа, только традиционная "рассыпуха". Несмотря на такую простоту, там где это нужно (в слаботочных сигнальных цепях), используются плёночные конденсаторы. Мелочь, но многие производители на этом почему-то экономят.

    Измерения

    К фильтрам никаких претензий – работают ровно так, как обещает заявка.

    В спектре выходного сигнала со сверхмалым уровнем паразитные гармоники есть, причём даже высших порядков, что говорит о работе усилителя близко к классу В. При повышении уровня сигнала "ершистый" характер спектрограмм сохраняется. Уровень фоновых шумов на верхних частотах крайне низкий, с понижением частоты шума чуть больше, но всё равно гораздо ниже отметки -90 дБВ. Интермодуляционные искажения предсказуемы – на нижних частотах их меньше.

    В спектре преобладает вторая гармоника, причём на средних частотах третья оказывается вообще мала до неприличия. Это сказалось и на характере звучания – усилитель звучит на удивление тепло и очень комфортно.

    График фазы не совсем линеен и, по большому счёту, характерен для большинства усилителей АВ-класса, выполненных по традиционным схемным решениям.

    Уровень искажений не рекордно низкий, но учитывая, что на средних частотах в спектре преобладает вторая гармоника, это не так принципиально. Прирост мощности при переходе на 2-омную нагрузку небольшой, хотя в целом усилитель работает на неё стабильно.

    • Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,08%
    • Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,17%
    • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 89 Вт
    • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 129 Вт
    • Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 109 Вт
    • Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 166 Вт


    Звучание

    Чрезвычайно комфортное звучание "живых" музыкальных жанров, особенно с вокалом. Голос передаётся тепло и воспринимается очень естественно. Сложная симфоническая музыка звучит не столь масштабно, но в общую кашу звуки не сваливаются, разделение инструментов в целом достойное. При этом скрипки остаются скрипками, виолончели – виолончелями, как и полагается, с деревянными, а не металлическими или пластиковыми корпусами. А медные духовые – по-настоящему медные, а не стеклянные. На самом верху усилителю немного не хватает воздушности, на некоторых треках послезвучия тарелок затухают слишком рано. Но зато характер самих инструментов передаётся натурально, а это в большинстве случаев куда как важнее. В общем усилитель хорош в первую очередь для "живой" инструментальной музыки.


    • Ритмичная электроника – 4
    • Лёгкий инструментал, джаз – 5
    • Сложная симфоническая музыка – 4
    • Современный рок и метал – 3
    • Популярная музыка – 5


    Audio System X-80.4D (13690 рублей)

    Конструкция

    У меня в лаборатории уже бывал процессорный коллега этого усилителя Audio System X-80.4DSP и двухканальная модель Audio System X-150.2D из этой же серии. Теперь – его чисто "аналоговый" собрат.


    Корпус чрезвычайно компактен, размеры в плане составляют всего 18 х 14,8 см, не считая клемм и крепёжных ушек. Фильтры недвусмысленно намекают о возможности поканалки – верхние пределы регулировки до 4,5 кГц, чего хватит пусть и не для всех, но уж точно для большинства твитеров. Предусмотрены высокоуровневые входы с системой автоматического включения по наличию сигнала.

    Внутренняя компоновка аналогична процессорной модели X-80.4 DSP, разве что вместо плат цифровой части стоят "аналоговые" платы. Плата усилителя и блока питания точно такая же. К слову, она несёт на себе авторский штамп "designed and engineered by Oliver Stark". Оливер Старк – немецкий инженер, который давно и, судя по результатам, плодотворно сотрудничает с Audio System. По крайней мере, несколько широкополосных усилителей D-класса Audio System уже не раз были отмечены наградами немецких изданий.

    Измерения

    ФНЧ и ФВЧ можно включать раздельно или вместе, образуя полосовой фильтр. К их работе – без претензий, характеристики стабильны, пределы настроек соответствуют заявленным.

    Спектры выходного сигнала получились "пушистыми", но в целом за этим шумом гармонических и интермодуляционных искажений прослеживается немного.

    В характере искажений примерно до 1 кГц небольшое преимущество за второй гармоникой, выше – вторая и третья становятся одного порядка. Забегая немного вперёд, звук с таким раскладом действительно получается остреньким, но пока ещё не холодным. Я такой обычно называю "мониторным".

    Если у предыдущего усилителя этого сравнительного теста график фазы с повышением частоты лез вверх, то здесь фаза крутится "в другую сторону", как у самого первого участника.

    Усилитель показывает неплохое приращение мощности при переходе от 4-омной к 2-омной нагрузке, при этом искажения нисколько не возрастают. Судя по всему, выходные фильтры здесь, как и в другом усилителе D-класса из этого теста, оптимизированы для работы именно на 2-омную нагрузку.

    • Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,04%
    • Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,04%
    • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 74 Вт
    • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 123 Вт
    • Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 90 Вт
    • Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 151 Вт


    Звучание

    Звучит усилитель масштабно, просторно и не теряется даже на сложной симфонической музыке с обилием инструментов. Глубина звуковой сцены прорабатывается не рекордно, но передние и задние планы разделены хорошо, объём и пространство усилитель не скрадывает. Детальность достаточно высокая, хотя порой создаётся впечатление, что усилитель намеренно вытаскивает тихие звуки на первый план. Сибилянты в голосах (свистяще-шипящие звуки) хоть и яркие, но абсолютно не выделяются. Хотя на самом-самом верху усилитель всё же начинает отдавать синтетикой. Характерный пример – на вступлении Pink Floyd – Time, когда разом звенят множество часов и будильников, характер этого звона становится несколько стеклянным. Впрочем, нужно понимать, что всё это уже в сравнении с заведомо более дорогими моделями. В целом же создалось впечатление, что по динамике звучания усилитель заметно переигрывает свою цену и является прекрасным представителем правильного широкополосного D-класса.


    • Ритмичная электроника – 5
    • Лёгкий инструментал, джаз – 4
    • Сложная симфоническая музыка – 5
    • Современный рок и метал – 5
    • Популярная музыка – 5


    Kenwood X302-4 (15000 рублей)


    Конструкция

    Ещё один представитель D-класса в очень компактном корпусе (всего-то 21,3 х 15 см). Совсем новый – только-только выходит в продажу. К слову, в Штатах этот усилитель продаётся в составе серии Kenwood eXcelon. На верхней плоскости – недвусмысленный логотип High Resolution Audio, широкополосный класс D нынче это позволяет. Видел презентации этого усилителя, количество технологий действительно впечатляет. Посмотрим, каков Kenwood в деле.


    Компоновка корпуса очень удобная: с одной стороны – все подключения, с другой стороны – все регулировки.

    Качество сборки очень высокое не только касаемо внешней стороны, но и внутреннего мира этого усилителя. На выходах работают драйверы D-класса IRS2052. Делать какие-то выводы пока рано, с этими чипами конечный результат зависит в основном от обвязки и трассировки платы. А они у Kenwood, насколько я могу видеть, свои.

    Измерения

    Фильтры работают предсказуемо, разве что для ФВЧ можно придраться к едва заметному изменению добротности при регулировке частоты. Конечно, на деле это в жизни никто не заметит, надо ж хоть к чему-то придраться. Бас-буст (он только в каналах В) активен независимо от того, какой включен фильтр. Работает на непривычно низкой центральной частоте – ниже 40 Гц – и позволяет добавить басовой дури аж больше 16 дБ.

    Спектры выходного сигнала выглядят совсем недурно для D-класса. Гармоник верхних порядков почти нет, интермодуляционные искажения скромные. Да, стереотипы о D-классе в последнее время рушатся просто стремительно, причём даже не в самом высоком ценовом сегменте.

    Характер гармонических искажений тоже ни разу не жёсткий – на нижних и средних частотах слегка преобладает вторая гармоника, с повышением частоты к ней подтягивается третья. Звучание при этом получилось действительно нейтральным – путь без характерной теплоты, но и уж точно без холодной колкости.

    Фазовый график, как и у предыдущего участника, с повышением частоты слегка "съезжает" вниз.

    В абсолютных значениях мощность не рекордная, но зато обратите внимание – при переходе на 2-омную нагрузку усилитель способен выдать почти в два раза больше. И к тому же на 2 Ом искажения ничуть не возрастают, формально они даже меньше.

    • Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,03%
    • Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,02%
    • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 60 Вт
    • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 118 Вт
    • Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 75 Вт
    • Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 145 Вт


    Звучание

    Ещё один усилитель, который показывает звучание, совсем не совпадающее со стереотипом о "грубости" D-класса – оно без холодной отстранённости или чрезмерной сухости. Даже в вокале свистяще-шипящие звуки передаются без характерного "песка". Неспешные джазовые композиции звучат камерно и комфортно. Да, на записях больших симфонических оркестров когда одновременно звучит много инструментов, усилитель всё же упрощает звуковую картинку, но на более простой музыке усилитель показывает себя хорошо. А вот бас хорош уже безо всяких оговорок – неожиданно уверенный и упругий, какого совсем не ожидаешь от такого малыша. Тот самый случай, когда формально мощности вроде бы относительно невелики, но энергетический потенциал и контроль нагрузки при этом очень достойные.


    • Ритмичная электроника – 5
    • Лёгкий инструментал, джаз – 4
    • Сложная симфоническая музыка – 3
    • Современный рок и метал – 4
    • Популярная музыка – 5


    Hertz H 604 (15750 рублей)


    Конструкция

    В последнее время инженеры Elettromedia, работающие над усилителями Hertz, делают ставку в основном на D-класс, так что модель H 604 в каком-то смысле можно назвать даже нетипичной. Усилитель достаточно крупный, но выглядит привлекательно – металлический корпус имеет покрытие, похожее на тонированный лак.


    По части фильтров отмечу два момента, которые в некоторых случаях могут стать принципиальными – наличие высокоуровневых входов и селектор, позволяющий подключать H 604 всего по одной паре входов.

    Главная особенность внутри – двойной блок питания. Монтаж платы – на традиционных (не SMD) компонентах. И снова обошлось без сомнительной экономии – плёночные конденсаторы стоят там, где они нужнее всего (в сигнальной "слаботочке"), а керамика и электролиты – там, где лучше подходят именно они.

    Измерения

    Фильтры работают безупречно – добротность и крутизна постоянны во всём диапазоне регулировок. Пределы диапазонов соответствуют заявленным. Бас-буст в каналах Rear активен в любом режиме фильтров и работает предсказуемо – добавляет, как и обещано, 6 и 12 дБ в частотной области с центром примерно на 45 Гц.

    Большой плюс Hertz H 604 – непривычно низкий уровень фонового шума, что обычно характерно для более дорогих усилителей. Да и то не для всех. Правда, как и другой участник этого сравнительного теста, H 604 работает близко к классу В. Выбор между аудиофильскими тонкостями и экономичностью предпочтение, похоже, отдано именно последнему. Впрочем, в этой ценовой категории это выглядит логично.

    В характере искажений на нижних частотах преобладает вторая гармоника, в остальной части спектра определяющей является третья. Это сказалось и на звучании – оно, конечно, не откровенно холодное, но и лампово-тёплым я бы его не назвал. Скорее, его можно назвать сухим и чётким.

    Как и другие участники теста, этот усилитель тоже немного смещает фазу сигнала к верхним частотам. Привет реактивным элементам в цепях обратных связей.

    Уровень искажений низкий, в самом рабочем диапазоне мощностей не превышает пары-тройки сотых процента. На 2-омную нагрузку усилитель работает уверенно, искажения не увеличиваются, хотя прирост мощности получается небольшим.

    • Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,02%
    • Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,03%
    • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 94 Вт
    • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 132 Вт
    • Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 112 Вт
    • Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 167 Вт


    Звучание

    Тот самый случай, когда при кажущейся конструктивной простоте усилитель показывает неожиданно интересное звучание. Он не рвётся показаться аудиофильским, но, по большому счёту, и придраться особо не к чему. Характер в целом напоминает остальные усилители Hertz – немного суховатый на СЧ и ВЧ (навевает ассоциации с песочным печеньем). Не исключаю, что именно такого эффекта фирменной принадлежности к семейству Hertz и пытались добиться при его разработке. На некоторых треках, впрочем, получается вкусно и не приторно. Бас порадовал: без нарочитой массивности, но чёткий, упругий и без гудящей размазни. В целом H 604 оставил впечатления сбалансированного усилителя, лояльного к большинству музыкальных жанров.


    • Ритмичная электроника – 5
    • Лёгкий инструментал, джаз – 4
    • Сложная симфоническая музыка – 3
    • Современный рок и метал – 4
    • Популярная музыка – 5


    Подробно о каждом из усилителей вы можете прочитать, кликнув на ссылку, а пока немного подытожу.

    Что выбрать?


    Во-первых, современный широкополосный D-класс уже ничем не уступает АВ-классу. Так что если у вас ещё остались предрассудки на этот счёт – самое время их отбросить. Да, в целом такие усилители звучат чуть жёстче, но при этом во многих случаях переигрывают АВ-класс (в схожей цене) по динамике звучания. Если это именно то, что вы искали – смотрите в сторону Audio System X-80.4D и Kenwood X302-4. Они к тому же ещё и заметно компактнее.
    Если же вам по душе мягкость и теплота звуковой подачи, то я бы в таком случае смотрел в сторону Ground Zero GZTA 4125X-II. Очень комфортное звучание, с которым хочется включить джаз или какую-нибудь инструментальную музыку и просто получать удовольствие. И, кстати, обратите внимание, внешняя схожесть некоторых усилителей ещё ничего не говорит о том, что они одинаковы внутри. Если сравнивать GZ и Hertz H 604 (а они имеют близкие схемные решения), то звуковая подача у них абсолютно разная. Hertz звучит более педантично, чётко, может, и даже слегка суховато, что на самом деле не очень вяжется со стереотипами о "мягком итальянском" звучании усилителей от Elettromedia. Если вы ищете именно такую звуковую подачу – этот усилитель как раз для вас.
    Очень удивил (в хорошем смысле) DLS P40. Несмотря на то, что это самый доступный участник теста, он показал себя очень хорошо – и по результатам инструментальных измерений, и по результатам прослушивания. Его можно выбирать не только в относительно простые системы, но и смело использовать в сложных системах, например, на СЧ/ВЧ звено. Достойная микродинамика, деликатный характер звучания.
    Немного поворчу по поводу оснащения. Ни у одного из усилителей нет линейных выходов. И если для некоторых из них это не принципиально, то, к примеру, в Audio System X-80.4D с его возможностью разрулить поканалку они могли бы пригодиться. Да и для того же Ground Zero GZTA 4125X-II с его фильтрами они заметно расширили бы возможности применения.
    И напоследок небольшой совет о работе усилителей в классических системах "фронт + сабвуфер мостом". Если вы выбираете 4-канальник именно в такую схему, смотрите не только на цифры выходной мощности, но и на её приращение при переходе с 4-омной на 2-омную нагрузку. Если оно значительное, это говорит о том, что усилитель имеет энергетический запас, и при подключении мостом 4-омного саба обеспечит при прочих равных лучший контроль.

    Ключевые особенности:

    DLS P40

    Деликатное и достаточно детальное звучание с нейтральным характером
    Компактный для традиционного АВ-класса корпус
    Наличие высокоуровневых входов с системой автовключения
    Умеренный характер гармонических и интермодуляционных искажений
    Низкие искажения на малых уровнях сигнала

    Ground Zero GZTA 4125X-II

    Тёплое и комфортное звучание для любителей спокойной музыки
    Фильтры с расширенными частотными диапазонами
    Хорошая механическая защита клемм и разъёмов
    Высокая мощность при работе на 4 Ом
    Повышенный КПД

    Audio System X-80.4D

    Неожиданно масштабное и ясное звучание с великолепной динамикой
    Компактный корпус
    Наличие высокоуровневых входов с системой автовключения
    Возможность подключить по одной паре входов
    Фильтры для поканальных систем
    Уверенная работа на нагрузку 2 Ом
    Высокий КПД

    Kenwood X302-4

    Несмотря на невысокую заявленную мощность, отлично контролирует нагрузку
    Уверенное звучание в басовом диапазоне, нейтральное звучание на СЧ и ВЧ
    Компактный корпус, удобная компоновка
    Наличие высокоуровневых входов с системой автовключения
    Уверенная работа на нагрузку 2 Ом
    Высокий КПД

    Hertz H 604

    Лёгкое ненавязчивое звучание, лояльное к большинству музыкальных жанров
    Двойной блок питания
    Наличие высокоуровневых входов с системой автовключения
    Возможность подключить по одной паре входов
    Крайне низкий уровень фонового шума
    Высокая мощность при работе на 4 Ом
    Повышенный КПД

    https://carmus.ru/content/345
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Ground Zero GZTA 4125X-II
    Ground Zero GZTA 4125X-II
    Audio System X-80.4D
    Audio System X-80.4D
    Hertz H 604
    Hertz H 604
    DLS P40 (DLS)
    DLS P40 (DLS)
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa