Первое изучение конструкции
На этот раз на тестирование взял всю начальную линейку сабов – в серии Master это 10- и 12-дюймовые модели, а в серии Revolution – 10-, 12- и 15-дюймовые. Так уж вышло, что я был немного в курсе подготовки этих динамиков к производству, а потому интересно было оценить все модели в обеих сериях.
С лицевой стороны все динамики выглядят одинаково, во всех используются однотипные диффузоры из прессованной целлюлозы с полимерным покрытием. В отличие от предыдущего поколения колпаки получили рельефные логотипы.
Прострочка и залитые компаундом швы с тыльной стороны – как у предыдущего поколения. Тут что-то менять не было необходимости.
Верхние подвесы узкие и высокие, так что площадь диффузора не страдает. Крепёжные фланцы закрыты резиновыми уплотняющими кольцами, и они тоже с отлитыми логотипами (в первом поколении использовались обычные универсальные уплотняющие кольца).
Основную жёсткость, как и полагается, задают нижние подвесы, т. е. центрирующие шайбы. Тут обошлось без унификации – для каждой модели шайбы подбирались индивидуально, чтобы выйти в итоге на заданные параметры.
К слову, проектировались эти сабвуферы именно от параметров – они изначально чётко задавались техзаданием, и уже под эти требования подбирались комплектующие (в большинстве случаев производители поступают наоборот – собирают сабы из имеющихся компонентов, а параметры уж какие получатся).
Подводящие выполнены в виде круглых косичек и прошиты через центрирующие шайбы. Вместо привычных пружинных клемм – закрытые винтовые терминалы. Возни при подключении чуть больше, но зато они обеспечивают более надёжный контакт (разумеется, если у инсталлятора нет тазоплечевой аномалии, ну вы меня поняли). Корзины в обеих сериях стальные, штампованные. На удивление, совсем не звонкие, тому способствуют удачный рельеф и завальцовки по краям окон.
В отличие от первого поколения магниты закрыты мягкими ярко-жёлтыми кожухами. Ещё одна из мелочей, которые заметно преобразили внешний вид динамиков.
В серии Master используются 2-дюймовые звуковые катушки, так что размеры магнитных систем умеренные. В серии Revolution катушки уже 2,5-дюймовые, так что и моторы покрупнее. Плюс к этому в этой серии сделаны дополнительные отверстия в торцевой шайбе для более эффективного охлаждения.
Словом, конструктивно динамики стали чуть поинтереснее и приобрели некоторые индивидуальные черты. Но главное – это всё же их работа, так что перехожу к измерениям.
Измерение параметров
В целом для 10- и 12-дюймовых сабов параметры оказались близки к заявке. Плюс-минус небольшой разброс, который на расчёт акустического оформления принципиально не влияет. У 15-дюймовой модели попадание не столь точное, но по факту получилось даже лучше, это станет понятно при расчётах корпуса.
Заявленные/фактические параметры SWAT MAS-10 v.2:
- Fs (собственная резонансная частота) – 33 Гц / 33 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 30 л / 28 л
- Qms (механическая добротность) – н. д. / 6,51
- Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0, 50
- Qts (полная добротность) – 0,43 / 0,46
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 142 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 13,8 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – н. д. / 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,5 дБ / 84,8 дБ
Заявленные/фактические параметры SWAT REV-10 v.2:
- Fs (собственная резонансная частота) – 38 Гц / 35 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 18 л / 18 л
- Qms (механическая добротность) – н. д. / 7,48
- Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0, 53
- Qts (полная добротность) – 0,50 / 0,49
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 171 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 16,4 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – н. д. / 3,8 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,6 дБ / 83,7 дБ
Заявленные/фактические параметры SWAT MAS-12 v.2:
- Fs (собственная резонансная частота) – 34 Гц / 30 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 52 л / 55 л
- Qms (механическая добротность) – н. д. / 7,56
- Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0, 54
- Qts (полная добротность) – 0,54 / 0,50
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 166 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 13,9 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – н. д. / 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,3 дБ / 86,6 дБ
Заявленные/фактические параметры SWAT REV-12 v.2:
- Fs (собственная резонансная частота) – 35 Гц / 32 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 46 л / 43 л
- Qms (механическая добротность) – н. д. / 7,78
- Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0, 56
- Qts (полная добротность) – 0,53 / 0,52
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 190 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 16,2 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – н. д. / 3,8 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,3 дБ / 86,2 дБ
Заявленные/фактические параметры SWAT REV-15 v.2:
- Fs (собственная резонансная частота) – 35 Гц / 34 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 118 л / 72 л
- Qms (механическая добротность) – н. д. / 7,98
- Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0, 73
- Qts (полная добротность) – 0,59 / 0,66
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 277 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 17,6 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – н. д. / 3,8 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 90,9 дБ / 88,6 дБ
Расчёт акустического оформления
Описание приводит не только список параметров, но и рекомендации по корпусам. Для их проверки я взял параметры из описания (левые графики) и отдельно сделал собственные расчёты по фактическим измеренным параметрам (правые графики).
Для 10-дюймовых моделей получаются очень компактные корпуса. Причём, как и в первом поколении серий, они отлично подходят для SQ-систем без оглядки на невысокую цену и стереотипы об имидже бренда. В компактных ЗЯ получается тот самый бас, который обычно и ждут от этого калибра – точный, «быстрый», плотный. Отличный вариант для стелсов.
Фазоинверторное оформление чуть проигрывает в точности баса, но заметно выигрывает в отдаче. Больших корпусов при этом тоже не потребуется – по факту в 25 литрах обе «десятки» чувствуют себя прекрасно.
Для 12-дюймовых моделей по рекомендованным ЗЯ никаких вопросов не возникло. Меньше не нужно – бас заметно потеряет в точности и артикуляции, станет более жёстким, и может даже появиться гулкость. Больше – тоже не нужно, эти сабы вряд ли будут стыковаться с дорогими мощными усилителями, так что динамикам нужна хоть какая-то «воздушная подушка», удерживающая диффузоры от неконтролируемого увеличения хода.
А вот ФИ предлагаются неожиданно компактные для этого калибра. Причём для MAS-12 объём даже меньше, чем ЗЯ. Допускаю, что это просто опечатка, потому как бас в таком корпусе получается довольно жёстким, с максимумом отдачи выше 50 Гц. Так что ФИ я бы увеличил, в особенности для модели из серии Master.
Для 15-дюймовой модели фактические параметры несколько отличаются от заявленных, а потому рассчитал корпуса без оглядки на предложенные варианты. Динамик оказался жёстче заявленного (Qts выше, Vas меньше), хотя Fs осталась той же, а при таком раскладе ему требуется корпус меньшего объёма без потери глубины баса.
Судя по фактическим параметрам, REV-15 v.2 неплохо сыграет в ЗЯ средних размеров – в 60 литрах динамику будет в самый раз. Бас получится достаточно глубоким и при этом ровным, без явного выделения отдельных нот.
Крупные калибры выбирают для максимальной глубины баса, поэтому фазоинвертор логично рассчитывать именно под такое применение. В 80 литрах с портом на 35 Гц получится хороший вариант для «негров». Правда, с универсальностью у фазоинверторного оформления сложнее, так что если нужны не только «негры», то вариант с ЗЯ выглядит всё же предпочтительнее.
Как выбрать калибр
Сабвуферы получились – как в учебнике. Если нужен точный и «быстрый» бас, без особого залезания в инфрабас, но при этом плотный и «мясной», однозначно выбираем 10-дюймовую модель. К тому же это хороший вариант, когда в багажнике мало свободного места.
12-дюймовые динамики – универсалы. Уже могут играть чуть глубже и пока ещё без особой потери артикуляции. Бас пусть и не такой точный, как у «десяток», но для не слишком сложных музыкальных жанров «двенашка» будет даже предпочтительнее.
15-дюймовый калибр – когда хочется, как говорится, «глубокого и мягкого» баса. Закрытый ящик – относительно универсальный вариант, а в фазоинверторном корпусе можно построить саб с более высокой отдачей «под негров».
Как выбрать серию
Тут всё проще. Если у вас не слишком мощный усилитель, не гонитесь за старшими сериями. В начальной серии Master используются 2-дюймовые звуковые катушки, с такими удалось добиться чуть большей чувствительности даже при использовании более скромных магнитов. Цена – ниже, отдача – выше, ну не прекрасно ли? Так что если на саб будет работать пара каналов обычного усилителя, выдающего в мостовом включении мощность 300-350 Вт на 4 Ом, то серия Master будет предпочтительнее.
В серии Revolution используются катушки покрупнее – 2,5 дюйма. Это потянуло за собой необходимость увеличения магнитов и, соответственно, сказалось на стоимости. Но зато вы можете использовать эти сабы с более мощными усилителями. К тому же Revolution имеют двойные катушки 2+2 Ом, так что появляется больше свободы при построении сабвуферов на нескольких динамиках.
Коротко
Приятно видеть, что SWAT уверенно избавляется от стереотипа аудиотехники для самых непритязательных, в последние пару лет бренд сделал заметный скачок в инженерном плане. Лично для меня в своё время сабвуферы Master и Revolution стали полным откровением, и их второе поколение однозначно стало интереснее. Сабы имеют ровно те параметры, которые нужны в конкретном применении – для нормальных музыкальных систем без выноса стёкол и прочих саморазрушительных наклонностей. Для громких же систем у SWAT есть другие серии, но это, как говорит один телеведущий, уже совсем другая история.
Плюсы
Технически грамотные конструкции
Хорошо работают с усилителями умеренной мощности
Динамики не требуют огромных корпусов (для своих калибров)
Имеют повышенную отдачу в ФИ
Минусы
Параметры 15-дюймовой модели заметно отличаются от заявленных
https://carmus.ru/content/386
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)